В современной системе ведения хозяйственной деятельности предприятий в Российской Федерации одну из ключевых позиций занимает организация закупочной деятельности и эффективность ее ведения.
Закупочная деятельность в транспортной корпорации – это процесс, целью которого является удовлетворение потребности подразделений компании (далее – заказчики) в товарах, работах, услугах необходимых для эффективного ведения производственной деятельности. В ходе проведения процедур закупок определяются характеристики, объем поставляемых товаров, работ, услуг, сроки поставки этих товаров или сроки выполнения работ, услуг, а также определяется наиболее выгодная стоимость приобретения товаров, работ, услуг. Закупочная деятельность является целостным, системным процессом эффективность которого можно определить и оценить.
В ходе ведения закупочной деятельности в транспортной корпорации применяется такой механизм, как организация и проведение различных видов конкурентных закупок, осуществляемых на государственных торгово-закупочных площадках. Целью таких процедур является создание конкурентной среды в различных хозяйствующих отраслях, которая позволяет предприятию, в чьих интересах проводится закупка, выбрать наиболее выгодного для себя поставщика или подрядчика. К конкурентным способам закупок относятся, например, проведение открытого аукциона, куда для участия может заявиться любой участник рынка, или аукцион с ограниченным участием, куда может заявится только тот участник, который прошел предварительный квалификационный отбор, проводимый специально для конкретной процедуры закупки. Связующим звеном между заказчиком и потенциальным поставщиком или подрядчиком выступает региональный центра организации закупок (далее – организатор), который обеспечивает правильное и своевременное размещение заказов на торгово-закупочных площадках, а также курирует вопросы в части оценки заявок участников конкурентных закупок и выборе победителей, заключении договоров.
Для оценки эффективности закупочной деятельности в транспортной корпорации стоит, прежде всего, ответить на вопрос: что же представляет собой понятие экономической эффективности? Итак, экономическая эффективность – это соотношение, как правило в количественном выражении, затрат на ведение определенной хозяйственной деятельности на ее результат (например, чистую прибыль) [1, 2]. В свою очередь понятие эффективности закупочной деятельности несколько отличается от основного понятия.
Эффективность закупочной деятельности определяется, прежде всего, удовлетворением потребностей предприятия в необходимых производственных и вспомогательных ресурсах. Также важным аспектом эффективности закупок является рациональное и экономное расходование бюджета компании в части материального обеспечения [3].
В отношении рассматриваемой транспортной корпорации стоит также отметить и тот факт, что, являясь компанией со стопроцентным государственным участием, транспортная корпорация должно строго соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе в сфере государственных закупок, так как в компании проводятся процедуры размещения заказов на торгово-закупочных площадках. К нормативным актам этой правовой отрасли относятся:
• Федеральный закон «О защите конкуренции» [4];
• Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [5];
• Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [6].
Соблюдение всех необходимых правовых норм в сфере закупок также свидетельствует об эффективности ведения закупочной деятельности в транспортной корпорации.
Таким образом, эффективность закупочной деятельности в транспортной корпорации – это результат ее ведения, при котором компания снабжается необходимыми товарами, работами и услугами, а также обеспечивается экономия бюджетных средств и соблюдение законодательства Российской Федерации.
В рассматриваемой транспортной корпорации принято распоряжение «Об утверждении Методики оценки эффективности закупочной деятельности», на основании которого проводится качественная и количественная оценка эффективности закупочной деятельности.
Оценка закупочной деятельности подразделений транспортной корпорации осуществляется в соответствии с показателями эффективности закупочной деятельности в целом, с учетом функциональных особенностей и специфики закупок товаров, работ, услуг различных групп подразделений в транспортной корпорации.
Эффективность закупочной деятельности формируется в процессе совместной деятельности организаторов и заказчиков, которая направлена на достижение общих результатов:
• Обеспечение транспортной корпорации необходимыми товарами, работами, услугами;
• Соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов, принятых в рассматриваемой транспортной корпорации;
• Своевременное выполнение программ и планов транспортной корпорации;
• Обеспечение единообразного подхода к организации и проведению процедур размещения заказов для транспортной корпорации.
Оценка эффективности деятельности подразделений транспортной корпорации в области закупочной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:
• Стратегическая направленность;
• Целесообразность;
• Управляемость.
В таблице представлены целевые (контрольные) значения показателей эффективности закупочной деятельности, на основании принятой методики в рассматриваемой транспортной компании [7].
Целевые (контрольные) значения показателей эффективности закупочной деятельности
Группа показателей |
Целевой (контрольный) показатель/ целевая/тенденция/диапазон |
Исполнение плана закупок |
70% |
Объем изменений плана закупок |
не более показателя прошлого года (в%) |
Соответствие бюджетным параметрам |
100% |
Экономия расходования средств |
от 2% до 5% |
Конкурентные закупки |
65% |
Закупки в электронной форме |
50% аукционы в электронной форме – рост по сравнению с показателем прошлого года (В%) |
Закупки у субъектов МСП |
18%; спецторги – 10%; инновации – рост на 5% |
Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции |
рост на 10% |
Закупки продукции российского производства (импортозамещение) |
рост по сравнению с показателем прошлого года (В%) |
Своевременность реализации процедур закупочной деятельности |
не более показателя прошлого года (в %) |
Качество реализации процедур закупочной деятельности |
не более показателя прошлого года (в %) |
На основании данных таблицы, а также проведенном исследовании с использованием метода экспертных оценок определен можно сделать следующие выводы:
• Наиболее важными показателями являются «Исполнение плана закупок» и «Соответствие бюджетным параметрам» так как неисполнение контрольного значения этих показателей влечет за собой всевозможную должностную ответственность (дисциплинарные взыскания с должностных лиц, привлечение к административной и уголовной ответственности (в случаях если нарушение исполнения плана закупок влечет за собой нарушение графика движения поездов) и так далее);
• С точки зрения непосредственно эффективности ведения закупочной деятельности важнейшим показателем является «Экономия расходования средств», так как основной задачей конкурентных способов закупки является обеспечение потребности в качественных товарах, работах, услугах на наиболее выгодных условиях;
• Такие показатели как «Закупки в электронной форме», «Закупки у субъектов МСП», «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции» и «Закупки продукции российского производства (импортозамещение)» регулируются нормативными актами правительства Российской Федерации, однако их выполнение зависит непосредственно от потребностей подразделений-заказчиков;
• Стоит отметить, что согласно данным показателям, доля конкурентных закупок должна составлять не менее 65 % из общего числа заключаемых договоров, направленных на обеспечение потребностей подразделений-заказчиков. Это обусловлено тем, что достичь максимальной экономии расходования средств можно только путем проведения торгов среди потенциальных поставщиков и исполнителей для создания здоровой рыночной конкуренции.
