Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

PROPERTIES OF ATTENTION IN PUPILS OF THE 6TH CLASS WITH HEARING IMPAIRMENTS

Tsyplakova A.O. 1 Boyko A.V. 1
1 Maritime State University Named after Admiral G.I. Nevelskoy
The article presents the results of a study of attention as the most important mental process, which is the basis for the emergence and development of human cognitive functions: thinking, memory, etc. Attention plays an important role in the structure of any activity, ensuring the focus of mental activity on it, and is also the basis for the emergence and development of cognitive functions. The aim of the study was to study the properties of attention in children with hearing impairments. The study involved 10 pupils of the 6th grade with hearing impairments studying in a special (correctional) boarding school of the 1st type in Vladivostok. For the study, two methods were chosen: the proofreading test «E. Landolt’s Rings» and the «Encryption» method (D. Veksler). The study showed that low results in terms of productivity and stability of attention were noted in 4 schoolchildren, and 6 people from the group showed an average result. Also, 6 schoolchildren with hearing impairments have a high level of productivity and stability of attention, three have an average level, and one schoolchild has a low level. The practical significance of the work lies in the possibility of using the results of the study in practical activities with schoolchildren with disabilities (HIA).
hearing impairment
attention properties
attention productivity
attention stability

Такой психический процесс, как внимание – основа возникновения и развития когнитивных функций. Оно играет важнейшую роль в структуре любой деятельности, а на ней обеспечивает сосредоточенность любой деятельности [1].

Поэтому, проблема изучения внимания детей с нарушениями слуха всегда была и остается актуальной в психологии, а именно в сурдопсихологии и сурдопедагогике. Внимание имеет большое значение в обогащении учащихся знаниями, умениями и навыками и в развитии их личности.

Важными особенностями протекания психических процессов являются избирательность и направленность, поэтому этот характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличии от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание не имеет особого содержания, а также неделимо от этих процессов, проявляясь как бы внутри их.

Внимание – это психофизиологических процесс, который характеризуется его динамическими особенностями. С помощью него обеспечивается избирательность, сознательный либо полусознательный отбор той информации, которая поступает через органы чувств [2]. Внимание помогает человеку вовремя реагировать на разные изменения не только в собственном организме, но и в окружающей среде, а также создает наилучшие условия для психической деятельности [3].

Внимание может быть непроизвольное, произвольное и послепроизвольное [4].

Непроизвольное внимание – вид, возникающий без каких-то усилий человека независимо от его сознательных намерений, который связан с общей направленностью личности. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель. С помощью этого вида обеспечивается быстрая и правильная ориентация человека в постоянно меняющихся условиях среды, позволяя выделять те ее объекты, которые имеют наибольший жизненный смысл в настоящее время.

Когда человек ставит перед собой задачу, сознательно вырабатывая программу действий для ее решения возникает произвольное внимание. Решение этой задачи требует определенных волевых усилий для «погружения» в работу и выполнения ее действий. Активное регулирование психических процессов – это основная функция произвольного внимания, благодаря ему человек активно, избирательно «извлекает» из памяти нужные сведения, выделяет главное, существенное и принимает правильные решения.

После произвольного внимания возникает послепроизвольное внимание, которое возникает, когда человека «затягивает» работа, а затем он выполняет ее без волевых усилий (например, конспектирование текста). С ним связывают наибольшую интенсивность и плодотворность учебной и трудовой деятельности, а также высокую сосредоточенность на каком-либо предмете.

Три вида внимания, рассмотренные выше, переплетаются между собой и опираются друг на друга.

Свойства внимания, характеризующиеся разными качественными проявлениями, имеют некую взаимосвязь, в которой индивидуальное внимание человека приобретает очень сложную функциональную структуру. Выделяют такие свойства, как

- устойчивость внимания – способность сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание в течение длительного времени. Определяться по отношению к какому-либо одному объекту это свойство внимания не может. Человек может переключаться между предметами или же видами деятельности, тем не менее общее направление и смысл должны оставаться постоянными. Если человек на протяжении определенного периода времени занимается одной или несколькими видами деятельности для достижения конкретной цели, то можно говорить о хорошей устойчивости его внимания.

- сосредоточенность внимания, (противоположное качество – рассеянность), проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность могут называть концентрацией внимания, а эти понятия рассматривать как синонимы [5].

- переключаемость внимания – это перемещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действия), которое происходит сознательно и осмысленно. Переключение может определяться требованиями деятельности или необходимостью включения в новую работу, а может быть и в целях отдыха.

- распределение внимания – рассредоточение внимания в значительном пространстве, одновременное выполнение несколько видов работы или совершение нескольких различных действий.

- объем внимания – это количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято человеком в довольно короткий период времени. Объем внимания зависит от особенностей материала, который воспринимается кем-то, от умения субъекта его анализировать и систематизировать, устанавливать в нем логические связи. По мере дальнейшего развития таких умений, а также в процессе взросления объем внимания расширяется [4].

У детей с нарушениями слуха большое значение имеет зрительное восприятие, поскольку большая нагрузка при обучении ложится на зрительный анализатор. Особенности внимания детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом [6].

- Сниженный объем внимания из-за восприятия в один момент меньшего количества элементов.

- Трудности переключения внимания из-за большого времени на «врабатывание», что может привести к сниженной скорости выполняемой деятельности и, следовательно, увеличенному числу ошибок.

- Продуктивность внимания зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала, из-за чего дети усваивают информационные признаки, делают меньше ошибок.

- Меньшая устойчивость внимания, сочетающаяся с большой утомляемостью из-за восприятия информации через слуховой и зрительный анализаторы. У детей с нарушениями слуха при чтении и при объяснении материала не происходит «замена» анализаторов с ведущего зрительного на слуховой, поэтому у них постоянно задействованы оба анализатора.

