На сегодняшний день в экономике России актуальна тема разработки теоретических и практических методов контроллинга, напрямую связанных с особенностями функционирования предприятий промышленности. Несмотря на то, что в некоторых отраслях промышленности можно наблюдать некую стабилизацию показателей экономического состояния организаций, по-прежнему отмечаются негативные тенденции: спад объемов производства, неустойчивость коэффициентов финансовой и инвестиционной деятельности, снижение научно-технического уровня [1]. Все это происходит на фоне неблагополучной социально-экономической обстановки в обществе.
Сложившаяся ситуация в промышленности обусловлена недостаточным использованием концепции контроллинга. Деятельность предприятий в условиях острой конкуренции диктует необходимость использования современных методов управления, способствующих повышению эффективности. Одной из передовых систем эффективного менеджмента является контроллинг, представляющий собой комплексное управление экономической деятельностью организации, обеспечивающее принятие оперативных и стратегических решений, которые способствуют стабилизации всех отраслей и повышает эффективность деятельности предприятия в долгосрочном периоде [2].
Материалы и методы исследования
Значительный вклад в развитие методологии и теоретии создания системы контроллинга заложили ученые: А. Вагенхофер, Б. Вайзенберг, А. Дайле, П. Друкер, Х. Кюппер, Р. Манн, Т. Райхман, Д. Хан, П. Хорват. Адаптировали эту теорию контроллинга к современным экономическим условиям России: Ананькина Е.А., Анискин Ю.П., Большаков Н.М., Дедов О.А., Зайцев С.Н., Карминский А.М., Малышева Л.А., Оленев С.Н., Петров А.Н., Плеханова А.Ф., Слуцкин М.Л., Уткин Э.А., Шеремет А.Д. и другие [3–5]. При всем том, что изучению основных направлений функционирования системы контроллинга в последнее время уделяется больше внимания, недостаточно исследованными остаются контроллинг в системе управления отдельно предприятия, то есть процессы управления внутри целостной промышленной структуры [6].
Целью исследования является рассмотрение необходимости использования контроллинга в промышленных организациях, а так же изучение теоретических и методологических подходов к созданию данной системы.
Задачи, необходимые для реализации данной цели:
– выявить сущность контроллинга как особого вида управленческой деятельности предприятий;
– определить задачи контролинга;
– изучить функции системы контролинга в организации;
– установить теоретические и методолигческие подходы к созданию системы контролинга.
Понятие системы контроллинга и ее функции
Самая передовая и основополагающая концепция управления предприятием – контроллинг. Простыми словами, контроллинг управляет различными областями хозяйственной и финансовой деятельности компании. Он устанавливает цели предприятия, собирает информацию для принятия решений управления и контролирует отклонения фактических действий предприятия от плановых [7]. Цель и основа контроллинга – это построение в организации или фирме эффективной системы принятия управленческих решений, реализации, контроля и анализа.
Базисом данной системы являются:
– мероприятия по обеспечению роста доходности ниже уровня рисков;
– высокая рентабельность;
– рост объемов и показателей эффективности предприятия.
Контроллинг может устанавливать информационную и аналитическую поддержку процессов принятия решений в управлении организацией.
Решаемые задачи и проблемы:
– оптимизация управления в организации;
– планирование эффективной системы учета;
– контроль систем планирования,
– контроль и анализ деятельности;
– стимулирование и мотивация персонала;
– управление рисками.
Контроллинг является способом системного управления деятельностью. Он обеспечивает методическую и теоретичскую базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, управления и контроля [8].
Основой и миссией контроллинга является повышение эффективности работы предприятия. Рассмотрим ее функций:
– мониторинг состояния экономики организации;
– сервисная;
– управленческая;
– контролирующая;
– методологическая;
– координирующая.
