Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

ECONOMIC ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE ELECTRICITY PURCHASE TARIFF LEVEL ON THE COST OF TRANSPORTATION

Gorbunov E.V. 1 Severova M.O. 1
1 Siberian State University of Railway Transport
The railway complex has a special strategic importance for Russia. It is a link of a single economic system, ensures stable operation of industrial enterprises, timely delivery of vital goods to the most remote corners of the country, and is also the most affordable transport for millions of citizens. Open Joint Stock Company “Russian Railways” is one of the world’s top three railway companies. One of the main objectives of JSC “Russian Railways” is to make a profit. This goal is achieved by increasing the efficiency of the company’s asset management, including by reducing the cost of transportation. One of the levers of cost reduction is the efficient use of fuel and energy resources. The article considers options for changing the tariff for the purchase of electric energy for the needs of the railway at the selected service site, due to the connection of the gravity area to the unified state regulation of tariffs for electric energy. The analysis and comparison of the actual and forecast data of the tariff and the volume of purchase of electric energy to provide electric energy to the needs of the railway was carried out and the effect of combining into a single energy zone with joint (unified) tariff regulation was determined.
cost price
purchase
electric energy
economic effect

Холдинг ОАО «РЖД» является крупнейшей коммерческой компанией на рынке транспортных услуг и потребителем ресурсов, от эффективности использования которых зависит уровень транспортного слагаемого в конечной цене продукции производителей всех отраслей национальной экономики. Широкое использование электрической тяги при осуществлении перевозок определяет высокий удельный вес затрат, связанных с потреблением данного вида ресурса [1]. В связи с этим, принятое решение о пересмотре с 1 июля 2021 года цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, с учетом перехода на совместное (единое) тарифное регулирование с Курганской областью, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации (от 27.05.2021 № 1384-р) [2], приказа ФАС России (от 08.06.2021 № 560/21) [3] и постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 15.06.2021 № 22-1 [4] позволяет снизить тариф на электроэнергию для бизнеса и бюджетных организаций, а также увеличить доходы населения.

При такой схеме регулирования создаются новые, уже конкурентоспособные условия для промышленности и производства, что при совокупности экономических показателей и показателей социального развития увеличат инвестиционную привлекательность региона, вошедшего в единую энергозону с Тюменской областью (включая автономные округа).

Для компании ОАО «РЖД» это позволяет снизить расходы на энергетические ресурсы не только за счет совершенствования технологий, но и за счет цены приобретения, что в данных условиях позволит получить существенный гарантированный экономический эффект.

Цель исследования: провести экономическую оценку снижения расходов на покупку электрической энергии за счёт применения пересмотренных котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Материалы и методы исследования

Основной исходной информацией в работе послужили статистические данные и первичные учетные документы региональной дирекции энергоснабжения, осуществляющей закупку электроэнергии для выбранного района тяготения.

На основании обработки исходной информации проведен ретроспективный и сравнительный анализ расходов на покупку электрической энергии по новым пересмотренным котловым тарифам с расходами на покупку электрической энергии по котловым тарифам до пересмотра.

Результаты исследования и их обсуждение

Себестоимость продукции – один из ключевых показателей деятельности любого предприятия, который отражает эффективность использования материальных, трудовых и других ресурсов. При прочих равных условиях снижение уровня себестоимости означает увеличение финансового результата, возможность установления конкурентной цены и дополнительного объема реализации продукции. Особенностью предприятий транспортной отрасли является то, что снижение себестоимости перевозок отражает не только повышение эффективности деятельности, но и снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции всех отраслей экономики.

Уровень себестоимости определяется многими факторами: технической оснащенностью предприятия; степенью использования машин и оборудования; организацией технологических процессов; объемом выпускаемой продукции; производительностью и размером оплаты труда; нормами расхода и ценами на потребляемые сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т.д.

Таким образом, каждое предприятие строит свою стратегию управления расходами и себестоимостью, основываясь на структуре используемых ресурсов и возможностях совершенствования организационных и технологических процессов.

Себестоимость транспортной услуги на железнодорожном транспорте зависит от климатических и географических особенностей обсуживаемых регионов, характеристики района тяготения по структуре и объему перевозимых грузов и пассажиров, уровня технического оснащения инфраструктуры и особенностей организации эксплуатационной работы.

В ОАО «РЖД» действует стратегию управления себестоимостью, которая предусматривает ежегодную оптимизацию расходов компании в размере 5 %. Каждый функционал в соответствии с этим разрабатывает программу мероприятий, обеспечивающих повышение операционной эффективности и сокращение расходов. Чаще всего это мероприятия, связанные с повышением производительности труда, эффективностью использования основных производственных фондов и применяемых технологий и другие. В данном исследовании авторами рассматривается вопрос возможного управления ценами на потребляемые ресурсы, в частности на электроэнергию.

Одним из элементов эксплуатационных затрат, который имеет высокую долю в затратах, является электроэнергия. На обеспечение тяговых и технологических нужд в электроэнергии компания расходует 11 % бюджета затрат, что составляет по данным 2020 года почти 174 млрд руб. Таким образом, имея возможность влиять на уровень тарифа приобретения электроэнергии, компания может получить существенный экономический эффект. Экономическая оценка влияния тарифа на электроэнергию на расходы выполнена на примере Южно-Уральского полигона (железной дороги) на основании данных региональной дирекции по энергообеспечению.

