Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

IMPROVING THE EFFICIENCY OF OTHER ACTIVITIES AT THE RAILWAY LANDFILL

Demidova O.N. 1 Severova M.O. 1
1 Siberian State University of Railway Transport
Improving the efficiency of other types of railway activities is an important and promising area of activity of the largest transport company. The study of factors affecting the profitability of the company will help to manage costs and improve efficiency without compromising the quality of services provided. The research material of the work is management reporting of the results of other activities of regional directorates and structural divisions of the railway. Methods of economic analysis are used to solve the tasks set. The paper analyzes the structure of the financial result from the provision of other services at the railway landfill and the contribution of functional regional directorates. To analyze the financial result and profitability, data from the Automated Planning System for Other types of Activities are used. The evaluation of the obtained performance indicators makes it possible to identify “barrier places” for the development of potential and direct efforts to improve the efficiency of the functioning of regional directorates and the railway landfill as a whole. The analysis suggests that the rejection of unprofitable activities will not solve the problems of improving the efficiency of other types of services, since to a greater extent they are related to the social orientation of the company’s activities. Thus, it is necessary to focus on those services that have low profitability and there are mechanisms to improve it.
efficiency
types of activities
railways
financial result
profitability

Рентабельность предприятия – один из основных экономических показателей, который способен показать прибыльность компании от своей деятельности.

Нужно понимать, что в экономической деятельности компании задействовано очень много разных ресурсов – трудовые, экономические, финансовые, природные и использование каждого из них должно быть обосновано с точки зрения экономической целесообразности. То есть все они должны приносить доход, или результат, который приведёт к увеличению дохода. Оценивая рентабельность, можно понять, использование каких ресурсов не приносит нужного результата и принять решение об их использовании .

Проанализировав работу компании за отчетный период (месяц, квартал, год) мы не только получим информацию о текущем состоянии производственно-экономической деятельности, но и сможем наиболее достоверно и полноценно провести планирование бюджета на последующие периоды. Оценка полученных показателей деятельности позволит выявить «барьерные места» развития потенциала и направить усилия на повышение эффективности функционирования.

Исследование факторов, влияющих на рентабельность компании поможет управлять издержками и повысить эффективность деятельности, не ухудшая качества оказываемых услуг [1].

Цель исследования – поиск направлений повышения эффективности прочих видов деятельности на полигоне железной дороги, за счет снижения объема убыточных услуг.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования работы является управленческая отчетность результатов прочих видов деятельности региональных дирекций и структурных подразделений железной дороги.

Для решения вопроса повышения уровня рентабельности услуг на полигоне железной дороги необходимо определить факторы, из-за воздействия которых не состоялось безусловное выполнение утвержденных плановых параметров и подготовить предложения по их устранению, в т.ч. за счет разработки дополнительных мероприятий по повышению эффективности деятельности.

Для реализации поставленных задач используются методы сравнительного, факторного, ретроспективного анализа. Исследовав отчетные данные финансово-экономической деятельности железой дороги в динамике, необходимо произвести оценку их выполнения относительно установленных плановых параметров и относительно друг друга и найти пояснения полученным отклонениям.

Основным методом оценки эффективности деятельности в работе является горизонтальный (временной) анализ, т.е. есть сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом посредствам построения нескольких (или одной) аналитических таблиц. Данный анализ позволяет оценить не только изменения в отдельных показателях, но и спрогнозировать их значение. Кроме того, использование факторного анализа поможет оценить влияние отдельных факторов (причин) на результирующий показатель.

Результаты исследования и их обсуждение

На полигонах железных дорог в рамках выполняемого функционала осуществляют свою деятельность региональные дирекции транспортно-логистического блока, блока пассажирских перевозок, блока инфраструктуры, транспортного строительства, а также социального блока [2].

Ведение управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов в региональных дирекциях осуществляется строго в соответствии с правилами ведения раздельного учета доходов, расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета. Раздельный учет осуществляется на основе номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» [3].

В соответствии с классификатором доходов номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» доходы и расходы региональных дирекций полигона железной дороги сгруппированы по статьям и видам деятельности.

Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

В зависимости от видов деятельности доходы сгруппированы по подгруппам, в целях группировки доходов определение подгрупп зависит от вида деятельности.

В соответствии с действующей номенклатурой доходов и расходов услуги при отражении в учете классифицированы по соответствующим статьям. При постатейном анализе показателей за период мы можем делать выводы о рентабельности отдельных услуг как в целом по полигону железной дороги так внутри самой региональной дирекции.

Для анализа финансового результата используются данные из Автоматизированной системы планирования прочих видов деятельности и прочих доходов и расходов (далее АС ППВД) [2,4]. В данной системе филиалы ОАО «РЖД» формируют плановые бюджетные параметры на год, квартал, месяц, а также по итогам формирования отчетности в систему подгружаются отчетные данные из других автоматизированных систем – Сводная бухгалтерская отчетность, и Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами ОАО «РЖД» (таблица).

