На современном этапе развития общества, когда коммуникативная сфера все более переходит в невербальные формы благодаря интенсивному развитию компьютерных технологий, социальных сетей и чатов, когда повседневное общение переводится частично или полностью в дистанционный формат, особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных методик развития монологической речи воспитанников с наступления дошкольного возраста.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].
Специфическими чертами монолога являются: связность, образность; в монологическом описании – наличие объекта описания, последовательное перечисление признаков объекта описания; в монологическом повествовании – наличие темы и временной сюжет, закрепленный в данном повествовании; в монологе-рассуждении – наличие мнения, система аргументов суждения и логичность всего рассуждения.
Рассмотрев черты монолога, укажем на их отличия от диалога. Так, при конструировании диалогической речи каждый собеседник в паре отвечает на вопросы партнера по беседе, а в монологе субъект речи, последовательно излагая собственные мысли, дискутирует с самим собой. Поддерживая диалог с взрослым человеком, дошкольник приобретает навык формулирования вопросов, что помогает в сочинительстве с детьми, то есть диалог развивает и активизирует монологическую речь дошкольников. Наибольшие сложности испытываются дошкольниками при вербализации собственных мыслей, а также ощущаемых впечатлений, в систематизации конкретных фактов для составления рассказов, в построении логической последовательности их расположения. Серьёзный фундамент для совместного рассказывания созидается в процессе работы по циклу изображений, ролевом пересказе, сценарным играм-драматизациях [2].
В настоящее время рассматривается множество методов и приемов формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. М.Д. Андреева, Л.В. Попова, Н.Г. Иванова и ряд других ученых подчеркивают важность создания виртуальной или реальной игровой ситуации для развития монологической речи у дошкольников [3, 4]. Так, применение компьютерных игр в качестве средства непрерывной образовательной деятельности предоставляет возможность дошкольнику ощутить уверенность в себе, оказаться в стабильной ситуации успеха. Большая часть заданий разделены на разные уровни сложности, что помогает ребёнку научиться объективно оценивать собственные силы и получать стабильно положительные результаты [5, c. 95].
Во время применения методики составления синквейна в работе с детьми необходимо подбирать слова на достаточно знакомые дошкольникам темы и демонстрировать образцы несколько раз. В случае появления трудностей при составлении синквейна, следует помогать воспитанникам наводящими вопросами [6, c. 62].
Важным условием для развития речи дошкольников является создание предметно-развивающей речевой среды, которая должна соответствовать оптимальным психолого-педагогическим условиям. Для всестороннего развития речи ребенка необходимо особым способом организовать предметное окружение, что в свою очередь и является речевой предметно-развивающей средой. Если правильно организовать речевую среду, то она будет нести в себе познавательное отношение не только к окружающему миру, но и в целом к родному языку и речи, оказывая эффект воспитательного воздействия [7, c. 44].
При проведении системной работы, направленной на развитие выразительности интонации старших дошкольников, следует сконцентрировать внимание на воспитании в дошкольнике ряда умений: уместного владения своим голосом, выражения собственного мнения по отношению к услышанному тексту, в зависимости от контекста высказывания понижать и повышать интонацию, эмоционально вызвать интерес партнера по диалогу относительно изложенных предложений [8, c. 89].
Таким образом, значимость развития монологической речи у воспитанников старших и подготовительных групп детских садов несомненна, а добиться данного эффекта можно исключительно благодаря применению широкого спектра методов и средств ее формирования. Представив характеристику специфики монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и изучив методы ее развития, мы пришли к выводу, что ее формирование будет эффективнее при целенаправленном обучении, развитии восприятия, логики, памяти, воображения, навыков построения текста через специально организованные занятия, применении вариативной наглядности, речевых упражнений, направленных на развитие всех сторон речи.
Цель исследования: подобрать и апробировать комплекс непосредственно- образовательной деятельности, направленной на по развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Для успешной реализации сформулированной цели авторам настоящей работы необходимо было проанализировать научные источники по проблеме исследования, сделать выборку диагностического инструментария и определить уровни развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, разработать и внедрить комплекс непосредственно-образовательной деятельности, связанной с развитием монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, провести количественную и качественную обработку данных и, наконец, проанализировать полученные результаты.
