Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF 10TH GRADES OF MSU NAMED AFTER ADM. G.I. NEVELSKOY

Barinov I.S. 1 Danchenko S.A. 1
1 Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoy
The relevance of the study is due to the need for students to understand their professional potential and to correlate their own preferences with the demands of modern society. The purpose of the study is to examine the professional orientation of tenth-grade students of the Lyceum of the Admiral G.I. Nevelskoy Maritime State University with the possibility of further developing students’ readiness to make a professional choice. The methods used were: “Differential Diagnostic Questionnaire” by E.A. Klimov and “Interest Map” by A.E. Golomshtok (adapted by A. Azbel and A. Gretsov). It was found that students are predominantly focused on professional activities related to the subjects of labor “person-person” and “person-technology”. Several respondents demonstrated a focus on more than one subject of labor. The most popular combinations are “person-person” and “person-sign system”. It was revealed that the greatest interest for the students under study is in the fields of business management, fine arts and design. As a result of the comparative analysis of the obtained data, a correspondence was established between the focus on the subject of work and the interest in a similar sphere of professional activity for the majority of respondents. The obtained results can be used in the preparation of career guidance programs and events that take into account the interests and inclinations of students to certain types of professional activity.
professional orientation
professional choice
subject of work
interest
inclinations
career guidance

Введение

Выбор профессии для подростков является одним из главных жизненных выборов, от которого зависит вся их дальнейшая жизнь. И значительная часть школьников испытывает страх перед принятием столь важных решений. С одной стороны, они сталкиваются со стремительными изменениями, происходящими в нашем обществе, которые затрагивают экономические, политические, социальные и духовные сферы общественной жизни. Научно-технические преобразования, экономические кризисы, сложные политические и нравственные вопросы определяют затруднения в определении будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, изменения касаются и самих подростков. Профессиональный выбор они вынуждены совершать в один из самых сложных социально-биологических периодов жизни человека. Этот период характеризуется сменой социальных ролей, пубертатными изменениями, необходимостью прогноза соответствия собственных личностных особенностей и возможностей требованиям выбранного пути [1].

Учитывая эти обстоятельства, становится понятным, насколько старшекласснику затруднительно совершить профессиональный выбор. По данным исследований образовательной компании «Maximum Education» за 2022 год, свыше 40% одиннадцатиклассников не определились с будущей профессией, а ещё 28% считают, что не стоит строить каких-либо планов на этот счёт [2]. И, конечно, в этом смысле целенаправленное изучение профессиональной направленности старших школьников, упор на её формирование и развитие имеют одно из ключевых значений в успешности не только их будущей профессиональной карьеры, но и жизни в целом. Данные исследования необходимы для общего представления обучающихся об их профессиональном потенциале, соотнесении своих профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися личностными возможностями и требованиями, предъявляемыми к человеку с различными профессиями.

Под профессиональной направленностью понимается системное качество личности, определяющее отношение к профессии, устойчивое представление, потребность и готовность к ней [3]. Профессиональная направленность тесно связана с личностным и профессиональным самоопределением подростка и включена в процесс совершения профессионального выбора [4].

Целью исследования является изучение профессиональной направленности обучающихся старших классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 28 обучающихся 10-х классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского в возрасте от 15 до 16 лет.

Используемые методики исследования: Дифференциально-диагностический опросник «ДДО» Е.А. Климова (в адаптации А. Азбель), «Карта интересов» А.Е. Голомштока (в адаптации А. Азбель и А. Грецова) [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования склонности респондентов к различным предметам труда по методике «ДДО» представлены на рисунке 1.

Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее выраженные склонности обучающихся десятых классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского соответствуют предмету труда «человек-человек» (10 человек). Для обучающихся привлекательны профессии, характерной чертой которых является необходимость непосредственного взаимодействия с другим человеком (группой людей) и воздействием на них. Для успешной деятельности в рамках профессий данной сферы необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками и организаторскими способностями, эмоциональной устойчивостью, выраженным стремлением к общению. Высокие требования предъявляются к таким качествам личности специалистов как доброжелательность, стрессоустойчивость, креативность. Направленность на технические специальности демонстрируют 9 человек. Профессии из этой сферы связаны с применением в работе различных технических устройств. Деятельность специалистов предполагает развитое техническое мышление, высокий уровень оперативной памяти, высокий уровень концентрации, переключения и распределения внимания, устойчивость нервной системы к внешним раздражителям, а также способность переносить состояние монотонии. Менее всего свою будущую деятельность респонденты связывают с профессиями, предметом труда которых является природа (2 человека).

missing image file

Рис. 1. Частота встречаемости выраженных склонностей к предметам труда

missing image file

Рис. 2. Частота встречаемости выраженного интереса к различным сферам деятельности по методике «Карта интересов»

Следует отметить, что 8 респондентов демонстрируют направленность более, чем на один предмет труда. Наиболее популярно сочетание сфер «Человек-человек» и «Человек-знаковая система». В этом случае речь может идти о профессиях, предполагающих взаимодействие как с людьми, так и со знаковой системой различного профессионального характера. Примерами таких профессий являются педагог, юрист, переводчик, участвующий в переговорных процессах, библиотекарь.

Также выделяется сочетание «Человек-человек» и «Человек-художественный образ». Вероятно, для такого сочетания характерна деятельность, предполагающая создание, воплощение и передачу художественных образов при одновременном взаимодействии с людьми. К подобным профессиям относятся актёр театра и кино, фотограф, певец, музыкант, художник-постановщик, костюмер.

По результатам методики «Карта интересов» выявлено, что наибольшую привлекательность у респондентов вызывает сфера деятельности «Управление бизнесом», в качестве приоритетной для себя её выбирают 14 человек. 10 человек имеют выраженный интерес к сфере «Изобразительное искусство, дизайн». По 8 человек имеют направленность на сферы деятельности «Строительство», «Инженерно-техническая сфера», «Физкультура и спорт». По 7 человек выражают интерес к сферам «Физика, математика», «Информационные технологии», «Юриспруденция», «Музыкальное и сценическое искусство». Сферы «Туризм», «Иностранные языки», «Экономика, финансы» интересуют по 6 человек. Для 5 человек направленность проявляется к сфере «Сфера услуг, торговля». 4 человека выражают интерес к сфере «Биология, химия», а также к сфере «Образование». Наименьшее количество выборов получили сферы «Медицина», «Транспорт, логистика», «Силовые структуры», «Общественно-политическая сфера», «Журналистика». Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.

Таким образом, профессиональная направленность респондентов преимущественно связана со сферой организации и управления бизнесом.

Таблица 1

Соотнесение результатов по методикам «ДДО» и «Карта интересов»

Методики

ДДО

Карта интересов

1.

Человек-техника

Физика, математика; Силовые структуры; Строительство; Инф.технологии

2.

Человек-человек,

человек-знаковая система

Физкультура и спорт; Экономика, финансы

3.

Человек-техника

Строительство; Инженерно-техническая сфера

4.

Человек-техника

Инженерно-техническая сфера

5.

Человек-техника

Инф.технологии; Строительство; Инженерно-техническая сфера; Экономика, финансы; Управление бизнесом; Сфера услуг, торговля

6.

Человек-худ.образ

Физика, математика; Изобразит.искусство, дизайн

7.

Человек-человек, человек-техника

Управление бизнесом

8.

Человек-худ.образ

Изобразит.искусство, дизайн; Музыкал. и сценическое искусство

9.

Человек-человек, человек-худ.образ

Туризм; Иностранные языки; Образование; Сфера услуг, торговля; Музыкал. и сценическое искусство; Изобразит. искусство, дизайн

10.

Человек-техника, человек-худ.образ

Строительство; Инженерно-техническая сфера

11.

Человек-техника

-

12.

Человек-техника

Физика, математика; Строительство; Инженерно-техническая сфера; Изобразит. искусство, дизайн

13.

