Введение
Выбор профессии для подростков является одним из главных жизненных выборов, от которого зависит вся их дальнейшая жизнь. И значительная часть школьников испытывает страх перед принятием столь важных решений. С одной стороны, они сталкиваются со стремительными изменениями, происходящими в нашем обществе, которые затрагивают экономические, политические, социальные и духовные сферы общественной жизни. Научно-технические преобразования, экономические кризисы, сложные политические и нравственные вопросы определяют затруднения в определении будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, изменения касаются и самих подростков. Профессиональный выбор они вынуждены совершать в один из самых сложных социально-биологических периодов жизни человека. Этот период характеризуется сменой социальных ролей, пубертатными изменениями, необходимостью прогноза соответствия собственных личностных особенностей и возможностей требованиям выбранного пути [1].
Учитывая эти обстоятельства, становится понятным, насколько старшекласснику затруднительно совершить профессиональный выбор. По данным исследований образовательной компании «Maximum Education» за 2022 год, свыше 40% одиннадцатиклассников не определились с будущей профессией, а ещё 28% считают, что не стоит строить каких-либо планов на этот счёт [2]. И, конечно, в этом смысле целенаправленное изучение профессиональной направленности старших школьников, упор на её формирование и развитие имеют одно из ключевых значений в успешности не только их будущей профессиональной карьеры, но и жизни в целом. Данные исследования необходимы для общего представления обучающихся об их профессиональном потенциале, соотнесении своих профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися личностными возможностями и требованиями, предъявляемыми к человеку с различными профессиями.
Под профессиональной направленностью понимается системное качество личности, определяющее отношение к профессии, устойчивое представление, потребность и готовность к ней [3]. Профессиональная направленность тесно связана с личностным и профессиональным самоопределением подростка и включена в процесс совершения профессионального выбора [4].
Целью исследования является изучение профессиональной направленности обучающихся старших классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 28 обучающихся 10-х классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского в возрасте от 15 до 16 лет.
Используемые методики исследования: Дифференциально-диагностический опросник «ДДО» Е.А. Климова (в адаптации А. Азбель), «Карта интересов» А.Е. Голомштока (в адаптации А. Азбель и А. Грецова) [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования склонности респондентов к различным предметам труда по методике «ДДО» представлены на рисунке 1.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее выраженные склонности обучающихся десятых классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского соответствуют предмету труда «человек-человек» (10 человек). Для обучающихся привлекательны профессии, характерной чертой которых является необходимость непосредственного взаимодействия с другим человеком (группой людей) и воздействием на них. Для успешной деятельности в рамках профессий данной сферы необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками и организаторскими способностями, эмоциональной устойчивостью, выраженным стремлением к общению. Высокие требования предъявляются к таким качествам личности специалистов как доброжелательность, стрессоустойчивость, креативность. Направленность на технические специальности демонстрируют 9 человек. Профессии из этой сферы связаны с применением в работе различных технических устройств. Деятельность специалистов предполагает развитое техническое мышление, высокий уровень оперативной памяти, высокий уровень концентрации, переключения и распределения внимания, устойчивость нервной системы к внешним раздражителям, а также способность переносить состояние монотонии. Менее всего свою будущую деятельность респонденты связывают с профессиями, предметом труда которых является природа (2 человека).
Рис. 1. Частота встречаемости выраженных склонностей к предметам труда
Рис. 2. Частота встречаемости выраженного интереса к различным сферам деятельности по методике «Карта интересов»
Следует отметить, что 8 респондентов демонстрируют направленность более, чем на один предмет труда. Наиболее популярно сочетание сфер «Человек-человек» и «Человек-знаковая система». В этом случае речь может идти о профессиях, предполагающих взаимодействие как с людьми, так и со знаковой системой различного профессионального характера. Примерами таких профессий являются педагог, юрист, переводчик, участвующий в переговорных процессах, библиотекарь.
Также выделяется сочетание «Человек-человек» и «Человек-художественный образ». Вероятно, для такого сочетания характерна деятельность, предполагающая создание, воплощение и передачу художественных образов при одновременном взаимодействии с людьми. К подобным профессиям относятся актёр театра и кино, фотограф, певец, музыкант, художник-постановщик, костюмер.
По результатам методики «Карта интересов» выявлено, что наибольшую привлекательность у респондентов вызывает сфера деятельности «Управление бизнесом», в качестве приоритетной для себя её выбирают 14 человек. 10 человек имеют выраженный интерес к сфере «Изобразительное искусство, дизайн». По 8 человек имеют направленность на сферы деятельности «Строительство», «Инженерно-техническая сфера», «Физкультура и спорт». По 7 человек выражают интерес к сферам «Физика, математика», «Информационные технологии», «Юриспруденция», «Музыкальное и сценическое искусство». Сферы «Туризм», «Иностранные языки», «Экономика, финансы» интересуют по 6 человек. Для 5 человек направленность проявляется к сфере «Сфера услуг, торговля». 4 человека выражают интерес к сфере «Биология, химия», а также к сфере «Образование». Наименьшее количество выборов получили сферы «Медицина», «Транспорт, логистика», «Силовые структуры», «Общественно-политическая сфера», «Журналистика». Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.
Таким образом, профессиональная направленность респондентов преимущественно связана со сферой организации и управления бизнесом.