Однако, критический анализ системы показателей продемонстрировал недостаточную их объективность.
Например, такие показатели как «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции», «Своевременность реализации процедур закупочной деятельности» и «Качество реализации процедур закупочной деятельности» обладают недостаточной объективностью в оценке эффективности закупочной деятельности, а именно:
• По показателю «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции» установлено нормативное значение «Рост на 10%», однако, в общей доле проводимых процедур закупок доля инновационной и (или) высокотехнологичной продукции довольно мала (порядка 5 %). Это связано с тем, что для удовлетворения потребностей заказчиков в номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг довольно редко встречается необходимость приобретения инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, так как основная масса процедур закупок направлена на обеспечение текущей производственной деятельности (в основном это ремонт техники, зданий, сооружений, поставка канцелярии, продуктов питания, техническое обслуживание машин и механизмов, уборка территории, банковское обслуживание, благоустройство. Реже это поставка компьютерной и специальной техники). Таким образом, исходя из малой доли товаров, работ, услуг в общем количестве проводимых процедур размещения заказов показатель «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции» необъективен и малоэффективен.
• Показатель «Своевременность реализации процедур закупочной деятельности» справедлив только в совокупности с показателем «Исполнение плана закупок», так как своевременность реализации процедур зависит напрямую от заказчика, а именно – от того, на какой период заказчик запланирует закупку того или иного товара, работы, услуги исходя из своих потребностей. Таким образом, «Своевременность реализации процедур закупочной деятельности» год от года изменяется и зависит только от принятого к исполнению плана закупок, а значит, оценка своевременности по отношению, например, к прошлому году будет не совсем корректна.
• Такой показатель как «Качество реализации процедур закупочной деятельности» имеет главный критерий – количество обоснованных жалоб/претензий по реализации закупочной деятельности от внешних и (или) внутренних клиентов. Однако, стоит отметь, что в общем количестве обоснованных жалоб/претензий, принятых Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС), большая их часть появляется из-за неоднозначного трактования одного или нескольких положений документации о закупке. Например, экспертной группой, которая принимает решение о допуске/отклонении участников закупок, на основании положения закупочной документации принимается решение об отклонении заявки участника. Однако, это положение может противоречить другому пункту закупочной документации или Положению о закупке товаров, работ, услуг, принятого в рассматриваемой транспортной корпорации. Таким образом, участник, подавая жалобу в ФАС, находит подтверждение несовершенству в системе организации закупок рассматриваемой компании, и его жалоба признается состоятельной. Таким образом, прежде чем вводить для оценки эффективности закупочной деятельности показатель «Качество реализации процедур закупочной деятельности», необходимо устранить как можно больше изъянов в принятых регламентах и формах.
Для лучшего понимания вопроса об оценке эффективности закупочной деятельности в рассматриваемой транспортной корпорации был проведен количественный анализ на основании исторических статистических данных регионального центра организации закупок по критерию «Экономия расходования средств» за 2019-2021 годы.
Экономия по результатам проведенных конкурентных процедур закупок составила:
• В 2019 году – 5,43 %;
• В 2020 году – 4,98 %;
• В 2021 году – 4,54 %.
Снижение данных показателей к 2021 году объясняется тем, что данный период времени пришелся на мировую пандемию по COVID-19, которая повлекла за собой снижение доли закупок не только в Российской Федерации, но и в мире. Однако, стоит отметить, что экономия бюджетных средств в рассматриваемой транспортной корпорации соответствует нормативным значениям, согласно принятой методике оценки закупочной деятельности.
Для повышения эффективности закупочной деятельности транспортной корпорации предлагается провести следующие мероприятия:
• Проводить на постоянной основе обучающие семинары с рассмотрением текущих особо значимых организационных вопросов закупочной деятельности и вопросов законодательства [8];
• Внести корректировки в существующие формы закупочной документации на предмет исключения неоднозначных трактований ее положений для сведения к минимуму рисков обращения участников закупок с жалобами в ФАС и другие надзирающие органы государственной власти [9];
• Пересмотреть перечень показателей эффективности закупочной деятельности, принятых в транспортной корпорации на предмет исключения из него необъективных критериев (таких, как например, «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции») и их заменой на более информативные и объективные показатели (например, «Подтверждение квалификации специалистов, занятых при организации и проведении закупок конкурентными способами» как для подразделений-заказчиков, так и для организаторов с целевым значением равным 100%).
Так как рассматриваемая транспортная корпорация постоянно совершенствует и модернизирует методологию ведения различных процессов, которые совершаются в хозяйственной деятельности, можно с уверенностью сказать, что процесс ведения закупочной деятельности будет постоянно увеличивать эффективность, учитывая текущее экономическое, политическое и социальное положение в государстве.