Человек-человек, человек-техника

Иностранные языки; Изобразит. искусство, дизайн

14.

Человек-техника,

человек-знаковая система

Экономика, финансы

15.

Человек-худ.образ

Физкультура и спорт; Изобразительное искусство, дизайн

16.

Человек-природа

Физика, математика; Управление бизнесом

17.

Человек-техника, человек-худ.образ

Инженерно-техническая сфера; Силовые структуры

18.

Человек-человек, человек-природа

Журналистика; Образование

19.

Человек-природа

Физика, математика; Биология, химия

20.

Человек-знаковая система

Изобразительное искусство, дизайн

21.

Человек-человек

Управление бизнесом; Иностранные языки

22.

Человек-человек

Туризм; Иностранные языки

23.

Человек-человек, человек-худ.образ

Иностранные языки; Образование; Сфера услуг, торговля;

Музыкал. и сценическое искусство

24.

Человек-человек

Туризм; Иностранные языки; Общественно-политическая сфера; Журналистика; Юриспруденция; Музыкал. и сценическое искусство; Изобразит.искусство, дизайн

25.

Человек-человек

Управление бизнесом

26.

Человек-человек,

человек-знаковая система

Управление бизнесом; Физкультура и спорт

27.

Человек-знаковая система

 

28.

Человек-знаковая система

 

Вероятнее всего, обучающиеся заинтересованы в деятельности, которая предполагает возможность планирования, организации и контроля задач различного характера, они проявляют стремления к руководству другими, направлению их действий и ответственности за общий результат. Высокая степень интереса также представлена в области изобразительного искусства и дизайна. Респонденты, вероятно, обладают развитыми художественными навыками и творческими способностями, что является важным аспектом для многих профессий в сфере искусства и дизайна. Вполне возможно, их будущая деятельность может быть связана с дизайном, архитектурой, живописью, анимацией.

Значимость для исследования профессиональной направленности представляет соотнесение высоких показателей склонности к определённому предмету труда с показателями наиболее выраженных интересов к тому или иному виду деятельности у респондентов. На таблице представлено соотнесение результатов каждого респондента по методикам Дифференциально-диагностический опросник и «Карта интересов».

В результате соотнесения полученных данных по методикам «ДДО» и «Карта интересов» было установлено соответствие между направленностью на предмет труда и интересом к определённым видам деятельности у респондентов. Выбор областей будущей профессиональной деятельности, представляющих интерес для исследуемых, включён в предпочитаемые ими предметы труда. Исключением является один респондент, у которого не наблюдается выраженного интереса ни к одной из представленных областей по методике «Карта интересов» при выраженной направленности на технический предмет труда.

На основе результатов исследования профессиональной направленности обучающихся 10-х классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского можно сделать вывод, что респонденты преимущественно направлены на виды деятельности, которые связаны с непосредственным взаимодействием с людьми. Данная профессиональная сфера предполагает развитые коммуникативные навыки и организаторские способности, эмоциональную устойчивость, стремление к общению с большим количеством людей на постоянной основе. Выраженной является и склонность к профессиям, которые связаны с производством, обслуживанием и проектированием технических устройств и моделей. Деятельность специалистов этой сферы требует развитое техническое мышление, высокий уровень оперативной памяти, высокий уровень концентрации, переключения и распределения внимания, устойчивость нервной системы к внешним раздражителям, а также способность переносить состояние монотонии.

Ярко выраженный интерес для будущих профессионалов представляет деятельность «Управление бизнесом», которая предполагает возможность планирования, организации и контроля задач различного характера, проявление стремления к руководству над другими, направлению действий команды и ответственности за общий результат. Высокий профессиональный интерес также наблюдается по отношению к профессиям, которые связаны с изобразительным искусством и дизайном, что указывает на потенциал для успешной профессиональной реализации в областях, требующих развитых художественных навыков, способностям к визуальному творчеству и проявлению креативности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы при составлении профориентационной программы с учётом направленности обучающихся к определённым сферам и областям профессиональной деятельности.