Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

HIGH SCHOOL STUDENTS’ KNOWLEDGE OF THE ANATOMY AND PHYSIOLOGY OF THE REPRODUCTIVE SYSTEM AND SEXUALLY TRANSMITTED DISEASES

Goss L.R. 1 Kunakbaeva T.V. 1 Kurbatova S.P. 1 Utochkin Yu.A. 1
1 Perm State Medical University named after Academician E.A. Wagner
The aim of the work was to assess the level of awareness of 10th and 11th grade students in the anatomy and physiology of the reproductive system and sexually transmitted diseases. The authors conducted an anonymous survey of high school students of educational institutions of the Perm Region. 194 students participated in the survey: 52 boys (26.8%) and 142 girls (73.2%). Statistical data processing was carried out using the IBM SPSS Statistics 23 program. During the study, a correlation analysis of the level of knowledge of schoolchildren in the anatomy and physiology of the female and male reproductive systems was carried out. Statistical analysis revealed that boys, as well as girls, are equally aware of this issue. However, girls at an earlier age became familiar with the anatomical and physiological terms of the female reproductive system (p<0.05). With regard to awareness of sexually transmitted diseases, the students showed the same level of knowledge (p>0.05). As a result of the data obtained, it was revealed that schoolchildren have a low level of knowledge of the anatomy and physiology of the reproductive system, as well as related topics. It is necessary to broaden the horizons of students on this topic by introducing additional classes in an accessible form.
reproductive health
schoolchildren
sexually transmitted diseases
personal hygiene
statistical analysis

В последние десятилетия школьники все чаще стали задаваться вопросом о репродуктивном здоровье и его анатомо-физиологических аспектах. К сожалению, в современном обществе данной проблеме уделяется мало внимания, в связи с чем каждый год уменьшается возраст вступления в половую жизнь, наступления беременности и идет тенденция к увеличению числа заболеваний, передающихся половым путем, абортов, нежелательных беременностей и последствий, связанных с этим. Подростки узнают о репродуктивном здоровье в школе, изучая анатомию и физиологию половой системы на уроках биологии. Для старшеклассников важно знать и понимать, как функционирует наш организм в плане деторождения, изучать научную литературу по данной теме, обсуждать с родителями и сверстниками. Но с современном социуме существует ограниченное количество специальных курсов по теме, в школах подобные вопросы не изучаются или же им уделяется малое количество времени. Таким образом, следует изучить уровень знаний школьников старших классов в вопросе репродуктивного воспитания [1].

Цель работы: оценить уровень осведомленности учащихся 10 и 11 классов в вопросах анатомии и физиологии репродуктивной системы и заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП).

Материалы и методы исследования

В рамках нашего исследования было проведено анонимное анкетирование среди учащихся старших классов лицея Национального исследовательского университета Высшей школы экономики и других образовательных учреждений Пермского края. В опросе участвовало 194 ученика, которые были разделены на две группы по гендерному признаку: 1 группа – 52 юноши (26,8%), 2 группа –142 девушки (73,2%). В анкете было представлено несколько вопросов, касающихся анатомо-физиологических аспектов репродуктивного здоровья, а также вопросы личной гигиены и ЗППП, ответив на которые можно проследить уровень знаний школьников по этим темам [2].

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 23. Сравнение процентных долей при анализе четырехпольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (при значениях ожидаемого явления более 10), точного критерия Фишера (при значениях ожидаемого явления менее 10), коэффициента корреляции Пирсона. Систематизация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016 и в текстовом редакторе Microsoft Word, 2016.

Результаты исследования и их обсуждение

В первой части статистического анализа будут рассмотрены вопросы ознакомленности старшеклассников с анатомией и физиологией мужской и женской половых систем, и сделаны соответствующие выводы.

В результате корреляционного анализа по методу Пирсона было выявлено, что уровень изучения старшеклассниками половой системы в школе среди девушек и юношей имеет слабую отрицательную связь (r = -0,017). Это говорит об отсутствии зависимости между уровнем изучения репродуктивной системы и гендерным признаком. Различия между юношами и девушками в конкретном вопросе отсутствуют (p > 0,05), следовательно, уровень знаний в данном вопросе у них одинаков. Так, 19,23% юношей и 19,7% девушек не изучали тему анатомии половой системы; 71,1% юношей и 70,4% девушек – изучали; и было дано на самостоятельное изучение лишь 9,6% и 9,9% ученикам соответственно (табл. 1).