Материал и методы исследования
Для достижения обозначенной цели нами использованы две группы методов: теоретические, среди которых следует, прежде всего, назвать анализ федеральных нормативных документов в сфере дошкольного образования, анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный и понятийный анализ, обобщение и систематизация полученных научных результатов проведенного исследования; и ряд эмпирических методов – беседа, наблюдение, педагогический эксперимент на базе дошкольного образовательного учреждения; диагностические методы, методы количественной и качественной статистической обработки выявленных фактических данных.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью выявления уровня сформированности монологической речи у старших дошкольников нами были использованы методики В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка». Каждое задание проводится в индивидуальной форме и оценивается отдельно по шкале от 0 до 3 баллов. Исследование указанной нами научной проблемы состоит из следующих заданий: составление законченного высказывания по проиллюстрированному на картинке действию, составление высказывания по 3 картинкам, составление описательного рассказа «Уточка» (В.П. Глухов), пересказ авторского текста Л.Н. Толстого «Умная галка» (В.И. Яшина), конструирование рассказа с помощью цикла сюжетных картин «Ребята нашли в лесу ежика» (О.С. Ушакова).
Оценка выполнения всех заданий дается методом подсчета общего количества баллов. Все задания оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Задания распределены таким образом:
1-2 – для выявления компетенции ребенка в составлении и установлении лексико-смысловых отношений между предметами и переносить их в виде законченной фразы;
3-5 – для выявления уровня складывания и специфики монологической речи.
Составление заключения диагностики: в заключение диагностики следует указать, соответствует ли возрасту или сформирован недостаточно уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Баллы и уровни сформированности монологической речи у дошкольников определяются следующими критериями (табл. 1).
В констатирующем эксперименте, который проводился с 5 по 18 июля 2021 г., приняли участие 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием. Предварительно была проведена беседа с детьми, направленная на создание эмоционального контакта и благоприятной атмосферы. Обследование испытуемых было осуществлено на основе подобранных нами методик (В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной). Выявим уровень сформированности и особенности монологической речи старших дошкольников по вышеперечисленным методическим разработкам.
Составление законченного высказывания по изображенному на картинке действию. С заданием справились 15 детей (75%), набрав по 3 балла. Пятеро детей (25%) набрали по 2 балла, допустив неполный, неточный ответ по содержанию картинки, неточность словоупотребления.
Составление высказывания по трем картинкам. С заданием справились 14 детей (70%). Они составили грамматически правильные предложения по всем трем картинками и получили по 3 балла. Пять детей (25%) получили по 2 балла, так как составили предложение только по двум из трех картинок.
Пересказ текста Л.Н. Толстого «Умная галка». Десять детей (50%) лучше остальных выполнили задание. Они последовательно пересказали рассказ близко к тексту. Семь детей (35%) набрали по 2 балла, составив рассказ с помощью взрослого, в их предложениях наблюдалась неточность словоупотребления. Двое детей упустили начало рассказа. Три ребенка (15%) получили по 1 баллу, так как вместо пересказа лишь перечислили отдельные признаки и опустили начало и конец рассказа, а также была нарушена логика изложения, отсутствовала причинно-следственная связь.
Таблица 1
Критерии баллов и уровней сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Баллы |
Уровень |
Критерий уровня сформированности |
0-5 баллов |
Низкий |
Перечисление признаков (в том числе и вместо описательного рассказа), повторение одних и тех же слов, однотипные конструкции, нарушена логика изложения и причинно-следственная связь однообразие лексики, неумение связывать между собой слова в предложении и предложения между собой, наличие или только начала, или середины, или конца рассказа, монотонное, невыразительное изложение, отказ от выполнения задания |
6-10 баллов |
Средний |
Сюжет заимствован, частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, составление предложения лишь с одной-двумя картинками, расположение сюжетных картинок с помощью взрослого, пересказ по наводящим вопросам, наличие лишь начала и середины или середины и конца рассказа, употребление простых предложений, использование формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы |
11-15 баллов |
Высокий |
Придумывание грамматически правильно построенного простого предложения, простых и сложных предложений, в том числе и с использованием всех трех предметов, изображенных на картинках, последовательное расположение сюжетных картинок, составление интересного, логичного, последовательного сюжета рассказа с началом, серединой и концом, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, пересказ, близкий к тексту, плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе высказывания |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ребята нашли в лесу ежика». 10 детей (50%) получили за задание по 3 балла, самостоятельно расположив картинки в верном порядке и успешно составив рассказ по ним. 7 детей (35%) получили за задание по 2 балла, так как составили рассказ из простых предложений, или лишь с его серединой и концом, или упустив его концовку, употребляя союз а, наречие потом. Трое детей (15%) получили по 1 баллу, неправильно разложив картинки и вместо рассказа, перечислив признаки, или пропустив начало и конец рассказа.
