Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

DEPENDENT BEHAVIOR FEATURES OF THE TRANSPORT SECURITY EMPLOYEES FORCES IN MARITIME TRANSPORT DEPENDING ON THE TYPE OF WORK

Lavreshina G.V. 1 Guremina N.V. 1
1 Maritime State University Named after Admiral G.I. Nevelskoy
The study is devoted to the study of the features of dependent behavior among employees of the maritime transport security forces, depending on the type of work activity. The theoretical object of the study is dependent behavior as a psychological phenomenon, the subject of the study is the features of dependent behavior of transport security forces in maritime transport, depending on the type of activity. The objectives of the study included: the selection of diagnostic tools for the study of dependent (addictive) behavior, the formation of a sample for the study from different categories of employees, the analysis of the results of the study. At the first stage, a theoretical analysis of the concept of addiction and dependent behavior was carried out. At the second stage of the study, the method “Addiction test” by G.V. Lozova was chosen to identify the general propensity to addiction. The analysis showed that employees with different types of activities have different addictions: managers have a greater degree of labor dependence, employees of the inspection service are more likely to be addicted to smoking, employees working with technical means often have a high level of computer, gaming and love addiction. Thus, the addictive behavior of employees of different categories of transport security forces differs depending on the type of detail, and the hypothesis that dependencies are caused by the type of activity has been confirmed.
addiction
dependent behavior
transport security forces
labor activity

Силы обеспечения транспортной безопасности (далее – силы ОТБ) – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве.

На государственном уровне существуют разработанные требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, а также личностных (психофизиологических) качеств. Но и у них, как и у любого человека могут существовать зависимые типы поведения.

Большинство исследователей зависимого поведения, основанного на чрезмерной привязанности к кому или чему-либо, отмечают распространенность этого явления в повседневной жизни. Зависимое поведение является разновидностью девиаций, которая проявляется как болезненная для личности привязанность к чему-либо, достаточно сильно выраженная и недопустимая с точки зрения общественных норм, угрожающая здоровью или причиняющая психические страдания самому зависимому [1].

Основными видами зависимости являются зависимости от вещей, людей, секса, событий и явлений. Однако, список аддикций можно дополнить такими поведенческими зависимостями, как фанатизм, парасуицидальное поведение (патологическое увлечение экстремальными видами спорта), паранойя здоровья (спортивная аддикция) и другие, приводящие к социальной дезадаптации, но не вошедшие в классификацию зависимых расстройств [2].

По мнению Е.В. Змановской [3], условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. В некоторых случаях наблюдаются нарушения нормальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к другим людям. Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные симбиотические отношения, или зависимое поведение. Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей [4].

Б.Р. Мандель выделяет следующие формы аддикции: алкогольная, наркотические, токсикомания, лекарственные, табакокурение, игровые, трудоголизм, компьютерные, сексуальные, пищевые, другие (например, шопоголизм, избегание, созависимость). В жизнедеятельности человека зависимость проявляется как утрата контроля за своими привычками, которые становятся незаменимыми [5].

Целью данного исследования послужило изучение особенностей аддиктивного поведения в зависимости от вида деятельности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте.

Объект исследования: зависимое поведение как психологический феномен.

Предмет исследования: особенности зависимого поведения сил ОТБ в зависимости от вида деятельности.

Для достижения цели исследования был поставлен ряд задач:

1. Подобрать диагностический инструментарий для исследования зависимого (аддиктивного) поведения.

2. Сформировать выборку для исследования из разных категорий сил обеспечения транспортной безопасности.

3. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.

Гипотеза: аддиктивное поведение у сотрудников разных категорий сил обеспечения транспортной безопасности будут иметь отличия в зависимости от типа детальности.

Материалы и методы исследования

Для исследования аддиктивного поведения была выбрана методика «Тест на зависимость (аддикцию)», автором которой является Г.В. Лозовая [6]. Даная методика направлена на исследование общей склонности к зависимости, а также 13 видов зависимости: алкогольную, интернет и компьютерную зависимость, любовную, наркотическую, игровую, никотиновую, пищевую, зависимость от межполовых отношений, трудоголизм, телевизионную, религиозную, лекарственную, зависимость от здорового образа жизни. Аддиктивное (зависимое) поведение представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.

Выбранная методика состоит из 70 вопросов, на которые нужно дать ответ по 5-бальной шкале, где ответу «нет» соответствует 1 балл, а ответу «да» – 5 баллов. Каждому типу зависимости отводится 5 вопросов, минимальный балл по каждой шкале 5, максимальный – 25. В зависимости от количества баллов разделяют три выраженности аддиктивного поведения: низкая (5-11 баллов), умеренная (12-18 баллов), высокая (19-25 баллов).

