Пассажирский транспорт является одним из наиболее массовых видов городского и пригородного транспорта города Белгорода и области. Он обеспечивает жизнеспособность региона и его экономическую стабильность. Чтобы предоставляемые услуги автотранспорта в Белгородской области были эффективными, необходимо на каждом маршруте проводить ежедневный, еженедельный мониторинг на всей маршрутной сети.
Проводится обследование пассажиропотоков в соответствии с действующими нормативными документами:
1. Распоряжением Министерства транспорта РФ от 28 декабря 2016 г. №197-р «Об утверждении Примерной программы регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации»;
2. Постановление администрации города Белгорода от 12 сентября 2019 года № 154 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа «Город Белгород» и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении на период с 2019 по 2024 годы».
Целью исследования, является развитие методических основ пассажиропотока населения города Белгород и Белгородской области.
Мониторинг движения транспорта на маршруте и его загруженности должны иметь корректировки:
1. Расписание движения автобусов и троллейбусов по маршруту.
2. Маршрутных схем.
3. Организации экспрессных, полуэкспрессных, спаренных и укороченных рейсов.
Материалы и методы исследования
В производственной деятельности предприятий городского пассажирского транспорта применяются методы обследования пассажиропотоков:
1. Метод визуального обследования этот метод, дает получить информацию о количестве наполняемости автобусов пассажирами. С помощью визуальной оценки водителя, кондуктора или специальных контролеров, проводится визуальный подсчет наполняемости транспорта по всему маршруту, с помощью бальной системы и заполняется учетная таблица.
2. Метод подсчёта, во время остановке для высадки – посадки пассажиров проводится подсчет, и записываются в специальной таблице в течение всей смены водителя или в установочные часы.
3. Анкетный метод, с помощью анкетирования населения пользующимися услугами перевозчика, определяется время и маршрут движения пассажирского транспорта по всем маршрутам [1].
4. Метод комплексного обследования пассажиропотока может быть проведен комплексно:
1. С помощью учетного талона, который пассажир получает при оплате проезда в транспорте и возвращает при выходе.
2. Опроса пассажиров: зная, на какой остановке, пассажир вошел водитель методом опроса узнает, где он будет выходить и заносит в специальную таблицу, напротив пункта посадки.
3. Сколько пассажиров производит посадку на каждом остановочном комплексе (счётно – табличный метод) [2].
С помощью данного метода мы узнаем следующие результаты: количество пассажиров на маршруте, средние расстояние на которые передвигаются по маршруту, эффективность наполнения транспорта и другие показатели.
5. Отчётно – статистический метод, это получение статистики по результатам
полученных средств от продажи талонов и билетов.
На пассажирском транспорте самым распространенным способом для получения информации о количестве показателей, результатов наблюдения вычислительной техники с наименьшими трудоемкостями является табличный метод.
В современном мире в основном используются автоматизированные методы обследования пассажиропотоков [3]. Для сбора исходных данных о числе входящих и выходящих на остановках пассажиров применяются современные технологии автоматического подсчета на основе использования бесконтактных датчиков, которые устанавливаются в салонах пассажирских транспортных средств.
Методы автоматизированного контроля пассажиропотока разделяются:
1. Контактный метод, когда пассажир с помощью электронного контроля при выходе – выходе контактирует с устройством.
2. Неконтактный метод используют фотоэлектрические приборы. При фотоэлектрическом учете перевозимых пассажиров используют фотопреобразователи, которые устанавливаются в салоне транспорта по два на каждый поток посадки-высадки пассажиров. Недостатками этого метода заключается: перебои в работе оборудования, техническом обслуживании, настройка приборов требует специалистов, неточные показания.
3. Косвенный метод – для учета пассажиропотока: взвешивать одновременно всех пассажиров транспортного средства с последующим делением общей массы пассажиров на среднюю массу. Общая масса пассажиров определяется при помощи тензометрических преобразователей, расположенных на подушках рессор. Данные обследования регистрируются в виде эпюр пассажиропотоков. Недостатки метода заключаются в большом объеме времени, для определения количества пассажиров вошедших и вышедших на остановочном пункте.
4. Комбинированный метод, заключает в себе контактных и бесконтактных методов пассажиропотока путем обобщение данных.
Все системы могут работать в автономном режиме, но наиболее результативно проявляют себя при подключении к аппаратно-программным комплексам.
5. Инструментальный метод автоматического сбора и передачи данных в диспетчерский центр для дальнейшего расчета основных характеристик пассажиропотока реализуется с помощью специального оборудования, устанавливаемого на транспортные средства городского пассажирского транспорта, выполняющего транспортную работу.
Система «Автокондуктор»
Система «Автокондуктор» с онлайн – видео – регистратором обеспечивает автоматизированный контроль транспорта (рисунок), включающий в себя:
– Онлайн контроль местоположения
– Контроль пробега
– Контроль расхода топлива
– Контроль использованных Топливных карт.
Возможности:
– Подсчёт пассажиров при посадке и высадке с точностью более 98 %.
– Обнаружение возвратов. Пассажиры, вышедшие и быстро вернувшиеся обратно, не считаются дважды.
