Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

PSYCHOLOGICAL PRACTICE PROJECT DEVELOPMENT «INCREASING PROFESSIONAL MOTIVATION AMONG FEMALE CADETS OF THE MARITIME UNIVERSITY»

Bazhakin A.A. 1 Fedotova U.U. 1 Guremina N.V. 1
1 Maritime State University Named after Admiral G.I. Nevelskoy
The research is devoted to the development of a project of psychological practice that helps to overcome learning difficulties, entering the context of the future maritime profession and aimed at increasing professional motivation among female cadets of a maritime university as a factor of success in the chosen profession. A theoretical analysis of the state of the problem of the formation of professional motivation is carried out, professionally important qualities of specialists in the marine industry are considered. The study involved 24 female cadets aged the first and fifth years from 18 to 22 years. As part of the research, a target audience was formed, a project practice toolkit was developed, including an intelligence map of the concept, a sketch of a person, a schedule of consulting meetings. A survey was conducted and the motives for choosing a profession among girls seeking to master the work of a sailor were revealed, the structure of motives for choosing a profession was analyzed and described, organizational and managerial conditions for the implementation of psychological practice were identified. The questionnaire and the psychodiagnostic method were chosen as the tools of psychodiagnostics. Qualitative changes in the structure of professional motives of female cadets of different courses of study are shown. The data obtained can be the subject of further research in this area for the implementation of the program of adaptation and psychological support of female cadets in the context of the implementation of the navigation safety program.
need-motivational sphere
profession choosing
motives structure
maritime education

Обучение курсантов плавательных специальностей на базе Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского (МГУ, г. Владивосток) производится в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ – Международной конвенции по подготовке, сертификации и несению вахты для моряков 1978 года (STCW – International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers) [1], которое предусматривает выдачу диплома международного образца после прохождения необходимой тренажёрной подготовки. В последние годы с целью расширения возможностей обучения на плавательные специальности также принимают девушек. В связи с этим особую важность приобретают вопросы, связанные с социально-психологической адаптацией и интеграцией женщин в традиционно «мужскую» среду, где именно для мужчин создавались условия для проживания, прохождения плавательной практики и т.д. Помимо профессионального обучения курсантов одной из ключевых задач высшего морского образования является их подготовка к выходу в море с учетом норм и международных стандартов морского транспорта в контексте реализации программы безопасности мореплавания. Это подтверждает актуальность внедрения современных психологических практик, направленных, с одной стороны, на изучения личностных особенностей девушек-курсантов, решивших связать свою жизнь с морем в будущем, а с другой – способствующих преодолению трудностей обучения, вхождению в контекст будущей морской профессии и направленных на повышение профессиональной мотивации как фактора успешности в выбранной профессии.

Судовой электромеханик – это специалист, который несёт ответственность за правильную техническую эксплуатацию и состояние электрооборудования судна, а также всех электросетей распределительных устройств, средств телефонной связи, источников аварийного питания и многих других электроприборов, взаимодействуя со сложной техникой через информационные процессы [2]. Работа электромеханика предусматривает физические и эмоциональные нагрузки тяжела, требует внимательности и выносливости. Судовым электромеханиками при выполнении работы необходимы хорошая координация и обдуманность действий, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство ответственности, а также особый набор ценностно-мотивационных характеристик личности профессионала [3, 4].

При изучении профессионально важных качеств специалистов морских профессий большое значение имеет исследование мотивации поведения и деятельности как главных составляющих мотивационно-потребностной сферы [5, 6].

Целью данного исследования является разработка проекта психологической практики, направленной на повышение профессиональной мотивации у девушек-курсантов морского вуза (на примере МГУ).

Задачи исследования:

- сформировать фокус-группу для исследования;

- разработать проектный инструментарий психологической практики, включающий интеллект-карту понятия, эскиз персоны, план-график консультационных встреч;

- провести анкетирование и выявить мотивы выбора профессии у девушек-курсантов;

- подобрать инструменты психологической диагностики;

- проанализировать и описать структуру мотивов выбора профессии у девушек,

- выявить организационно-управленческие условия для реализации психологической практики.

В рамках исследования была сформирована исследовательская группа, в которую вошли 24 девушки-курсанта в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся на электромеханическом факультете МГУ, в том числе 12 человек – курсанты 1-го курса и 12 человек – 5-го курса.

