Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

ОЦЕНКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПРИ ПЕРЕСАДКЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА НА ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ КРУПНОГО ГОРОДА

Зеге А.Н. 1 Трофименко Ю.В. 1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Проводится оценка сокращения выбросов автомобильным транспортом при пересадке автомобилистов на велосипед в крупном городе в результате внедрения развитой велотранспортной сети в транспортную сеть крупного города. В данной работе расчет ведется для города Москвы. Для проведения расчета был проведен анализ данных, полученных из опросов Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) по частоте использования велосипедов, причинам их неиспользования и отталкивающим факторам. Выделена целевая группа пользователей велотранспортной сети в городе Москве, которая в результате анализа была определена как 22% от всех жителей города Москвы и в фактическом значении составляет около 3,3 млн Человек. В соответствии с методическими рекомендациями по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) определено сокращение выбросов по различным загрязняющим веществам, типам двигателей и экологическому классу от автомобильного транспорта при пересадке целевой группы пользователей с личных автомобилей на велосипеды с учетом данных о фактическом количестве личных автомобилей в городе Москве. Суммарное сокращение выбросов составило 81,6746 тысяч тонн в год.
сокращение
выбросы
велосипед
аналитика
оценка
статистика
1. Галышев А.Б., Шелмаков С.В. Развитие велосипедного движения для улучшения экологической обстановки в крупных городах // Успехи современного естествознания. 2011. № 7. С. 93.
2. Опрос ВЦИОМ [электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velosipedisty-krutim-pedali (дата обращения: 20.08.2021).
3. Официальный сайт мэра города Москвы. Население города Москвы на 2021 год [электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/dvms/documents/materialy_smi/view/228778220/ (дата обращения: 21.08.2021).
4. Исследование аналитического агентства «Автостат-Инфо» [электронный ресурс]. URL: https://avtostat-info.com/News/9384 (дата обращения: 20.08.2021).
5. Трофименко Ю.В., Шелмаков С.В., Зеге С.О., Шашина Е.В. Велосипедный транспорт в городах: монография. М.: МАДИ, 2020. 154 с.
6. Шелмаков С.В. Экотранспорт: учеб. пособие. М.: МАДИ, 2018. 199 с.

В настоящее время развитие велосипедного транспорта является неотъемлемой частью развития городской среды. Развитие велотранспортной сети дает возможность организовать городское пространство, в котором потребность перемещения на личном автомобиле будет снижаться. [1]

При развитии велотранспортой сети важным моментом является оценка экологического влияния этой сети на окружающую среду в городе.

Наиболее значимым положительным эффектом пересадки людей на велосипед с личного автомобиля является сокращение выбросов вредных веществ, за счет снижения количества используемых двигателей внутреннего сгорания разного типа.

Целью работы являлась оценка сокращения выбросов вредных веществ при пересадке целевой группы пользователей в городе Москве с личного транспорта на велосипед, а также определение потенциального количества пользователей велосипедной инфраструктуры по результатам социологических опросов.

Основная часть при оценке сокращения выбросов вредных веществ за счет пересадке целевой группы пользователей в городе Москве с личного транспорта на велосипед показателя необходимо:

• Оценить потенциальное количество людей, которые пересядут с личного автомобиля или автобуса на велосипед – оценку можно провести путем социологических опросов

• Выделить целевую группу

• Определить сокращение автомобилей по обработке данных опросов среди целевой группы пользователей

• Рассчитать сокращение выбросов по методике

Обработка статистических данных по использованию велосипеда в городе Москве. Для определения воздействия велотранспортной сети на городскую среду, необходимо определить количество пользователей, которые будут использовать велосипед в качестве основного вида транспорта, после развития этой сети. Для этого необходимо определить целевую группу пользователей и рассчитать их количество.

Для выделения целевой группы пользователей используются результаты опроса жителей Москвы (таблица 1) в которых представлена информация о частоте использования велосипедов жителями москвы различных возрастных категорий. В соответствии с данными [2] большинство москвичей не используют велосипед в повседневной жизни.

Результаты опроса жителей города Москвы с разбивной на частоту использования велосипеда по всем возрастным категориям наглядно представлены в виде графика (рис. 1).

При анализе приведенных данных опроса было определено, что среди москвичей с определенной частотой велосипед используют 29% опрошенных, которых мы можем отнести к целевой группе. При этом 19% из 29% москвичей считают, что велосипед является развлечением или хобби, при этом именно в качестве самостоятельного средства передвижения его рассматривает всего 3% из 29% (рис. 2).

Таблица 1

Результаты опроса жителей города москвы в соответствии с данными ВЦИОМ

Как часто вам случается ездить на велосипеде по Москве, включая прогулки в московских парках?