Составление описательного рассказа «Уточка». Описательный рассказ удался 9 детям (45%). Они получили по 3 балла. 8 детей (40%) получили по 2 балла, так как у некоторых из них имеется частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 3 детей (15%) получили по 1 баллу, лишь перечислив основные признаки уточки, вместо составления полноценного описательного рассказа.
Представим результаты диагностики в диаграмме (рисунок).
Исходя из полученных данных, предполагаем, что при проведении коррекционной работы для улучшения результатов деятельности детей, их умения пользоваться полноценной, грамматически правильной монологической речью, а также для готовности к школьному обучению особое внимание следует уделить 17 детям старшего дошкольного возраста (7 детям со средним уровнем развития монологической речи и 10 детям – с высоким уровнем, но получившим за ответы на часть заданий по 2 балла).
По результатам исследования мы приняли решение подобрать и апробировать комплекс НОД по развитию монологической речи старших дошкольников в рамках формирующего эксперимента. Коррекционно-развивающая работа включает в себя 3 этапа: подготовительный, диагностический и коррекционно-развивающий. Представим программу данной логопедической работы в таблице (табл. 2).
Уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Таблица 2
Программа логопедической деятельности по формированию монологической речи у воспитанников старшего дошкольного возраста
Подготовительный этап (Наблюдение, беседа с педагогами, родителями, детьми) |
|
Диагностический этап (Констатирующий эксперимент) |
|
1 блок |
2 блок |
Диагностика способности ребенка: |
Диагностика монологической речи детей в процессе: |
составлять и выявлять лексико-смысловые связи между предметами и экстраполировать их в форме завершенной по смыслу фразы |
Пересказа |
составления рассказа-описания |
|
составления рассказа по сюжетным иллюстрациям |
|
составления рассказа на основе собственного опыта |
|
Подведение итогов диагностики, количественная и качественная обработка данных |
|
Коррекционно-развивающий этап (Формирующий эксперимент) |
|
Разработка и проведение комплекса НОД по развитию монологической речи детей |
|
1 блок |
2 блок |
Развитие способности ребенка: |
Развитие монологической речи детей в процессе: |
составлять и выявлять лексико-смысловые связи между предметами и экстраполировать их в виде завершенной по смыслу фразы |
Пересказа |
составления рассказа-описания |
|
составления рассказа по сюжетным иллюстрациям |
|
составления рассказа на основе собственного опыта |
Таблица 3
Содержание развивающе-коррекционного этапа по формированию монологической речи у воспитанников старшего дошкольного возраста
Цель |
Упражнения и задания |
1 блок: Развитие способности ребенка составлять и устанавливать лексико-смысловые связи между предметами бытия и экстраполировать их в виде завершенной фразы |
|
Развивать способность дошкольника формировать завершенное высказывание на этапе фразы |
Скажи, что здесь нарисовано? «Бабушка печет пирожки», «Птицы сидят на дереве», «Кошка играет с котенком», «Папа делает кормушку для птиц» |
Развивать способности ребенка устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы |
Назови изображенное на рисунках и составь предложение таким образом, чтобы там упоминались все три предмета: «Мальчик», «Ведерко», «Песок»; «Бабушка», «Клубок», «Котенок»; «Дедушка», «Рыба», «Лодка» |
2 блок: Развитие монологической речи |
|
Развивать особенности речевого развития детей при пересказе маленького по объему и структурно простого рассказа-повествования |
Послушай и перескажи: «Лиса и журавль», «Косточка», «Заплатка», «Битый небитого везет», «Лев и собачка», «Огурцы» |
Развивать умение ребенка составлять описательный рассказ (по картинкам, по мнемотаблице, драматизация) |
