Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE MILITARY AND LABOR EXPLOITS OF THEIR ANCESTORS

Borisova E.A., 1 Fedorova S.I. 1
1 Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin
The article is devoted to the military and labor feat of the great-grandfathers of Borisova E.A. during the Great Patriotic War. Documents and photographs from the family archive were used, which are the main source of coverage of the feat of Borisova E.A.’s relatives, with the help of which it is possible to trace the heroic pages of this family. For the first time, materials about the participants of the war are systematized; they reveal the exploits of the participants of the Great Patriotic War. In this perspective, it is assumed that the youth as the next generation of our country will become the main intellectual and productive force of society in the future. Studying the history of their family, small homeland, country, students maintain and develop socio-historical continuity, a spiritual and moral personality is formed. Knowledge of their past educates students as patriots, citizens of a legal and democratic state who respect the rights and freedom of the individual. As recommendations, the author suggests to intensify work with student youth through various forms of educational work to educate students of high patriotic self-awareness, a sense of devotion to their homeland, readiness to fulfill civic duty. The key point to which attention is paid in the article is respect for family traditions, tolerance to various ethnic groups, confessions, Professional training at the University should contribute to the development of self-awareness, their comprehension of historical knowledge, the development of abilities for value-based understanding of historical experience.
great patriotic war
medal
norwegian ambassador
history
victory
family
patriotism
young generation

Актуальность исследования заключается в осознании величия подвига нашего народа в приближении Великой Победы, тем, что эта победа складывалась из вклада отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана Великой Отечественной войны будет жив, будет жива память о Великой Отечественной войне. К сожалению, многие молодые люди до определенной поры не имеют этого чувства Родины [1, c. 80-90]. Это происходит, на наш взгляд, потому, что мы плохо ощущаем непосредственную связь с нею. И именно для развития этого чувства очень важно знать место своего рода в истории Отечества. Если мы знаем, что наши предки погибли за честь Отечества, то будем гораздо больше ценить и любить и свою малую Родину, и свою страну.

Величина духовного наследия и интеллектуального потенциала в значительной степени определяют развитие современного общества, а также его благосостояние и устойчивость.

Без определения фундаментальных принципов нашего бытия невозможно сегодня понять прошлое, выявить основные приоритеты общества, установить связь поколений.

Вопросы патриотического воспитания в современной России на протяжении нескольких лет остаются приоритетными. В России за последние годы принято несколько Государственных программ по патриотическому воспитанию. По-прежнему, остается актуальной тема Великой Отечественной войны. Высшим долгом современного молодого поколения является сохранение и популяризация исторической памяти о роли нашего государства в Великой Отечественной войне; спасти от забвения память о погибших солдатах, отдать дань благодарности ныне живущим ветеранам войны и труженикам тыла [2, c. 164-167]. История Отечества – это история рода, а история каждого рода – это история Отечества.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Проблемы восстановления созидательной роли патриотического духа народа, формирование патриотического самосознания у студенчества для жизнедеятельности российского общества в современных условиях приобретает особую значимость.

Объект исследования: вклад семьи Сиянко-Шароватовых-Байгузовых-Цевко в Победу в Великой Отечественной войне.

Предмет исследования: история семьи Сиянко-Шароватовых-Байгузовых-Цевко, семьи их близких родственников, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Целями данного исследования были:

1. Исследование и систематизация информации об участии в Великой Отечественной войне. Представленные в работе сведения будут способствовать патриотическому воспитанию молодежи и сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне.

2. Развить исследовательские, творческие и организаторские способности школьников и студентов.

3. Развить интерес к историческому прошлому через военно-патриотические события.

4. Сформировать представление о подвигах предков в годы войны.

5. Воспитать у молодого поколения уважительное отношение и гордость к истории Отечества, ветеранам воны и труженикам тыла военных лет.

Задачи исследования: выяснить, какой вклад внесли в Победу родственники на фронте, и в тылу; собрать документальный материал о предках-участниках военных действий Великой отечественной войны, а также о тружениках тыла; систематизировать документы и оформить их в виде семейного альбома; использовать материалы Интернет-ресурсов; создать ЛЭП бук «Я помню, я горжусь!» об участии прадедов Евгении в Великой Отечественной войне; возбудить интерес школьников, студентов и взрослых к сохранению памяти о Великой Отечественной войне; сохранить историческую память.

Гипотеза исследования: собранный материал послужит для молодого поколения стимулом к изучению объективной истории Великой Отечественной войны и обмену информацией со своими сверстниками, только так может молодежь увидеть подлинную картину и сформировать истинное уважение к героям, победившим фашизм.

Материалы и методы исследования

Методами исследования были:

1. Работа с документами в архиве, в том числе и семейном.