 

Все москвичи

18–30 лет

31–45 лет

46–60 лет

Старше 60 лет

Каждый день

2

3

2

3

1

Несколько раз в неделю

7

10

9

5

1

Раз в неделю

7

8

9

7

0

Несколько раз в месяц

6

11

7

4

1

Реже, чем раз в месяц

7

12

8

3

1

Не езжу или почти не езжу на велосипеде

71

54

63

76

97

Затрудняюсь ответить

1

1

1

2

<1

missing image file

Рис. 1. Использование велосипеда жителями г. Москвы

missing image file

Рис. 2. Результаты опроса «Чем является для вас велосипед в первую очередь: это средство передвижения, спорт или развлечение, хобби?»

Такие невысокие показатели использования велосипеда в качестве средства передвижения москвичи связывают со следующими факторами:

• Мало оборудованных велодорожек, город не приспособлен для поездок на велосипеде;

• Большие расстояния, слишком долго;

• Автомобили, загруженность дорог;

• Опасность передвижения на велосипеде;

• Проблема парковки велосипедов, их сохранности;

• Отсутствие культуры в отношении к велосипедистам;

• Специфика работы, дресс-код;

• Плохая погода.

При этом более 35% опрошенных заявили, что основным препятствием в использовании велосипеда в качестве транспортного средства является отсутствие велосипедной инфраструктуры, более 23% опрошенных заявили, что велосипед не комфортен для перемещения на дальние дистанции из-за низкой скорости передвижения и около 18% утверждают, что движение на велосипеде опасно из-за тесного контакта с автомобилями.

Таким образом, можно утверждать, что при создании развитой велосипедной сети, имеющей интерграцию с общественным транспортом и которая позволяет перемещаться по городу быстро и безопасно можно привлечь более 76% потенциальных пользователей, относящихся к целевой группе. Данное значение позволяет:

• Рассчитать примерное количество пользователей велотранспортной сети;

• Оценить экологическое положительное влияние велотранспортной сети путем расчета снижения выбросов;

• Оценить потенциал велотранспортной сети.

Население города Москвы на 2021 в соответствии с [3] составляет 15 млн человек. При выделении целевой группы можно определить, что использовать велотранспортную сеть будет около 3,3 млн человек.

Оценка сокращения выбросов автомобилей. В соответствии с [4] около 25% населения города Москвы имеют автомобиль, соответственно при пересадке 3,3 млн человек на велосипед трафик в москве снизится примерно на 825 тыс автомобилей. При этом средний годовой пробег автомобиля в городе Москве составляет 16,1 тыс. Км.

В соответствии с методическими рекомендациями по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) [5] состав парка легковых автомобилей в России представлен в таблице 2, а структура парка по типа используемого топлива в автопарках представлена в таблице 3.

Таблица 2

Структура парка легковых автомобилей в России [4, с. 4]

Тип АТС

Вид топлива

Экологический класс АТС

0 (Евро 0)

1 (Евро 1)

2 (Евро 2)

3 (Евро 3)

4 (Евро 4)

5 (Евро 5)

6 (Евро 6)

Для соответствующего экологического класса

Легк. авто. категории М1

Бензин

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

ДТ

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

Таблица 3

Структура парка по типа используемого топлива [4, с. 5]

Легковые

Грузовые автомобили и автобусы категории М1, N1

Грузовые автомобили категории N2, N3

Автобусы категории М2, М3

бензин

ДТ

бензин

ДТ

бензин

ДТ

бензин

ДТ

0,98

0,02

0,70

0,30

0,30

0,70

0,20

0,80

Таблица 4

удельные выбросы ЗВ легковых автомобилей категории М1 при движении по крупным и сверхкрупным городам, г/км [4, с. 8]

Экологический класс АТС

Вид топлива

Загрязняющие вещества

CO

NOx

C

So2

CH4

ЛОCHM*

NH3

0 (евро 0)

Бензин

29,3

1,15

-

0,022

0,040

5,260

0,002

ДТ

0,9

2,80

0,25

0,075

-

0,225

0,001

СНГ

29,3

1,15

-

0,007

0,025

5,275

-

1 (евро 1)

Бензин

9,2

0,72

-

0,018

0,015

0,495

0,070

ДТ

0,6

0,55

0,07

0,070

-

0,110

0,001

СНГ

9,2

0,72

-

0,007

0,010

1,440

-

2 (евро 2)

Бензин

6,2

0,28

-

0,016

0,010

0,110

0,095

ДТ

0,6

0,55

0,07

0,070

-

0,120

0,001

СНГ

6,2

0,28

-

0,007

0,010

0,110

-

3 (евро 3)

Бензин

3,3

0,11

-

0,016

0,004

0,076

0,060

ДТ

0.6

0,42

0,05

0,066

-

0,095

0,001

СНГ

3,3

0,11

-

0,007

0,003

0,077

-

4 (евро 4)