Ознакомленность с анатомическими понятиями женской половой системы («матка», «яичники», «влагалище», «малые и большие половые губы», «клитор») у девушек и юношей одинакова (p>0,05), корреляционная связь слабая, обратная (r = -0,073), что говорит об отсутствии взаимосвязи между полом и знанием анатомии женской половой системы (табл. 2). Иная ситуация обстоит с знаниями о понятиях, используемых при изучении анатомии мужской половой системой («яички», «половой член», «предстательная железа», «семенной канатик»). Юноши более осведомлены в данном вопросе, чем девушки (71,1% против 50%) (табл. 3). Исходя из статистического анализа, можно сказать, что ученики разного пола неодинаково знакомы с анатомией мужской половой системы (p<0,05), корреляционный анализ говорит о средней положительной связи (r=0,413), что доказывает зависимость знаний мужской половой системы от пола старшеклассников.

Средний возраст, в котором старшеклассники узнавали о таких физиологических понятиях как «менструация» и «семяизвержение», составил среди девушек 11 лет и 12 лет соответственно, среди юношей – 12 лет для каждого понятия (рис. 1, 2). Корреляционных анализ показал, что возраст, в котором ученики узнали о термине «менструация», у юношей и девушек различен (p<0,05), по характеру корреляционная связь прямая, средняя (r=0,386).

Таблица 1

Изучение анатомии женской и мужской половой системы в школе

Количество

Изучение анатомии женской и мужской половой системы в школе

не изучали

да, подробно

было дано на самостоятельное изучение

Всего

Пол респондента:

мужской

10

37

5

52

женский

28

100

14

142

Всего

38

137

19

194

Таблица 2

Осведомленность об анатомических понятиях женской половой системы

Количество

Осведомленность о понятиях («матка», «яичники», «влагалище», «малые и большие половые губы», «клитор»)

Всего

ни одно из понятий не знакомо

да, все понятия

да, но не все понятия

Пол респондента:

мужской

0

43

9

52

женский

2

122

18

142

Всего

2

165

27

194

Таблица 3

Осведомленность респондентов об анатомических понятиях мужской половой системы

Количество

Осведомленность о понятиях («яички», «половой член», «предстательная железа», «семенной канатик»)

Всего

ни одно из понятий не знакомо

да, все понятия

да, но не все понятия

Пол респондента:

мужской

0

37

15

52

женский

3

71

68

142

Всего

3

108

83

194

missing image file

Рис. 1. Диаграмма распределения по возрасту респондентов, согласно получения первой информации о понятии «менструации»

missing image file

Рис. 2. Диаграмма распределения по возрасту респондентов, согласно получения первой информации о понятии «семяизвержение»

Ознакомленность с понятием «семяизвержение» у учеников разных полов одинакова (p>0,05), корреляционная связь слабая, обратная по характеру (r = -0,03). Таким образом, девушки в более раннем возрасте знакомятся с понятием «менструация», нежели юноши; а о термине «семяизвержение» узнают в одном и том же возрасте [3].

Таким образом, в образовательных организациях следует должным образом относиться к изучению репродуктивной системы, как среди девушек, так и среди юношей. Подробно изучать как анатомию, так и физиологию половой системы, чтобы подростки были грамотными в данном вопросе, а также для снижения риска неблагоприятных последствий в юном возрасте.

Вторая часть статистического анализа посвящена вопросам, связанным с личной гигиеной и осведомленности респондентов о ЗППП.

В ходе опроса было выявлено, что личная гигиена половых органов соблюдается старшеклассниками ежедневно (80,7% юношами и 85,9% девушками) или же через день (19,3% юношами и 12,7% девушками) и лишь 1 девушка соблюдает личную гигиену раз в неделю, и 1 – не соблюдает (по 0,7% соответственно) (табл. 4).