«Нарисуем портрет друга», «Составь описание», «Подарки другу и родным», «Ателье летнего платья», «Демонстрация моделей весенней одежды», «Выставка автомобилей», «Картинная галерея»; игра-драматизация: «Новогодняя ночь игрушек ʙ магазине», «Слоненок ʙ зоопарке» |
Развивать умение ребенка составлять рассказ-рассуждение |
«Небылицы в картинках», «Разложи по порядку», «Что лишнее?», «Что было сначала, что потом?» |
Развивать умение составлять сюжетный, связный по смыслу, рассказ на основе содержания последовательно чередующихся эпизодов (по циклу сюжетных картинок, или по мнемотаблице) |
Расположи рисунки в логической последовательности и сделай по ним рассказ: «Упрямые козлята», «Кошка и кувшин», «Петух и краски», «Умный мышонок» |
Развивать умение владеть осмысленно связанной фразовой и монологической речью при трансляции собственных жизненных впечатлений |
Сконструируй рассказ: «Игры на нашей детской площадке», «Мое домашнее животное», «Мое любимое лакомство», «Мои любимые игрушки» |
Исходя из данных таблицы, формирующий этап эксперимента состоит из двух блоков, и необходим для развития навыка составления и установления лексико-смысловых связей между различными предметами бытия, а также для переноса их в виде завершенной фразы, так и – самой монологической речи старших дошкольников. Представим содержание коррекционно-развивающего этапа по развитию монологической речи у воспитанников старшего дошкольного возраста (табл. 3).
Коррекционно-развивающая работа предполагает 12 занятий по 20-25 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю на протяжении месяца в индивидуальной и подгрупповой форме. Логопедическая работа направлена на контингент детей, занявший по методикам обследования монологической речи (по В.П. Глухову, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной) средний уровень.
Таким образом, из 20 детей, принимавших участие в диагностике, было отобрано 7 детей, получивших средний уровень развития монологической речи по всем заданиям и 10 детьми, получившими за ответы на некоторые задания по 2 балла. Также в эксперименте предполагается участие ближайшего социального окружения: родителей, педагогов.
Выводы
Таким образом, в ходе логопедического исследования сделан ряд выводов. Для выявления уровня сформированности монологической речи у дошкольников 5-6 лет нами использованы методики В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной. В констатирующем эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием. В ходе диагностики 13 детей (65%) набрали высокий и 7 детей (35%) – средний уровни развития монологической речи. У воспитанников выявлен ряд трудностей при работе над заданиями: при составлении завершенного по смыслу высказывания по проиллюстрированному на картинке действию 5 детей ответили неполно с неточным словоупотреблением; при составлении высказывания по трем картинкам 5 детей составили предложение только по двум картинкам; при пересказе 7 детей упустили начало, им понадобилась помощью взрослого, имелось неточное употребление слов. 3 детей лишь перечислили отдельные признаки из середины рассказа, нарушив логику изложения; при составлении рассказа по циклу сюжетных картинок 7 детей использовали простые предложения, упустив начало или конец, употребляя союз а, наречие потом. 3 детей, непоследовательно разложив картинки, вместо рассказа, перечислили признаки или пропустили начало и конец рассказа; при составлении описательного рассказа у 8 детей имеются частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, незначительные заминки и паузы. 3 детей вместо рассказа перечислили лишь основные признаки уточки.
По итогам диагностики нами принято решение подобрать и апробировать комплекс непосредственно-образовательной деятельности, ориентированный на развитие монологической речи старших дошкольников в рамках формирующего эксперимента. На наш взгляд, проводить логопедическую работу необходимо с 7 детьми, получившими средний уровень развития монологической речи по всем заданиям и 10 детьми, получившими за ответы на некоторые задания по 2 балла.