Актуальность темы обусловлена важностью финансовых ресурсов для предприятий и организаций в условиях рыночной экономики: выполняя свои функции, финансы обеспечивают деятельность организации, формируют условия для ее развития в будущем и преодоления кризисов. Инвестиции, выступая источником финансовых ресурсов для организации, позволяют обновлять производственные фонды, внедрять инновационные технологии, обеспечивать рост и развитие кадрового потенциала, что делает инвестирование важнейшим институтом рыночной экономики. По сути, вся жизнедеятельность современного общества основана на инвестициях, а развитие той или иной сферы жизни находится в воле тех, кто принимает инвестиционные решения.
Выступая в качестве системообразующей для экономики отрасли, железнодорожный транспорт отличается сложностью в организации деятельности, высокой инвестиционной емкостью, сложностью обеспечения быстрого возврата инвестиции, долгими сроками реализации проектов от начала до завершения, что требует повышенного внимания со стороны теории и практики управления, финансов, банковского дела, организации производства и многих других сфер деятельности и областей знаний.
Проблема исследования заключается в наличии противоречия между важностью инвестиций для АО «ВРК-1», высокой ролью их в процессе функционирования, наличием богатой теоретической, практической, методологической базы в сфере инвестиционного менеджмента, проработанностью инструментов оценки проектов в рамках АО «ВРК-1» и частым несоответствием заявленных показателей эффективности проектов их реальному состоянию, что снижает качество управления инвестиционными ресурсами и требует инновационных подходов к формированию инвестиционной политики АО «ВРК-1».
Важность инвестиций для АО «ВРК-1» обусловлена тем, что следствием проблемы дефицита финансовых ресурсов «является старение и снижение пропускной способности, повышение аварийности, крайняя инертность в развитии новых инфраструктурных проектов в условиях строительства морских портов, сухопутных пограничных переходов, разработки минерально-сырьевых месторождений»[1].
Цель исследования: выявить особенности применения методов инвестиционного анализа к реализации проектов по размещению ремонтных мощностей предприятий железнодорожного транспорта, оптимизации расходов в данной сфере.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе ВЧДр Инская, для обеспечения возможности взаимодействия АО «ВРК-1» и группы «Сибантрацит», которая занимает первое место в мире по производству и экспорту высококачественного антрацита UHG, является крупнейшим в России производителем металлургических углей. Использовались как общенаучные методы исследования: анализ, синтез информации, так и методы экономического анализа, инвестиционного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Определим сущность инвестиционного анализа и его роль в деятельности предприятий и организаций, для этого обратимся к понятию инвестиций. Как отмечает В.Н. Алексеев инвестиции определяются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [2].
Данное определение совпадает с определением, используемом в законодательстве, при этом важно понимать, что инвестиции – это ресурсы, которые необходимы для эффективного использования и получения прибыли посредством вложения в объекты предпринимательской деятельности, или достижения иных эффектов (социальных, бюджетных, экологических) при вложении в другие сферы человеческой деятельности.
Так или иначе, использование ресурсов подчиняется одному неизменному правилу «ресурсы ограничены», соответственно необходимо обеспечить их рациональное использование, получение максимального эффекта при оптимальных затратах, что требует внимания к планированию и прогнозированию затрат и выгод от инвестиций, источникам и методам сбора информации об инвестиционных проектах, методам обработки и вариантам интерпретации информации для принятия инвестиционных решений [3].
Как отмечается, инвестиционный анализ представляет собой определённым образом организованный процесс оценки инвестиций (инвестиционных проектов, портфелей инвестиций) с точки зрения прибыльности и риска. В конечном итоге он имеет целью измерить, насколько данная инвестиция подходит для инвестора, позволяет решить поставленные им задачи и достичь заданных целей [4].
Инвестиционный анализ означает процесс оценки инвестиций с точки зрения дохода, риска и стоимости при перепродаже . Это важно для всех, кто рассматривает возможность вложения, независимо от типа. Методы инвестиционного анализа обычно оценивают 3 фактора: риск , денежные потоки и стоимость при перепродаже.
Результатом инвестиционного анализа выступает определенным образом структурированный объем данных, которые помогают принять решение в сфере инвестирования. Можно согласиться с М.Е. Косовым, который утверждает, что «определение критериев отбора и методов оценки эффективности являются ключевым фактором в процессе принятия инвестиционных решений. В условия большого количества существующих критериев, важно выделить те, что играют определяющую роль в аспекте стратегического развития» [5].