В рамках первой задачи был разработаны проектный инструментарий психологической практики, включающий карту понятия, эскиз персоны, план-график консультационных встреч. На рисунке 1 представлена интеллект-карта понятия «Профессиональная мотивация».

Далее составим потенциальный психологический портрет девушки-курсанта (таблица 1). Данный инструмент позволяет увидеть набор характеристик, целей, поведения и проблем, присущих возможному и наиболее типичному представителю целевой аудитории, формируя собирательный образ, на которого направлена психологическая практика.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим возможный тематический план консультационных встреч. План-график представлен в таблице 2.

В рамках второй задачи была разработана анкета, в которой испытуемые обозначили главные мотивы выбора профессии моряка и описали видение своей будущей профессиональной деятельности. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, большинство курсантов-девушек первого курса указали категорию «Познавательные мотивы» (37%), в то время как девушек 5-го курса наиболее актуальна категория «Прагматические мотивы» (39%), причем разница в ответах респондентов для каждого курса по этим категориям довольно существенная. Мотивы профессионального мастерства (освоение морской профессии и дальнейший профессиональный рост) и мотивы влияния социального окружения (семейные традиции, рекомендации родственников и знакомых) играют незначительную роль как для девушек-курсантов первого, так и пятого курса.

missing image file

Рис. 1. Интеллект-карта понятия «Профессиональная мотивация»

Таблица 1

Портрет персоны потенциального представителя целевой аудитории

Характеристика

Возраст: 20 лет

Гражданство: Россия

Пол: Женский

Род занятий: Курсант электромеханического факультета МГУ

Поведение

Получает образование в МГУ.

Много времени уделяет обучению.

Проживает в общежитии.

Ведет активный образ жизни.

Занимается спортом.

Сильно устает в течение дня.

Испытывает внимание со стороны парней-курсантов.

Жизненно важные задачи

Успешно сдать сессию и получать повышенную стипендию.

Получить диплом об окончании МГУ.

Вести здоровый образ жизни.

Планировать бюджет.

Отдыхать и развиваться.

Найти достойную работу по специальности.

Создать семью в будущем.

Проблемы

Дефицит времени.

Трудности обучения.

Экономия финансовых средств.

Риск развития конфликтных ситуаций.

Испытывает дискомфорт от условий проживания

Постоянная нехватка времени на личный отдых и саморазвитие.

Таблица 2

План-график проведения консультационных встреч.

Название

Цель

Методы

и приемы работы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с целевой аудиторией

Беседа, опрос, анализ информации

Контактная информация

2

Анкетирование

Знакомство с мотивами выбора морской профессии

Заполнение анкеты, консультирование, анализ информации

Статистический анализ по категориям контент-анализа

3

Тест «Мотивация

обучения в вузе»

(по Т.И. Ильиной) [7]

Выявление ведущих мотивов обучения в вузе

Проведение тестирования, оценка результатов, беседа, консультирование

Анализ и оценка мотивов обучения

4

Тренинг по преодолению трудностей обучения и борьбе со стрессовыми факторами

Предоставление методологических рекомендаций по преодолению трудностей и борьбе со стрессом и тревогой

Беседа, проведение психологического тренинга, составление ресурсной интеллект-карты по преодолению трудностей обучения и стрессовых факторов

Интеллект-карта «Мои трудности и борьба с ними»

5

Тест «Структура мотивации профессиональной деятельности» (по К. Замфир) [7]

Оценка мотивации профессиональной деятельности у девушек-курсантов

Проведение тестирования, оценка результатов, беседа, консультирование

Выявление преобладающего тип мотивации профессиональной деятельности

6

Творческое эссе

«#МыМоре»

Развитие творческого подхода к выбору морской профессии

Просмотр мотивирующих видеосюжетов, проведение беседы, консультирование, сторителлинг

Индивидуальные ожидания от реализации себя в морской профессии

7

Моя карьера в будущем

Личностно-ресурсное картирование

Построение личностно-ресурсной карты «Я в морской профессии»

Личностно-ресурсная карта, практические рекомендации

8

Рефлексия

Анализ результатов работы по итогам реализации психологической практики

Поддержка девушек-курсантов, развитие дальнейшей профессиональной мотивации, рефлексия

Рефлексивный дневник (для девушек-курсантов), аналитический отчет (для психолога)