Бензин

0,30

0,07

-

0,016

0,003

0,027

0,060

ДТ

0,35

0,23

0,05

0,066

-

0,055

0,001

СНГ

0,30

0,07

-

0,007

0,001

0,029

-

5 (евро 5)

Бензин

0,30

0,05

-

0,016

0,003

0,028

0,060

ДТ

0,35

0,18

0,03

0,066

-

0,055

0,001

СНГ

0,30

0,05

-

0,007

0,001

0,029

-

* ЛОCHM – неметановые летучие органические соединения

В общем виде формула общих выбросов загрязняющих веществ АТС при перемещении в городах и населенных пунктах выглядит следующим образом:

Mi = M1i + M2i + M3i, тыс. т

где M1i – выброс i-го вещества во время перемещения транспортного средства на территории крупных и сверхкрупных городов (население города превышает 1 млн человек), тыс. т

M2i – выброс i-го вещества во время перемещения транспортного средства на территории больших, средних и малых городов (до 1 млн человек), тыс. т

M3i – выброс i-го вещества во время перемещения транспортного средства на территории внегородских дорог, тыс. Т

В нашем случае расчет производится для города Москвы и рассчитываться будет только значение M1i,следовательно, формула приобретает следующий вид:

Mi = M1i = ∑M1ij, тыс. т

где M1ij – выброс i-го вещества от АТС для j-го расчетного типа при движении по УДС крупных и сверхкрупных городов.

М рассчитывается по формуле:

M1ij = m1ij · L1j · N1j · 10–6, тыс. т

где m1ij – удельный выброс i-го вещества автотранспортного средства j-го расчетного типа (в нашем случае легковые автомобили и автобусы) при перемещении АТП по крупным и сверхкрупным городам в соответствии с таблицей 4, г/км;

L1j – среднегодовой пробег автотранспортного средства j-го расчетного типа, тыс. км;

N1j – количество автотранспортных средств j-го расчетного типа, ед.

Таблица 5

Результаты расчета сокращения выбросов по веществам в год, тыс. т

 

Загрязняющее вещество

номер M1ij

CO

NOx

C

So2

CH4

ЛОCHM*

NH3

тип двиг.

Класс евро

M1ij1

38,139

1,4969

0

0,029

0,052

6,847

0,0026

Бен.

Евро 0

M1ij2

0,0239

0,0749

0,0066

0,002

0

0,006

2,7-5

Дт

M1ij3

11,976

0,9372

0

0,0234

0,020

0,644

0,0911

Бен.

Евро 1

M1ij4

0,0159

0,0146

0,0019

0,0019

0

0,003

2,7-5

Дт

M1ij5

8,0706

0,3645

0

0,0208

0,013

0,143185

0,12366

Бен.

евро 2

M1ij6

0,0159

0,0146

0,0019

0,0019

0

0,00

2,7-5

Дт

M1ij7

8,5911

0,2864

0

0,0417

0,010

0,199

0,1562

Бен.

евро 3

M1ij8

0,0319

0,0223

0,0027

0,0035

0

0,005

5,3-5

Дт

M1ij9

1,1715

0,2734

0

0,0625

0,013

0,105

0,2343

Бен.

евро 4

M1ij10

0,0279

0,0183

0,0040

0,0053

0

0,004

8-5

Дт

M1ij11

0,7810

0,1302

0

0,0416

0,008

0,073

0,1562

Бен.

евро 5

M1ij12

0,0186

0,0096

0,0016

0,0035

0

0,003

5,3-5

ДТ

Итого

68,863

3,6423

0,019

0,2366

0,115

8,035

0,7644

общ.

Сумма

81,6746

missing image file

Рис. 3. Сокращение выбросов по веществам, тыс. т

Результаты расчета приведены в таблице 5

Оценка сокращения использования топлива. Для определения сокращения потребления топлива при развитии велотранспортной сети в крупном городе следует учитывать среднегодовой пробег автомобилей в городе, а также средний расход топлива легковыми автомобилями. Для города Москвы среднегодовой пробег составляет 16,1 тыс. Км. При этом принимая средний расход топлива легковым автомобилем 10л/100км [6] получим экономию топлива до 5313 миллионов литров в год.

Таким образом мы видим, что внедрение велосипедной сети, которая охватывает целевую группу пользователей в городе Москве, позволит сократить выбросы на 81,6746 тыс. т в год. И сэкономить до 5313 миллионов литров топлива.


Библиографическая ссылка

Зеге А.Н., Трофименко Ю.В. ОЦЕНКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПРИ ПЕРЕСАДКЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА НА ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ КРУПНОГО ГОРОДА // European Journal of Natural History. – 2022. – № 1. – С. 90-94;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34241 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674