При инвестиционном анализе важно не просто обеспечить эффективность инвестиций, но и определить максимально оптимальный для организации источник финансирования инвестиционных вложений. Сегодня для предприятий и организаций принято выделять несколько источников финансирования инвестиций:
Собственные средства – предусмотренные законом источники финансирования инвестиционных проектов, сформированные внутри организации [6].
Заемные средства – средства, полученные от кредиторов на принципах платности, срочности, возвратности. Как правило это кредитование.
Привлеченные средства – средства, полученные от инвесторов для участия в деятельности организации. Как правило это акционерный или уставный капитал хозяйственных обществ [1].
Выбор того или иного источника финансирования обеспечивает эффективность проекта, возможность положительных эффектов для организации. Для АО «ВРК-1» как правило существует возможность использования либо собственных, либо заемных средств для реализации локальных проектов.
Приведем пример применения методов инвестиционного анализа в деятельности АО «ВРК-1».
Исходная ситуация. При проведении анализа на Западно – Сибирской железной дороги, было отмечено увеличение объема неисправных грузовых вагонов, требующих ремонта в объеме ТР-2 на станции Линево, непосредственно являющейся погрузочной станцией данного предприятия, продукция которой поставляется в адрес более 50 предприятий в России и на экспорт, железнодорожным транспортом.
Ближайшим предприятием производящим текущий ремонт является станция Инская, станция Алтайская. Передислокация вагонов до данных станций занимает от трех до двенадцати суток, не считая времени на ремонт вагонов и передислокацию вагонов в обратном направлении, что в свою очередь завышает показатель неисправных вагонов на Западно – Сибирской железной дороги, а также снижает эффективность использования грузовых вагонов для собственников подвижного состава.
Таким образом, была выдвинута следующая идея – организовать ремонтный участок рядом с р.п. Линево, что позволит получить следующие эффекты:
– исключить порожний пробег,
– увеличить объем ремонта грузовых вагонов и запасных частей по ВЧДр Инская АО «ВРК-1» за счет ремонта всех неисправных вагонов силами ВЧДр Инская АО «ВРК-1», а не передислокации на предприятия конкурентов.
Также важно понимать, что в настоящее время на станции Линево образование неисправных вагонов в объеме ТР-2 составляет порядка 10 вагонов в сутки. В связи с планируемым увеличением объема погрузки и соответственно повышения потребности в исправном подвижном составе прогнозируемый объем подготовки вагонов под погрузку, а также ремонт в объеме ТР-2 ожидается в количестве 20 вагонов в сутки. На основании данного анализа был разработан и реализован проект организации участка ремонта вагонов на станции Линево.
Были рассмотрены два варианта финансирования проекта:
– за счет заемных основных фондов (здесь подразумевается аренда основных средств),
– с использования собственных основных фондов (покупка за счет инвестиционного проекта).
Оба варианта являются возможными с точки зрения законодательства, используются в АО «ВРК-1» при реализации инфраструктурных проектов. Более того, практика АО «ВРК-1» говорит о том, что аутсорсинг, аренда применяются достаточно часто.
На первом этапе исследования были проанализированы необходимые основные фонды их стоимость и материалы, необходимые для организации участка. Необходимо обеспечить участок определенным количеством оборудования, помещениями для рабочих, а также объектами жизнеобеспечения, что требует финансовых вложений. Основными дорогостоящими позициями являются помещение модульного типа, крановый путь, козловой кран ККС -10, тяговая подстанция.
Данные о стоимости основных фондов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Данные о стоимости основных фондов при организации ремонтного участка
№ п/п |
Наименование оборудования |
Количество |
За счет собственных инвестиций тыс. руб. |
1 |
КТП 400 КВа |
1 |
1 000 |
2 |
Помещения модульного типа |
3 |
9 000 |
3 |
Крановый путь протяженностью |
230 м |
2 500 |
4 |
Козловой кран ККС-10 |
1 |
7 500 |
5 |
Установки по испытанию тормозов вагонов |
3 |
120 |
6 |
Приобретение слесарного инструмента, средств малой механизации |
200 |
|
7 |
Сварочное оборудование |
3 |
300 |
8 |
Компрессор |
1 |
50 |
9 |
Пневмомагистраль |
1 |
395 |
10 |
Освещение |
1 |
300 |
Итого |
21 365 |
При использовании собственных основных фондов, нам необходима денежная сумма в размере 21 млн.руб.
Следующим этапом в реализации проекта, были проведены переговоры с АО «Сибантрацит» по аренде тракционных путей и тяговой подстанции, а также переговоры с собственниками помещений модульного типа, кранового пути и козлового крана по поставке, монтажу и дальнейшей аренде данного оборудования. При условии достигнутых соглашений сумма инвестиций сократилась на 20 млн. руб., но при этом появились дополнительные расходы в виде арендных платежей. В табл. 2 предоставлены расходы по арендным платежам, согласно которым ежегодная арендная плата составляет 4870 тыс. руб.