9

Индивидуальные консультации

Поиск оптимальных вариантов решений на вопросы, возникшие в ходе практики

Беседа, психологические тренинги

Определение индивидуальных психологических рекомендаций

missing image file

Рис. 2. Результаты анкетирования курсантов-девушек с последующей обработкой содержания текста ответов методом контент-анализа (% от количества ответов)

missing image file

Рис. 3. Результаты диагностики мотивации обучения у девушек-курсантов 1 и 5 курса

Если говорить о познавательных мотивах, то в эту категорию респондентами были отмечены такие высказывания, как интерес к морю и возможность посмотреть мир, путешествовать в разные страны, а также интерес к самой жизни курсанта. Также, согласно ответам респондентов, профессия обучает большому спектру умений и знаний. На втором месте по значимости у девушек-курсантов 1-го курса стоит категория «Мотивы общественного престижа» (31%), которые включают в себя престижность профессии, хорошее образование, статус, перспективы и т.д. К категории «Прагматические мотивы», которую указали 18% первокурсниц, выделяются высокий доход, отсутствие проблем распределения и трудоустройства, в то время как девушки-курсанты 5-го курса в этой категории выделяют следующие достоинства: аккредитование университета, государственное обеспечение, бюджетное образование, трудоустройство по выпуску, возможность работать за границей, приобретение востребованной специальности.

На рисунке 2 представлены результаты диагностики мотивации обучения в вузе по шкалам методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

Как видно из рисунка 3, для девушек-курсантов независимо от курса приоритетное значение имеет мотив «Приобретение знаний» (среднее значение по шкале для 1-го курса – 6,3 балла, для 5-го – 8,9). У девушек-курсантов 1-го курса вторую позицию занимает мотив «Овладение профессией» (5,8 балла), третью – «Получение диплома» (3,8 балла). Для курсантов-девушек 5-го курса на втором месте выступает мотив «Получение диплома» (5,9 баллов), на третьем месте – «Овладение профессией» (4,8 балла).

Проведенное исследование показало, что наблюдаются различия в структуре мотивов выбора профессии у девушек-курсантов, обучающихся на разных курсах. Для первокурсниц характерна мотивация, связанная в основном с приобретением знаний и овладением профессией, а у пятикурсниц преобладает мотивация, связанная с приобретение новых знаний и получением диплома. При этом мотив «Приобретение знаний» является ведущим по отношению к остальным, что может свидетельствовать о стремлении приобрести больше полезных знаний и навыков, чтобы стать квалифицированным специалистом и профессионалом в будущем.

Согласно анализу структуры мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир было установлено, что различия в иерархии у девушек, обучающихся на разных курсах, носят качественный характер. Так, у первокурсниц в равной степени выражены внешние и внутренние мотивы, когда стремление приобрести хорошую специальность сочетается с приобретением знаний и овладением профессией. В то же время у девушек 5-го курса в качестве ведущей выступает внешняя мотивация, выраженная в стремлении получить диплом, обеспечивающий трудоустройство на высокооплачиваемую работу. В этой группе слабо выражен мотив профессионального мастерства или овладения профессией, при этом познавательный мотив направлен на приобретении знаний,

В заключение определим организационно-управленческие условия реализации психологической практики:

1. Целевая аудитория и наличие необходимого запроса ее представителей.

2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, эскиз персоны представителя целевой аудитории, план-график консультационных встреч в выбранной тематике).

3. Наличие у психолога опыта, образования и необходимой подготовки.

4. Ряд практических психологических тестов: методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, методика «Структура мотивации профессиональной деятельности» по методике К. Замфир.

5. Организация среды взаимодействия целевой аудитории и психолога в помещении (выделенное помещение с низким уровнем шума и приемлемой температурой, комфортные кресла, тетради формата А4, средства письма, ноутбук или смартфон с доступом в интернет).

6. Продолжительность одного сеанса – 1,5-2 часа.

7. Для положительного результата терапии потребуется не менее 2 месяцев времени с частотой посещений 2 встречи в неделю.

Предложенный проект психологической практики, направленной на повышение и развитие профессиональной мотивации у девушек-курсантов морского вуза, представляет практическую значимость в области психологического сопровождения и адаптации будущих специалистов, связавших свою жизнь с морской профессией, изучения их психологической готовности к эффективному выполнению профессионально важных задач.

Предложенный проект психологической практики может быть рекомендован к использованию и внедрению в морских университетах, а также в работе психологов, практикующим индивидуальную терапию и работающих с указанной группой лиц.