2. Изучение информационных источников, фотодокументов;

3. Личные беседы с родственниками, интервьюирование;

4. Обобщение и систематизация материалов. Анализ и обобщение собранной информации.

5. Анкетирование сверстников.

В ходе исследования были использованы материалы из следующих источников:

1) Архив Отдела военного комиссариата Самарской области по Большечерниговскому Большеглушицкому районам.

2) Архивный отдел Администрации муниципального района Большечерниговский Самарской области.

3) Архив МБУ «Историко-краеведческий музей имени Героя Социалистического Труда Н. П. Попова».

4) Архив газеты «Волжская коммуна».

5) Архив Районной газеты «Степной маяк».

6) Личный архив Митченковой Анны Ивановны.

7) Личный архив Шароватовой Тамары Ивановны.

8) Сайт «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru/).

Новизна исследования: это первая попытка семьи осмыслить жизнь родных в годы войны; раскрытие собственного личного отношения авторов, как исследователей, к своим предкам.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить семейный архив, а также материалы школьного музея «Истоки» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова села Большая Черниговка Большечерниговского района Самарской области.

Результаты исследования и их обсуждение

Ожидаемые результаты: расширение познавательного интереса молодого поколения к истории своей страны; привлечение внимания студентов, родителей к празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне; создание мультимедийной продукции.

С момента своего рождения, человек вступает в различные отношения с другими людьми. Первой ступенью в системе отношений является семья. Именно в ней человек приобретает новые общения, усваивает нормы поведения, принятые в данной культуре. Семья выступает в роли первичного коллектива, происходит процесс инкультурации человека. В данном процессе важную роль играют внутрисемейные отношения.

Семейные традиции уходят своими корнями в далекое прошлое. Дух семьи формируется и совершенствуется постепенно, оттачивается временем и поколениями. Он не просто живет, но имеет наступательно созидательной потенциал, который заставляет нас не просто ворошить прошлое, а понять смысл жизни, и тех, кого уже нет, и тех, кто живет в нашем сообществе. Издревле на Руси присутствовал интерес к своей семье и роду. Академик Б.А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян отмечает: «Самым загадочным и наименее изученным из славянских божеств является Род – божество, известное только восточным славянам и менее уцелевшее в этнографическом материале…» [3, с. 489].

А.С. Пушкин призывал уважать своих предков, и очень резко отзывался о тех, кто не делал этого. В неуважении отцов он видел первый признак безнравственности и дикости. Пушкин, как и князь, Владимир «Красное Солнышко», был христианином. Для них, как и для нас всех, нравственные ценности являются значимыми. Пушкин считал, что неуважение к памяти своих предков является первым симптомом падения нравственности. Мудрость Пушкина, мудрость его поэзии раскрывается в следующих строчках :

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам [4, с. 596].

Александр Сергеевич повествует о двух чувствах, совсем не похожих друг на друга, именно поэт и разделил их. Два чувства, две любви. И то и другое чувство требуют воспитания. Только память способствует человечеству преодолевать время, она приумножает то, что называется культурой.

Русский мыслитель и философ Владимир Соловьев писал: «В семье духовно-организованной, отношение родителей к детям имеет главным образом безусловное назначение человека, цель воспитания состоит в том, чтобы связать жизнь всех поколений, в котором деды, отцы и дети нераздельно единосущны между собою…». Философ видел назначение человека в осуществлении связи между поколениями. Связь поколений предполагает высокие духовные качества. В данном случае эти качества выражаются через поддерживание единства между поколениями [5, с. 579]. Флоренский же утверждал, что каждый цивилизованный человека, «уважающий своих предков», должен знать не только историю своей семьи, но и задаваться вопросами гораздо более сложными и глубокими. Например, познанием строения и формой своего рода, его задачей, законом его роста, критическими точками, соотношением отдельных ветвей, их частным задачам и многим другим.

Народ, который уважает обычаи и традиции своих предков, их подвиги, понимают, что, если говорят о восстановлении традиций, то речь идет не возвращении в прошлое, но к тем утраченным ценностям, которые формируют сильными и могущественными человека, семью, род и государство в целом. Как, какими способами можно формировать у молодежи уважительное отношение к исторической памяти нашего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, а также сформировать ценности, значимые для всего общества и для каждого гражданина в отдельности?