- Трудности в распределении внимания, из-за сложностей в том, чтобы одновременно слушать и писать.

Целью исследования стало изучение свойств внимания у детей с нарушениями слуха.

Задачи исследования:

- Раскрыть внимание как психический процесс личности и его свойства.

- Выявить специфические особенности устойчивости и продуктивности внимания у школьников с нарушениями слуха.

- Провести исследование для определения уровня продуктивности и устойчивости внимания школьников с нарушениями слуха.

- Проинтерпретировать полученные результаты методик.

- Провести анализ и сделать вывод по результатам методик.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретический обзор научной литературы по теме исследования, обобщение и сравнительных анализ результатов исследования, тестирование, метод интерпретации.

В исследовании приняли участие школьники 6 класса с нарушениями слуха в составе 10 человек: 7 мальчиков и 3 девочек в возрасте 13-16 лет, обучающиеся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат I вида г. Владивостока. Предварительно у родителей было получено согласие на участие их детей в исследовании.

Для реализации цели исследования были выбраны две методики: корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» и методика «Шифровка» (Д. Векслер).

Результаты исследования и их обсуждение

На основании результатов корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» мы получили следующие данные: низкие результаты по уровню продуктивности и устойчивости внимания отмечены у 4 школьников с нарушениями слуха. Это говорит о том, что темп выполнения работы был низкий, и ошибок, допущенных в работе было очень много. Можно предположить, что на этот процесс влияет истощаемость внимания, которая при изначально высокой сосредоточенности является прогрессирующим ослаблением интенсивности внимания в процессе выполнения какой-либо деятельности, из-за этого ребенок не погружается в работу, что, соответственно ведет к его низкой продуктивности. Также могла повлиять рассеянность внимания из-за неспособности удерживать внимание на одном виде деятельности.

У 6 человек из группы отмечен средний результат, который свидетельствует о средней продуктивности и устойчивости внимания. Это говорит о быстром темпе выполнения работы с наименьшим числом ошибок, или наоборот.

По результатам методики «Шифровка» (Д. Векслер) зафиксировано, что у 6 школьников с нарушениями слуха высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, у троих – средний уровень, у одного школьника – низкий.

Низкое и средние значения говорят о низкой зрительно-моторной координации. На это повлияло выполнение школьником задания «на скорость», а не «на качество», мешающее переключать внимание и концентрироваться на символах.

После обработки результатов группы мы изучили динамику результатов группы детей с нарушениями слуха по корректурной пробе «Кольца Э. Ландольта» и методике «Шифровка» (Д. Векслер). По рекомендациям психолога, первую в исследовании мы использовали корректурную пробу «Кольца Э. Ландольта», требующую высокой концентрации внимания. Общее время выполнения методики – 5 минут.

Между тестированиями у детей была возможность отдохнуть и восстановить свою работоспособность. После, они выполнили методику «Шифровка» (Д. Векслера). Общее время выполнения методики – 2 минуты.

Динамика результатов группы по двум методикам представлена в таблице.

Таким образом, мы отметили, что у 6 испытуемых результаты улучшились, у 3 не изменились, а у одного испытуемого ухудшились. Причины такой динамики могут быть разными, но одним их самых главных являются:

1. Визуальные отличия методик. Корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» визуально выглядит сложнее, что может повлиять на эмоциональное состояние испытуемого. В бланке очень много колец маленького размера, близко расположенных друг к другу, что мешает выбирать кольца с определенным разрывом. Более того, испытуемые путали разрыв на 9 часов с разрывами на 9 и 10 часов. А в методике «Шифровка» (Д. Векслер) символы нужно вписывать строго под цифрами, что не путает тестируемого и не отвлекает его.

2. Время выполнения методик. Сложность корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» сочетается с довольно длительным временем выполнения, которое составляет 5 минут, в то время как в методике «Шифровка» (Д. Векслер) 2 минуты. За 5 минут испытуемые уставали, поэтому результат ухудшался с каждой минутой. В свою очередь методика «Шифровка» (Д. Векслер) визуально не сложная и времени на ее выполнение немного, то результаты у многих улучшились.

Динамика результатов группы по корректурной пробе «Кольца Э. Ландольта» и методике «Шифровка» (Д. Векслера)

Номера испытуемых

Уровень устойчивости и продуктивности внимания по результатам корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта»

Уровень устойчивости и продуктивности внимания по результатам методики «Шифровка» (Д. Векслер)

Динамика результатов школьников с нарушениями слуха по двум методикам

1

Средний

Средний

Не изменился

2

Низкий

Высокий

Улучшился

3

Высокий

Высокий

Не изменился

4

Средний

Средний

Не изменился

5

Средний

Высокий

Улучшился

6

Средний

Высокий

Улучшился

7

Средний

Низкий

Ухудшился

8

Низкий

Средний

Улучшился

9

Низкий

Высокий

Улучшился

10

Низкий

Высокий

Улучшился

3. Врабатывание испытуемых. При наблюдении за каждым ребенком из группы мы отметили, что после первой методики школьники смогли «включиться» в работу и лучше выполнить следующую.

Выводы

На основании полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:

- Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания может соответствовать протеканию мыслительных процессов с большей скоростью. Также эти особенности внимания будут способствовать успешной деятельности детей в будущих профессиональных сферах, где фактор скорости является решающим.

- Школьники со средними показателями устойчивости и продуктивности внимания с работой на скорость справляются хуже, что приводит к неуспеваемости в школе. Им необходим индивидуальный темп учебной деятельности.

- Испытуемые с низкими показателями продуктивности и устойчивости внимания могут проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) в своем нейрофизиологическом темпе, который соответствует особенностям детей с нарушениями слуха.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в практической деятельности со школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).