– Использование на всех видах транспорта, в том числе на железнодорожном. Систему учета пассажиров с 3D-анализом можно использовать даже на массовых мероприятиях. Конфиденциальность пассажиров сохраняется.
– Интеграция в систему продажи билетов. Если количество пассажиров и количество проданных билетов будут не соответствовать, это будет выявлено моментально.
– Интеграция в систему ГЛОНАСС/GPS. Можно выявить моменты пиковой и нулевой загрузки и соотнести их с геопозицией транспорта.
– Мониторинг заполняемости зоны. Определение местонахождения пассажиров в режиме реального времени.
– Запись видео для проверки подсчёта. Запись цветных видеофайлов вместе с результатами измерений.
– Встроенные видеокамеры датчиков позволяют вести видеозапись в режиме онлайн и передавать данные на внешние носители.
– Автоматическая загрузка записей на удалённое хранилище.
Основными задачами, которых является управление выходами на линию, контроль расписания, решение проблемных ситуаций, возникающих в рабочее время на линии, а также подготовка всей документации необходимой для выхода автобусов на линии и по их возвращению.
Результаты исследования и их обсуждение
Первую очередь усовершенствовался процесс работы за счет доступности необходимой информации. В режиме реального времени видно заполненность автобусов, у нас есть понимание нужно ли сделать дополнительный выход транспорта или оставить все без изменений. Система подсчета пассажиропотока дает малую погрешность и является простой в эксплуатации.
Конструктивно оно представляет собой комплект из нескольких камер, устанавливаемых на дверях. Исходными данными для системы подсчета являются изображения, полученные с видеокамер. Посредством 3D-анализа в пассажиропотоке распознаются отдельные лица, и осуществляется подсчет их количества. При этом система способна распознавать случаи, когда пассажир временно выходит из салона при посадке-высадке. За счет этого обеспечивается высокая точность подсчета. Погрешность подсчета объема пассажиропотока составляет при таком алгоритме работы всего лишь 1–3 %. Температурный фактор также не влияет на процесс распознавания пассажиров.
Система подсчета пассажиропотока может комплектоваться трекером GNS-GLONASS v. 4.7 с модулем CAN-LOG, что существенно расширяет ее возможности. Это связано с тем, что по CAN-шине передается огромный поток данных, в частности пробег, нагрузка на ось, температура двигателя, давление в тормозной системе и другая информация об авто. Соответственно, трекер GNS-GLONASS v. 4.7, помимо основной задачи по подсчету пассажиропотока, может быть полезен, для удаленного мониторинга состояния транспортного средства. Более того, такое решение снижает трудоемкость монтажа и эксплуатации отдельно устанавливаемых систем телеметрии. Для техники на гарантии предусмотрен способ подключения модуля с помощью считывателя CAN-Crocodile.[4]
Сводная ведомость пассажиропотока маршрута № 103
Ручные методы |
Кол-во вошедших пассажиров, % |
Кол-во вышедших пассажиров, % |
Автоматизированные методы |
Кол-во вошедших пассажиров, % |
Кол-во вышедших пассажиров, % |
Визуальный |
40 |
35 |
Контактный |
65 |
67 |
Метод подсчета |
55 |
48 |
Неконтактный |
63 |
68 |
Комплексный |
63 |
57 |
Косвенный |
72 |
77 |
Отчетно-статистический |
42 |
53 |
Комбинированный |
67 |
63 |
Анкетный |
68 |
60 |
Инструментальный |
70 |
89 |
54 |
51 |
67 |
73 |
Параметры транспортного средства, которые может считать трекер:
1) уровень безопасности;
2) состояние замка зажигания;
3) наличие ключа в замке зажигания;
4) состояние штатной сигнализации;
5) уровень топлива в баке;
6) обороты двигателя;
7) состояние дверей;
8) время работы двигателя (тотал);
9) полный пробег;
10) расход топлива (тотал);
11) температура двигателя;
12) скорость движения, нагрузка на ось.
Для обработки параметров достаточно подключить трекер к бортовой системе транспорта и активизировать CAN-LOG на шине данных. Отображение результатов производится на персональном терминале или сервере типа Wialon. Следует учитывать, что передаваемая информация отображается в виде списков ID параметров по протоколу Novacom Gns Extended.
Методы обследования пассажиропотоков вышеуказанные в статье являются малоэффективными, дорогостоящими требуют привлечения дополнительных служащих [5].
Данные о численности перевозимых пассажиров, подсчитанные ручными методами, составляют от 50 % до 70 %, а автоматизированными – от 60 % до 85 %.
В современном мире развитые страны уже имеют бесконтактные автоматические устройства обследования и учета пассажиропотока. Они получают объемную информацию при минимальных материальных, технических и трудовых затратах [6].
Выводы
Таким образом, несмотря на высокотехнологичные способы контроля пассажиропотоков, не удается точно производить их подсчет. Потому что, люди имеют разный рост, вес, способ перемещения (инвалидные кресла, костыли), скорость передвижения, а также влияние температуры воздуха, влажность, время суток. Не все современное оборудование способно работать в данных условиях. Для точного подсчета пассажиропотока необходимы новые разработки, которые смогли бы давать полную информацию в условиях тяжелой нагрузки.