Таблица 1
Соотнесение результатов по методикам «ДДО» и «Карта интересов»
№ |
Методики |
|
ДДО |
Карта интересов |
|
1. |
Человек-техника |
Физика, математика; Силовые структуры; Строительство; Инф.технологии |
2. |
Человек-человек, человек-знаковая система |
Физкультура и спорт; Экономика, финансы |
3. |
Человек-техника |
Строительство; Инженерно-техническая сфера |
4. |
Человек-техника |
Инженерно-техническая сфера |
5. |
Человек-техника |
Инф.технологии; Строительство; Инженерно-техническая сфера; Экономика, финансы; Управление бизнесом; Сфера услуг, торговля |
6. |
Человек-худ.образ |
Физика, математика; Изобразит.искусство, дизайн |
7. |
Человек-человек, человек-техника |
Управление бизнесом |
8. |
Человек-худ.образ |
Изобразит.искусство, дизайн; Музыкал. и сценическое искусство |
9. |
Человек-человек, человек-худ.образ |
Туризм; Иностранные языки; Образование; Сфера услуг, торговля; Музыкал. и сценическое искусство; Изобразит. искусство, дизайн |
10. |
Человек-техника, человек-худ.образ |
Строительство; Инженерно-техническая сфера |
11. |
Человек-техника |
- |
12. |
Человек-техника |
Физика, математика; Строительство; Инженерно-техническая сфера; Изобразит. искусство, дизайн |
13. |
Человек-человек, человек-техника |
Иностранные языки; Изобразит. искусство, дизайн |
14. |
Человек-техника, человек-знаковая система |
Экономика, финансы |
15. |
Человек-худ.образ |
Физкультура и спорт; Изобразительное искусство, дизайн |
16. |
Человек-природа |
Физика, математика; Управление бизнесом |
17. |
Человек-техника, человек-худ.образ |
Инженерно-техническая сфера; Силовые структуры |
18. |
Человек-человек, человек-природа |
Журналистика; Образование |
19. |
Человек-природа |
Физика, математика; Биология, химия |
20. |
Человек-знаковая система |
Изобразительное искусство, дизайн |
21. |
Человек-человек |
Управление бизнесом; Иностранные языки |
22. |
Человек-человек |
Туризм; Иностранные языки |
23. |
Человек-человек, человек-худ.образ |
Иностранные языки; Образование; Сфера услуг, торговля; Музыкал. и сценическое искусство |
24. |
Человек-человек |
Туризм; Иностранные языки; Общественно-политическая сфера; Журналистика; Юриспруденция; Музыкал. и сценическое искусство; Изобразит.искусство, дизайн |
25. |
Человек-человек |
Управление бизнесом |
26. |
Человек-человек, человек-знаковая система |
Управление бизнесом; Физкультура и спорт |
27. |
Человек-знаковая система |
|
28. |
Человек-знаковая система |
Вероятнее всего, обучающиеся заинтересованы в деятельности, которая предполагает возможность планирования, организации и контроля задач различного характера, они проявляют стремления к руководству другими, направлению их действий и ответственности за общий результат. Высокая степень интереса также представлена в области изобразительного искусства и дизайна. Респонденты, вероятно, обладают развитыми художественными навыками и творческими способностями, что является важным аспектом для многих профессий в сфере искусства и дизайна. Вполне возможно, их будущая деятельность может быть связана с дизайном, архитектурой, живописью, анимацией.
Значимость для исследования профессиональной направленности представляет соотнесение высоких показателей склонности к определённому предмету труда с показателями наиболее выраженных интересов к тому или иному виду деятельности у респондентов. На таблице представлено соотнесение результатов каждого респондента по методикам Дифференциально-диагностический опросник и «Карта интересов».
В результате соотнесения полученных данных по методикам «ДДО» и «Карта интересов» было установлено соответствие между направленностью на предмет труда и интересом к определённым видам деятельности у респондентов. Выбор областей будущей профессиональной деятельности, представляющих интерес для исследуемых, включён в предпочитаемые ими предметы труда. Исключением является один респондент, у которого не наблюдается выраженного интереса ни к одной из представленных областей по методике «Карта интересов» при выраженной направленности на технический предмет труда.
На основе результатов исследования профессиональной направленности обучающихся 10-х классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского можно сделать вывод, что респонденты преимущественно направлены на виды деятельности, которые связаны с непосредственным взаимодействием с людьми. Данная профессиональная сфера предполагает развитые коммуникативные навыки и организаторские способности, эмоциональную устойчивость, стремление к общению с большим количеством людей на постоянной основе. Выраженной является и склонность к профессиям, которые связаны с производством, обслуживанием и проектированием технических устройств и моделей. Деятельность специалистов этой сферы требует развитое техническое мышление, высокий уровень оперативной памяти, высокий уровень концентрации, переключения и распределения внимания, устойчивость нервной системы к внешним раздражителям, а также способность переносить состояние монотонии.
Ярко выраженный интерес для будущих профессионалов представляет деятельность «Управление бизнесом», которая предполагает возможность планирования, организации и контроля задач различного характера, проявление стремления к руководству над другими, направлению действий команды и ответственности за общий результат. Высокий профессиональный интерес также наблюдается по отношению к профессиям, которые связаны с изобразительным искусством и дизайном, что указывает на потенциал для успешной профессиональной реализации в областях, требующих развитых художественных навыков, способностям к визуальному творчеству и проявлению креативности.
Полученные результаты исследования могут быть использованы при составлении профориентационной программы с учётом направленности обучающихся к определённым сферам и областям профессиональной деятельности.