Таблица 2
Расходы на аренду при различных вариантах использования основных средств
Наименование расходов |
ед.изм |
За счет собственных инвестиций |
За счет аренды основных средств |
Ежемесячная арендная плата территории и тракционных путей согласно договора |
тыс.руб. |
92,91 |
92,91 |
Годовая арендная плата |
тыс.руб. |
1 114,92 |
1 114,92 |
Ежемесячная арендная плата козлового крана и модульных помещений согласно договора |
тыс.руб. |
313 |
|
Годовая арендная плата |
тыс.руб. |
3 756,00 |
|
Итоговая сумма арендной платы в год |
тыс.руб. |
1 114,92 |
4 870,92 |
Можно сделать вывод о том, что стоимость содержания собственных средств существенно ниже при использовании собственных ресурсов. Расходы на ремонт вагонов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Расчет показателей проекта при различных вариантах использования основных средств
Текущий ремонт грузовых вагонов |
За счет собственных инвестиций |
За счет аренды основных средств |
|
дополнительный выпуск в сутки |
ваг. |
6,6 |
6,6 |
дополнительный выпуск в месяц |
ваг. |
200 |
200 |
дополнительный выпуск в год |
ваг. |
2400 |
2400 |
Средняя цена ремонта одного вагона, |
тыс.руб. |
30,497 |
30,497 |
Дополнительный доход в месяц, |
тыс.руб. |
6 099,40 |
6 099,40 |
Дополнительный доход в год, |
тыс.руб. |
73 192,80 |
73 192,80 |
Текущая средняя себестоимость по депо, |
тыс.руб. |
21,455 |
21,455 |
Дополнительные расходы на доставку колес в ремонт |
тыс.руб. |
1,723 |
1,723 |
Средняя цена доставки одного колеса |
тыс.руб. |
0,638 |
0,638 |
Средняя сменяемость заложенная бюджетной доходной ставкой |
ед. |
2,7 |
2,7 |
Прибыль от продаж на единицу ремонта |
тыс.руб. |
9,042 |
9,042 |
Рентабельность, % |
% |
29,70 % |
29,70 % |
Прибыль от продаж в месяц, |
тыс.руб. |
1 808,50 |
1 808,50 |
Прибыль от продаж в год |
тыс.руб. |
21 701,80 |
21 701,80 |
Дополнительные расходы по оплате арендных платежей в год |
тыс.руб |
1 114,92 |
4 870,92 |
Дополнительные расходы по амортизации в год |
тыс.руб |
1 000,00 |
|
Всего Прибыль от продаж в год |
тыс.руб |
19 586,88 |
16 830,88 |
Можно сделать вывод о том, что прибыль проекта без стоимости аренды существенно выше. Проведем расчет по методу простой окупаемости согласно которого простой срок окупаемости составляет за счет собственных инвестиций 1,4 года; за счет аренды основных средств чуть больше 1 месяца (табл. 4).
Таблица 4
Результаты расчета окупаемости проекта
Наименование расходов |
ед.изм |
За счет собственных инвестиций |
За счет аренды основных средств |
Итоговая прибыль от продаж в год |
Тыс.руб. |
19 586,88 |
16 830,8 |
Налог на прибыль |
Тыс.руб. |
3 917,4 |
3 366,2 |
Ориентировочная чистая прибыль для расчета срока окупаемости проекта |
Тыс.руб. |
15 669,5 |
13 464,7 |
Сумма инвестиций |
Тыс.руб. |
21 365 |
1 365 |
Простой срок окупаемости |
год |
1,4 |
0,1 |
Согласно данного анализа принятое решение по организации участка Линево за счет заемных основных фондов является наиболее эффективным в краткосрочном периоде, однако, зависимость от арендодателя, постоянные расходы на аренду в долгосрочном периоде снизят эффективность от реализации проекта, помимо этого важно учитывать увеличение зависимости от сторонних организаций, связанных с арендой оборудования и возможного расторжения договора.
Выводы
Рассматриваемый пример позволяет говорить о том, что реализация ряда проектов АО «ВРК-1» с тенденцией к аутсорсингу и привлеченным ресурсам не всегда экономически целесообразна в долгосрочном периоде при кажущейся эффективности в краткосрочном. Для обеспечения эффективности проектов необходим более детальный инвестиционный анализ, а также анализ внешней и внутренней среды организации при реализации инвестиционных проектов, что позволит повысить экономическую и социальную эффективность инвестиционной деятельности в АО «ВРК-1».