Данная организация процессов бюджетирования и формирования отчетов позволяет оперативно и максимально достоверно получать информацию в различных вариантах: в разрезе статей доходов и расходов, в разрезе региональных дирекций и за необходимый период. Кроме того, плановые и отчётные данные группируются по бизнес-блокам:

- Ремонт грузовых вагонов;

- Реализация металлолома;

- Услуги по передаче электроэнергии сторонним потребителям»;

- Услуги пригородным пассажирским компаниям;

- Услуги по передаче в аренду ОАО «ФПК» локомотивов парка ОАО «РЖД»;

- Услуги жилищно-коммунального хозяйства ОАО «РЖД»;

- Услуги в социальной сфере ОАО «РЖД»;

- Аренда имущества ОАО «РЖД»;

- Дополнительные услуги клиентуре ОАО «РЖД»;

- Прочие услуги ОАО «РЖД»;

- Строительство инфраструктуры.

Проанализировав работу железной дороги за три года, мы не только получаем информацию о финансовом результате прочих видов деятельности, сложившемся на полигоне, но видим динамику формирования показателя (рисунок). Для более полноценного анализа необходимо детальнее рассмотреть причины и факторы, повлиявшие на итоги работы, как по услугам, так и отдельно по дирекциям. Кроме того, важно произвести оценку данных показателей относительно плановых параметров, что позволит оценить полноту калькулирования услуг и возможно выявит факторы не позволившие достигнуть более высоких показателей [5].

Показатели финансового результата по прочим видам деятельности железной дороги (услов. ден. ед)

Статья сводного управленческого бюджета

1 год

2 год

3 год

Ремонт подвижного состава

52 130

37 055

31 518

Строительство

   

-66 192

Предоставление услуг соц.сферы

-169 072

-198 285

-236 273

Услуги ППК

-37 301

-38 044

-5 718

Услуги ФПК

125 942

-93 907

263 140

Передача э/энергии

21 085

15 891

22 540

Сдача в аренду имущества

290 597

270 135

290 748

Дополнительные услуги клиентуре

173 210

158 554

159 883

Реализация металлолома

200 285

137 058

143 237

Прочие услуги

-6 829

10 325

11 642

Товары реализованные

34 549

21 958

10 799

missing image file

Динамика финансового результата по ПВД за 3 года

Таким образом, мы видим, что на формирование финансового результата на полигоне железной дороги оказывают услуги как с положительным финансовым результатом (с прибылью), так и отрицательным (с убытком).

Блоки «Ремонт подвижного состава», «Передача электроэнергии сторонним потребителям», «Сдача имущества в аренду», «Дополнительные услуги клиентуре», «Реализация металлолома», «Товары реализованные» на протяжении всех рассматриваемых периодов являлись прибыльными, финансовый результат сложился с положительным значением. При этом на протяжении всех анализируемых годов блок «Услуги ППК» и «Услуги социальной сферы» формировались с отрицательным значением, что свидетельствовало о превалирующей доле расходов над полученными доходами. Убыточность данных блоков связана с их важной социальной направленностью, позволяющей обеспечить потребность населения в перемещении на близкие расстояния и на удовлетворения духовно-культурных потребностей работников компании и членов их семей. Учитывая тот значительный ресурс, который ОАО «РЖД» ежегодно направляет в данные услуги, при низкой платежеспособности населения и регионов, финансовый результат от деятельности складывается для компании с отрицательным значением.

Оценка полученных показателей деятельности позволяет выявить «барьерные места» развития потенциала и направить усилия на повышение эффективности функционирования региональных дирекций и полигона железной дороги в целом.

Заключение

Повышение эффективности деятельности со стороны территориальных подразделений на местах железных дорог, не связанных с выполнением непосредственного перевозочного процесса, является важным и перспективным направлением работы. Представляет собой один из показателей качества корпоративного управления и направлен преимущественно на реализацию социально ориентированных проектов, развитие и поддержку науки, культуры, искусства, образования и просвещения, содействие духовному и патриотическому воспитанию личности.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что отказ от убыточных видов деятельности не решит проблем повышения эффективности прочих видов услуг, так как в большей степени, они связаны с социальной направленностью деятельности компании. Таким образом, следует сосредоточить свое внимание на тех услугах, которые имеют невысокую рентабельность и есть механизмы для ее улучшения (транзит электроэнергии, дополнительные услуги клиентуре и пр.). Именно этому будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Принимая во внимание важность своевременного восполнения затраченных материально-технических ресурсов, необходимых для надлежащего содержания объектов инфраструктуры и выполнения приоритетной задачи обеспечения безопасности движения поездов, повышение эффективности работы подсобно-вспомогательного комплекса, позволит использовать дополнительные средства компании на социальное направление работы, в том числе поддержание социальной стабильности в коллективах.