В 2022 году Россия будет праздновать еще одну дату со дня освобождения от фашистской Германии – 77-летие. Мы должны сохранять историческую память о героическом подвиге советского народа, защитившего от фашистской чумы не только наше Отечество, но и всю Европу. Навечно останется неизменной значимость подвига, который совершил наш народ ради Великой Победы. Происходит смена поколений. Очевидцы военных событий не дожили до наших дней. Но и ныне живущие вдовы, сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто погиб на полях боевых сражений Великой Отечественной войны несут в сердцах боль невозвратимой утраты. Многие семьи нашей страны понесли утраты в годы войны. Евгения является представителем четвертого поколения семьи Сиянко-Шароватовых. Мы решили собрать и систематизировать весь материал, который есть в семье. В нашей работе мы осветили судьбы тех, кто воевал на полях сражений Великой Отечественной войны, а также тех, кто ковал Победу в тылу. Евгения вела переписку с родственниками, общалась по телефону, расспрашивала всех, кто что-то знает о судьбах родственников – солдат, просматривала сайты в сети Интернет, изучала литературу о войне. Найденный материал систематизировала, проверяла и сопоставляла с историческими фактами. В ходе проведенной исследовательской работы сложилась заслуживающая доверия информация. Работая с найденными источниками, Евгения испытывала чувство гордости за своих прадедов, понимая, важность знаний о том, какой вклад внесла её семья во имя Победы.

Семья Евгении многонациональна: русские, мордва, украинцы и турки. В перипетиях родословной ей помогли разобраться бабушка, по маминой линии Шароватова (Сиянко) Тамара Ивановна, и двоюродная бабушка Митченкова (Сиянко) Анна Ивановна.

Семья на протяжении многих лет собирала сведения о своих предках, кто воевал в годы войны, где воевал, какая судьба была у них, кто работал в тылу. В основном это были воспоминания близких и дальних родственников; документальных свидетельств (фотографий, документов) сохранилось очень мало. Так, по крупицам была составлена семейная родословная. Из этой родословной было выяснено, что двое прадедушек и двое дядюшек (это братья моих прабабушек), трое из них были на фронте, а один трудился в тылу. В роду было четверо участников Великой Отечественной войны.

Во всех семьях должны быть семейные реликвии, которые сохраняют память наших предков. Родовая память – это то ностальгическое, порой заменяющее реальную жизнь воспоминанием. В семье Евгении – это альбом, в котором с особой любовью хранятся фотографии её прадедов, рано ушедших из жизни, но память о них бережно передается из поколения в поколение. События, которые произошли в 1941-1945 гг. в нашей стране коснулись всех жителей нашей необъятной страны. Непосредственными участниками этих страшных событий были и прадеды Евгении. Для многочисленной семьи Евгении документы, доказывающие участие прадедов в войне очень важны.

1. Сиянко Иван Иванович

Сиянко Иван Иванович – родился 01.10.1907 в селе Поюрьевка Пятихатского района Днепропетровской области. Он проживал в Большой Черниговке, где и женился на Цевко Софие Калиновне. В войну имел бронь – он несколько раз пытался уйти на фронт добровольцем, но его не пустили. Работал бригадиром тракторной бригады и кузнецом в посёлках Кошкин и Бостандык. Навыки кузнеца не раз помогали Ивану Ивановичу, так как техника часто выходила из строя, а новая в колхоз не поступала [6]. Выращивал хлеб с ребятами 12-15 лет, которых привезли в Большую Черниговку из детского дома. Зачастую дети не доставали ногами до рычагов в кабине трактора и им мастерили маленькие табуретки. Работали много, даже некоторые дети засыпали на работе, а дед их спасал, чтобы сеяльщики не попали в борону. Бабушка рассказывает, что в 1975 году домой к прадеду приехал молодой человек. Оказалось, что это был один из тех детей, с которым прадед работал во время войны. С 40 лет болел астмой и сердечной жабой. Умер от сердечной недостаточности 18.04.1977 году.

2. Шароватов Иван Яковлевич

Шароватов Иван Яковлевич родился 14.10.1909 в Большеглушицком районе Куйбышевской области. Состоял в браке с Байгузовой Марией Кузьминичной. Проживал в совхозе Красный Октябрь. 18 сентября 1942 Ивана Яковлевича мобилизовали на фронт трактористом в 36 Гвардейскую пушечную артиллерийскую Новосокольническую Краснознамённую ордена Суворова бригаду. Согласно перечню военно-учетных специальностей РККА его определили в состав рядовым, в группу 133 (годные необученные) вместе с Ивашкиным Григорием Алексеевичем, 1912 г.р., из посёлка им. Наркомсовхоза. Иван Яковлевич совершил несколько подвигов, за которые был награжден орденом «Красной звезды», а также медалью «За боевые заслуги». В ходе одной боевой операции получил ранение в голову, что послужило его ранней кончине. Умер Иван Яковлевич в апреле 1956 года в возрасте 46 лет.