Результаты исследования и их обсуждение

Выборку решено было сформировать из 45 человек по трем категориям сил ОТБ (по 15 человек каждой категории):

Категория 3. Работники субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.

Категория 5. Работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

Категория 7. Работники подразделения транспортной безопасности, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

missing image file

Рис. 1. Распределение по возрасту сотрудников разных категорий

missing image file

Рис. 2. Выраженность зависимости сотрудников 3 категории по уровням

Распределение респондентов по возрасту в зависимости от категории отражено на рисунке 1.

Выборку составили 45 мужчин в возрасте от 32 до 58 лет, распределение по возрасту в зависимости от категории следующее:

− Категория 3: 1 человек в возрасте до 40 лет, 9 человек в возрасте от 40 до 50 лет, 5 человек в возрасте выше 50 лет;

− Категория 5: 5 человек в возрасте до 40 лет, 9 человек в возрасте от 40 до 50 лет, 1 человек в возрасте выше 50 лет;

− Категория 7: 7 человек в возрасте до 40 лет, 7 человек в возрасте от 40 до 50 лет, 1 человек в возрасте выше 50 лет.

Как видно из рисунка 1, наиболее молодые сотрудники составляют категорию 7 (средний возраст 40,2 года), наиболее старшие по возрасту – сотрудники 3 категории (средний возраст 43,7 лет).

Респондентам, работающим по данным категориям сил ОТБ, предлагалось в добровольном порядке заполнить тест, после чего данные заносились в сводную таблицу по каждой категории.

Исследование зависимостей сил ОТБ категории 3 по уровням выраженности отражено на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, у большинства сотрудников категории 3 низкий и средний уровень по всем зависимостям, высокий уровень трудовой зависимости у 9 человек и высокий уровень зависимости от курения – у 6 человек. Никто из опрошенных не подвержен наркотической зависимости.

Исследование зависимостей сотрудников категории 5 отражено на рисунке 3.

missing image file

Рис. 3. Выраженность зависимости сотрудников 5 категории по уровням

missing image file

Рис. 4. Выраженность зависимости сотрудников категории 7 по уровням

missing image file

Рис. 5. Профиль выраженности зависимостей у сотрудников с разными категориями

Как видно по рисунку 3, по большинству зависимостей сотрудники категории 5 имеют низкий и средний уровень. Высокий уровень зависимости от курения у 8 человек, от здорового образа жизни – у 6 человек, от алкоголя – у 6 человек, от любви – у 4 человек, высокая общая зависимость – у 3 человек. Также среди сотрудников с 5 категорией больше тех, кто обладает высокой зависимостью по сравнению с сотрудниками 3 категории. Не было выявлено сотрудников с пищевой, наркотической и игровой зависимостью.

Исследование зависимостей сотрудников категории 7 по уровням выраженности отражено на рисунке 4.

Итак, сотрудники категории 7 имеют высокий уровень следующих зависимостей: пищевая (у 3 человек), компьютерная (у 10 человек), от курения (у 3 человек), от здорового образа жизни (у 1 человека), от алкоголя (у 6 человек), от телевизора (у 1 человека), от любви (у 7 человек), от игры (у 7 человек), общая зависимость высокого уровня – у 6 человек.

Проведенный анализ показал, что у сотрудников с разными типами деятельности преобладают разные зависимости: у руководителей в большей степени сформирована трудовая зависимость, у сотрудников службы досмотра чаще встречается зависимость от курения, у сотрудников, работающих с техническими средствами, чаще всего высокий уровень компьютерной, игровой и любовной зависимости.

По результатам исследования был рассчитан средний балл для того, чтобы выделить отличия по видам зависимости у разных категорий сил ОТБ, и построены профили зависимостей (рис. 5).

Значения ниже 11 показывают низкий уровень выраженности зависимости, а от 18 и выше баллов показывают высокий уровень зависимости. Как видно по рисунку 5:

– у типичного представителя сотрудников 3 категории высокий уровень трудовой зависимости, низкий уровень религиозной, компьютерной, наркотической и игровой зависимости;

– у типичного представителя сотрудников 5 категории высокий уровень никотиновой зависимости, низкий уровень пищевой, религиозной, трудовой, лекарственной, компьютерной, наркотической, телевизионной, игровой зависимостями и зависимостью от межполовых отношений;

– у типичного представителя сотрудников 7 категории высокий уровень выраженности компьютерной и игровой зависимостью, низкий уровень религиозной, лекарственной, наркотической зависимостями и зависимостью от межполовых отношений.

Таким образом, у сотрудников с разным типом деятельности преобладают разные типы зависимости, то есть поставленная гипотеза подтвердилась: зависимости обусловлены типом деятельности.