Исследование состояния экономики предприятия – это ревизия и контроль баланса формы «прибыль – затраты». Чтобы достигнуть баланса и равновесия в системе необходимо -соблюдать определенные промежутки времени и заданные показатели. Их сравнить с уже заданным состоянием и определить противодействующие мероприятия для получения результата, который нуден для управления и контроля.
Сервисная функция – это своевременное представление всей нужной информации руководящему звену, для принятия управленческого решения, чтобы скорректировать стратегию предприятия Вся информация (нормативная и плановая) должна быть и фактической. Отклонения так же должны выявляться средствами учета по подразделениям [9].
Управленческая – сводится к пересмотру стратегии, корректировке и изменении целей. Осуществляется эта функция с помощью данных анализа отклонений, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению.
Контролирующая – это равноправная среди прочих управленческая функция. Базовыми функциями менеджмента являются планирование, организация, руководство и управление кадрами и контроллинг.
Методологическая – это согласие комплекса управленческих задач и распределяется по отдельным суботраслям. Поэтому должно проводится дифференцирование и разделение между различными управленческими функциями предприятия [10].
Контроллинг как функция и основа управления – это движение решений, которые касаются ряда управленческих функций предприятия.
Результаты исследования и их обсуждение
Создание и исследование миссии контроллинга – это необходимая предпосылка для использования технологии контроллинга.
Контроллинг – функционален и эффективен при работоспособности всех компонентов технологии на предприятии. Инновационная технология управления не гарантирует мгновенный положительный эффект фирме.
Контроль исполнения плана осуществляется регулярно и многократно, посредством измерения фактических значений показателей в течение всего планового срока. Оценка отклонений направлена на исследования причины данных отклонений от нормы. Управленческие решения ведут на минимизации отклонений. Нельзя противопоставлять контроллингу цифровые технологии, нацеленные на эффективную мотивацию и мобилизацию потенциала персонала [4].
Структура системы планов предприятия представлена ниже (рисунок).
Структура системы планов [11]
1. Целевые планы:
– материальные – создаваемые товары и услуги;
– стоимостные – гарантированный финансовый результат, (леверидж, оборот и т.п.);
– социальные – отношение к инвесторам, партнерам, персоналу и т.д.
2. Стратегические планы:
– функциональные стратегии;
– план совершенствования организационной и правовой структуры предприятия;
– улучшение системы управления.
3. Оперативные планы:
– ассортиментно-продуктовый план;
– планы по подразделениям (сбыт, производство, материально-техническое снабжение, транспортно-складское хозяйство, НИОКР, персонал, основные средства и т.д.);
– плановые проекты.
Стратегический контроллинг направлен на выполнение долгосрочных программ. Его цель – формирование четкой системы планирования, которая позволит надежно управлять компанией для увеличения прибыли [12].
Направления, которые охватывает стратегический контроллинг:
1. Определение полноты формальных и финансовых планов компании;
2. Контроль за нестабильными условиями внутри и вне организации;
3. Контроль за принятием решений и их исполнением;
4. Отслеживание выполнения планов;
5. Минимизация неблагоприятных внешних и внутренних условий и факторов, наносящие вред предприятию в целом;
6. Отслеживание стратегической ситуации фирмы;
7. Контроль соблюдения определяющих принципов предприятия.
Оперативный контроллинг на фирме – направлен на системное управление для достижения результатов в короткие сроки. Необходимо сказать, что его главная задача состоит в том, чтобы не допустить кризиса в организации и отследить процесс выполнения запланированных мероприятий.
Заключение
В ходе работы было изучено понятие контролинга, его роль в современной промышленной организации и основные подходы.
– Выявлено, что контроллинг – это четко ориентированная на достижение результатов и задач сложная комплексная система цифровой и инновационной поддержки со стороны руководства в процессе функций менеджмента: планирования, контроля, мотивации, организации деятельности. А так же анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.
– Установлены основные задачи контролинга: оптимизирование процесса производства, стимулирование и мотивация персонала, а так же грамотное планирование и организация всей работы подразделений.
– Определены основные подходы к понятию «контролинг».