Средневзвешенный тариф покупки электроэнергии в границах Южно-Уральской железной дороги по результатам работы за 2020 год составил 4,53 руб./кВтч, в том числе по Курганской области 5,03 руб./кВтч [5]. При этом объем потребления электроэнергии в Курганской области составляет 30% от общего потребления полигона Южно-Уральской железной дороги.

Необходимо отметить, что в Курганской области из-за того, что в регионе мало предприятий, экономически обоснованные тарифы для бизнеса были самыми высокими в УрФО. Следует отметить, что тариф приобретения электрической энергии [6,7] для ОАО «РЖД» формируется из четырёх составляющих:

1. Средневзвешенная нерегулируемая цена (определяется на нерегулируемом рынке);

2. Котловой тариф (Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии утверждаются ежегодно Департаментом государственного регулирования цен и тарифов приказом или распоряжением по региону);

3. Сбытовая надбавка (Сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков электрической энергии утверждается ежегодно Департаментом государственного регулирования цен и тарифов приказом или распоряжением по региону);

4. Плата за иные услуги (определяются гарантирующим поставщиком).

Доля стоимости электроэнергии распределяется между составляющими тарифа следующим образом:

- Средневзвешенная нерегулируемая цена – 57,8%;

- Котловой тариф – 36,5%;

- Сбытовая надбавка – 5,6%;

- Плата за иные услуги – 0,1%.

Соответственно изменение средневзвешенной нерегулируемой цены и котлового тарифа существенно влияют на окончательную стоимость электроэнергии, а влияние сбытовой надбавки и платы за иные услуги минимально.

Рассмотрим оценку эффекта от реализации мероприятия, связанного с экономией затрат на покупку электрической энергии для нужд ОАО «РЖД».

Целью мероприятия является снижение расходов на покупку электрической энергии за счёт применения пересмотренных котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Эффект образуется ввиду экономии затрат на покупку электрической энергии для нужд ОАО «РЖД» за счёт применения пересмотренных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям.

Оценка эффекта от реализации мероприятия определяется на основании сравнения расходов на покупку электрической энергии по старым и новым пересмотренным котловым тарифам. В качестве отчётного условно принимается любой период календарного года, следующего за годом реализации мероприятия, в качестве базового – соответствующий период года, непосредственно предшествующий отчётному.

Исходные данные для оценки планируемого эффекта представлены в таблице 1.

Расчёт годового экономического эффекта от реализации мероприятия по снижению расходов на покупку электроэнергии определяется в денежном выражении по формуле:

Э = S1 – S2 , (1)

где S1 определяется как стоимость затрат на покупку электрической энергии с учётом действующих котловых тарифов;

S2 определяется как стоимость затрат на покупку электрической энергии с учётом пересмотренных котловых тарифов;

Расчёт затрат на покупку электрической энергии определяется как произведение тарифа (t) на объём электрической энергии (V):

S1 = t1 · V1, (2)

S2 = t2 · V2, (3)

Расчёт эффекта производится за счёт снижения котловых тарифов покупки электрической энергии в результате проведения их пересмотра.

Исходные данные для расчёта эффекта представлены в таблице 2

Таблица 1

Исходные данные

Наименование показателя

Условное обозначение

Единица измерения

Источник информации

1

2

3

4

Стоимость затрат на реализацию мероприятия в плановом году

R

млн руб.

Первичные учётные документы

Действующий котловой тариф покупки электрической энергии

t1

руб/кВт.ч

Первичные учётные документы

Пересмотренный котловой тариф покупки электрической энергии

t2

руб/кВт.ч

Первичные учётные документы

Объём покупки электрической энергии

V1

млн кВт.ч

Первичные учётные документы

Объём покупки электрической энергии

V2

млн кВт.ч

Первичные учётные документы

Таблица 2

Исходные данные для расчёта эффекта

Наименование показателя

Условное обозначение

Единица измерения

Значение

1

2

3

4

Действующий котловой тариф покупки электрической энергии

t1

руб/кВт.ч

2,02

Пересмотренный котловой тариф покупки электрической энергии

t2

руб/кВт.ч

1,63

Объём покупки электрической энергии

V

млн кВт.ч

431,820

На основании формулы (2) определяем расходы на покупку электрической энергии с учётом действующих котловых тарифов:

S1 = 2,02*431,820 = 871,053 млн руб.

На основании формулы (3) определяем расходы на покупку электрической энергии с учётом пересмотренных котловых тарифов:

S2 = 1,63*431,820 = 706,017 млн руб.

Годовой экономический эффект от реализации мероприятия по снижению расходов на покупку электроэнергии равен (формула 1):

Э = 871,053 – 706,017 = 165,036 млн руб.

Применение новых котловых тарифов позволит Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению получить экономию затрат на покупку электрической энергии для нужд ОАО «РЖД» за 2022 год в количестве 165,1 млн рублей. Стоит отметить, что изменение величины экономического эффекта определяется объёмом фактически потреблённой электроэнергии.

Заключение

Не смотря на то, что чаще всего для повышения эффективности деятельности предприятия менеджеры анализируют внутренние факторы, процесс принятия решений при управлении себестоимостью в компании должен учитывать и факторы изменения внешней среды. В этом направлении для крупнейших потребителей энергетических ресурсов важным направлением оптимизации затрат становится возможность снижения тарифа на электроэнергию, которое достигается только при взаимодействии с государственными органами федерального и регионального уровней, обеспечивающих возможность регулирования тарифов на региональном энергетическом рынке. Приведенные результаты показывают существенный экономический эффект на примере выбранного полигона железной дороги.