3. Цевко Пётр Калинович

Цевко Петр Калинович родился в 1911 году, был третьим ребенком в семье. Призван был из города Куйбышев в 1941 году. Являлся участником боевых действий с 15.11.1941 по 16.12.1941 года, и с 15.06.1942 по 15.01.1943 года на Калининском центральном фронте. Имел должность командира роты 21-го Отдельного учебного Автополка. Трижды ранен: первый раз – в городе Калинин; второй раз – под Москвой, лечился 4 месяца; третий раз – на Курской Дуге, лечился 11 месяцев. В семье рассказывалась история о том, что первой жене Петра Калиновича Зотовой Марии Васильевне приходила с фронта похоронка о гибели мужа. Исследуя архивные документы, мы действительно нашли эту похоронку, и описать то, что пережила тетушка невозможно простыми словами (молодая женщина осталась вдовой в 30 лет с малолетним ребенком на руках). Благодаря советским врачам, а также норвежскому послу, который сдал кровь, Петр Калинович не только выжил, но и вернулся на фронт и продолжил бить врага [7, с. 58]. Об этом было написано в газете «Волжская коммуна» от 14 августа 1943 года, статья «Против общего врага»: «Норвежский посол г. Рольф Андворд явился на Куйбышевскую станцию переливания крови в качестве донора. После операции он написал тёплое послание неизвестному бойцу, которому предназначалась его кровь…Кровь г. Рольфа Андорда была перелита раненому старшему лейтенанту Петру Цевко, который находится на лечении в Куйбышеве. Вскоре норвежский посол получил от него письмо» [8, с. 2]. А когда Петр Калинович вернулся на фронт, эту похоронку отменили. Цевко Пётр Калинович награжден орденами и медалями: орден Красной Звезды (10.02.1948 г., №2785937), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (29.01.1946), юбилейная медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (27.03.1967), знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне. За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», юбилейная медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (10.11.1975), юбилейная медаль «50 лет вооружённых сил СССР» (26.02.1975), юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (6.04.1970). Умер 8 мая 1993 года.

4. Байгузов Павел Кузьмич

Байгузов Павел Кузьмич родился в 1915 году. Был призван на фронт в декабре 1942 года Большечерниговским РВК Куйбышевской области. Воевал на Юго-Западном фронте в 7-й ВДРСД и АВАРЗ-46. Был в звании младшего сержанта на должности слесаря-сборщика моторов 116 Подвижного танко-агрегатно-ремонтного завода 1 Украинского фронта. Имел одно ранение, которое получил 29 августа 1943 года на Юго-Западном фронте. Имел такие награды, как орден «Красной звезды» (4.05.1945), медаль «За боевые заслуги», орден «Отечественной войны II степени» (06.04.1985). Умер в 90-х годах прошлого столетия.

Заключение

В итоге гипотеза исследования подтвердилась: Семья Шароватовых-Сиянко-Байгузовых-Цевко внесла свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Пока мы чтим память о героях своей семьи, мы помним о событиях Великой Отечественной войны, величайшем подвиге и самопожертвовании нашего народа, сохраняется связь поколений.

Практическая ценность работы в том, что работа по заданной проблеме помогла лучше осмыслить великие страницы Великой Отечественной войны. Евгения создала ЛЭП бук, где отобразила не только информацию об участии своих прадедов в Великой Отечественной войне, копии наград, но и создала карты их боевого пути. Исследование сблизило её со старшим поколением родственников, позволив по-новому взглянуть на близких ей людей, задуматься над их судьбами. Евгения считает своим долгом рассказать о собранном материале родственникам и наметить дальнейший план пополнения и хранения документов. Материалами из семейного архива планируется пополнить краеведческий материал школьного музея «Истоки» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка Большечерниговского района Самарской области. Планируется разместить материалы на сайте администрации Большечерниговского района и на страницах районной газеты «Степной маяк».

Сегодня общим для нас всех является восстановление тех ценностей, которые испокон веков были на Руси: это почитание родителей, забота о своей семье, забота о воспитании детей. Весомое значение в решении проблем воспитания подрастающего поколения в современной жизни общества имеет возрождение духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры (уважение и любви к родной земле, своему народу, семье, к культурному наследию, приоритету духовных ценностей над материальными; культивирование таких добродетелей, как милосердие, сострадание, честность и т.д.). Выдающийся русский мыслитель, философ, историк религии и культуры И.А Ильин считал, что «возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет тому назад от христианства; осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия» [9, с. 321].

В последние годы из Второй мировой войны делают идеологическое оружие против нашей страны, поэтому наше поколение, в особенности молодежь, заинтересованы в раскрытии всей правды. Победа в этой войне – предмет нашей гордости. Из уважения к нашей великой истории, памяти предков мы выступаем против фальсификации фактов о войне, мы предлагаем на обсуждение наше исследование героических подвигов предков Евгении на фронте и в тылу [10, c. 27-30].

Сегодня особенно важно развивать духовно-нравственную позицию к героическому прошлому нашей страны, культуре населяющих ее народов; формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства; воспитывать уважение к старшему поколению, его героическому прошлому; как можно больше и шире вовлекать ветеранов Великой Отечественной войны в деятельность по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.