Ответив на вопрос, касающийся расшифровки аббревиатуры: ЗППП, ученики разных полов показали одинаковый уровень знаний. Так, 65,5% девушек и 61,5% юношей знают расшифровку, отметив соответствующий вариант ответа («заболевания, передающиеся половым путем»). И лишь 34,5% девушек и 38,5% юношей не знают данного термина.

Средний возраст, в котором старшеклассники узнавали о ЗППП, составил среди девушек 13 лет, так же, как и среди юношей (рис.3). Статистический анализ показал, что возраст, в котором ученики узнали о ЗППП, у юношей и девушек не отличается (p > 0,05), характеристика корреляции следующая: связь обратная, слабая (r = –0,042). Ознакомленность с понятием ЗППП у подростков обоих полов происходит в одном и том же возрасте.

Предложив ученикам выбрать из представленных заболеваний те, которые относятся к ЗППП, было выявлено, что 69,2% юношей и 74% девушек отметили 3 и более верных ответа.

Таблица 4

Соблюдение личной гигиены

Количество

Соблюдение личной гигиены половых органов

не соблюдаю

да, ежедневно

да, через день

да, раз в неделю

Всего

Пол респондента:

мужской

0

42

10

0

52

женский

1

122

18

1

142

Всего

1

164

27

1

194

Таблица 5

Заболевания, относящиеся к ЗППП

Количество

Заболевания, относящиеся к ЗППП

Всего

не назвал все правильно

назвал правильно

Пол респондента:

мужской

16

36

52

женский

37

105

142

Всего

53

141

194

missing image file

Рис. 3. Диаграмма распределения по возрасту респондентов, согласно получения первой информации о понятии «ЗППП»

Остальные – 30,8% и 26% соответственно – выбирали неправильные ответы или же менее 3 верных (табл. 5). Проведя статистический анализ, авторами статьи сделали вывод, что нет гендерных различий между старшеклассниками в данном вопросе (p > 0,05). Корреляционный анализ показал слабую, прямую связь по характеристике (r = 0,047), что говорит об отсутствии взаимосвязи между полом и знанием понятия «ЗППП».

Таблица 6

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как уберечь себя от ЗППП?»

Количество

Как уберечь себя от ЗППП

Всего

ответил не правильно

ответил правильно

Пол респондента:

мужской

8

44

52

женский

8

134

142

Всего

16

178

194

Старшеклассники, дав развернутый ответ на вопрос: «как уберечь себя от ЗППП?», в 84,6% (юноши) и 94,4% (девушки) случаев ответили верно. Среди ответов было использование разных способов контрацепции, заинтересованность в здоровье партнера и другие. 15,4% ученика мужского пола и 5,6% – женского, дали неверные варианты ответа (табл. 6). таким образом, девушки более осведомлены в данном вопросе, нежели юноши.

Авторы узнали у респондентов и о действиях, которые они предпримут при заражении ЗППП [4, 5]. Большинство старшеклассников обратятся к специалисту, это 56% юношей и 44,7% девушек, или же расскажут родителям: 41,3% юношей и 43,9% девушек. 2,2% старшеклассника мужского пола и 3,1% – женского сохранят в тайне. С друзьями поделятся только девушки – 8,3%.

Заключение

Проанализировав полученные данные, можно сделать общие заключение, касающиеся знаний школьников старшего звена в анатомо-физиологических аспектах репродуктивной системы и заболеваний, передающихся половым путем. Знания, полученные на уроках в школах, недостаточны для полного усвоения материала по теме анатомия и физиология половой системы и ЗППП. Необходимо более качественно и должным образом преподносить материал, делать в виде схем, рисунков, таблиц, создавать буклеты, информационные стенды, социальные ролики, благодаря которым тема будет усваиваться гораздо лучше. Введение дополнительных курсов в образовательных учреждениях повысит осведомленность школьников в данном вопросе. Выяснив, что большинство учеников узнали о различных физиологических понятиях и о ЗППП в раннем возрасте (11-13 лет), необходимо именно с этого возраста обсуждать данную тему в школах, со специалистами и дома с родителями. Вопрос личной гигиены также необходимо затрагивать на уроках и дома, делать интересные доклады и в доступной форме объяснять о важности данного аспекта гигиены.