Говоря о операционных бюджетах организациях, можно сказать, что он состоит из множества подразделений, которые взаимодействуют между с собой, создавая тем самым операционный бюджет, о котором ведется речь в данной статье. Давая определение операционному бюджету, можно выявить следующие факты. Например, то, что план основной деятельности предприятия составляется на будущий предстоящий период, выраженный в количестве, а также, в операционный бюджет организации входит план доходов и расходов по данной текущей деятельности организации, детализированный через бюджеты частных лиц. Прежде чем предприятию достичь эффективной работы, следует полагаться на синхронизированный процесс бюджетирования с динамикой развития бизнеса, т.к. в современном мире это необходимый фактор устойчивой и эффективной работы организации. Процесс составления и утверждения бюджета является практически самой трудоемкой и ответственной долей общего цикла планирования. Чтобы руководителю вести контроль над всеми сферами своего предприятия, создается та самая система бюджетирования. Таким образом, руководитель имеет возможность наблюдать, как за процессом в различных отделах организации, так и предприятия в целом. Эффективное управление распространяется не только на отдельные бизнесы, но и на объединение разнообразных видов деятельности в целом. Данное управление создается лишь с помощью налаженной системы бюджетирования. Если у предприятия имеется в планах карьерный рост, то вместо с ростом компании, предполагается рост системы бюджетирования, выраженный в прохождении некоторого ряда этапов. Данная система помогает понять, как в дальнейшем может сложиться та или иная ситуация на любом этапе развития предприятия, тем самым предугадать дальнейшие ее действия [1].
По мнению многих специалистов в данной сфере, внедрение бюджетирования необходимо каждому предприятию, которое стремится к росту на рынке. По той причине, что именно бюджетирование дает возможность изучить дальнейшие ходы и выходы использования различных ресурсов, которые уже имеются у компании, дабы повысить уровень общей эффективности предприятия. В малых компаниях финансовое планирование приходит к тому, что составляется смета доходов и расходов компании. Это свойственное действие, т.к. составление больших смет занимает больше времени и замедляет процесс производства, если предприятие занимается производством одного продукта или если обороты предприятия и его сотрудники имеют малое количество. Данная система бюджетирование, точнее его внедрение больше подходит для более развивающихся предприятий, которые нацелены на дальнейшее развитие. По той причине, что, когда начинается рост предприятия, вместе с ним увеличиваются и его денежные потоки, которые становятся менее управляемыми, все потому, прибыль не имеет единого показателя, а начинает колебаться в определенных пределах. Как правило, такой момент наступает тогда, когда выручка предприятия увеличивается в объеме до 1 млн. долларов в год или количество сотрудников достигает более 100 человек в штате. Говоря о бюджетировании в наше время, можно подумать, что это довольно неактуальная тема, но так лишь кажется.
Система бюджетирования имеет место быть в современном мире. Основываясь на вышеизложенный текст, можно сделать вывод, что бюджетирование либо работает в полной мере со всеми ее вытекающими, либо же не работает вообще. Тем самым, похвастаться интегрированной системой бюджетировании практически никто из организаций возможности не имеет [2].
Назначение бюджетирования
Основным назначением бюджетирование является прогноз доходов и расходов на будущий период любой организации, стремящейся в развитии своего дела. Как уже было сказано ранее, как правило, это крупные предприятия. Планирование, а именно составление целей и задач, осуществляется в каждой организации, по средствам набора управленческих технологий, дабы достичь поставленные цели, контролируя исполнение данных целей и задач, а также корректировать цели и планы, поставленные ранее [3].
Для эффективной результативности предприятия следует проводить прогнозные результаты ее деятельности и оценку финансовой составляющей в целом. В основном, это происходит с помощью системы бюджетирования и системы бюджетов. Как выяснилось, бюджетирование является технологией управления для планирования дальнейших финансовых действий компании и принятия оптимальных решений для достижения поставленных целей и задач. Стоит отметить, что бюджетирования является не одним вспомогательным элементом компании, а несколькими. Например, таким, что бюджетирование имеет полные полномочия являться бизнес-процессом в составлении планов доходов и расходов предприятия. Исполнение анализа факторов, его изменения и пересмотра, в случае необходимости.
Бюджетирование имеет множество свойств, помогающих предприятию как в различных сферах деятельности, так и предприятию в целом. Бюджетирование является помощником в технологии управления финансами; процессе разработки бюджетов в соответствии с поставленными целями и задачами; системе распределения ресурсов между подразделениями организации и т.п. [4].
Как уже было сказано, бюджетирование является неотъемлемым помощником организации, стремящейся к росту. Таким образом, бюджетирование – планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса, процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Основная цель использования бюджетирования предприятиями – достижение максимальных финансовых результатов компании с самыми минимальными затратами на его осуществление.
Оперативное бюджетирование. Его сущность и порядок составления
Ведя речь об оперативном бюджете, следует заметить тот факт, что в различных источниках отмечено различное определение данному виду бюджета. Оперативный бюджет содержит множество информации в себе, а именно информацию об объеме продаж, который был запланирован; цене; и о ожидаемом доходе с этих продаж. Данная отрасль бюджетов организации, оперативный бюджет достаточно обширен в объеме своей информации, что приводит к требованию создать отдельную отрасль со своим изучением рынка, анализом багажа продукции и т.п. Эти задачи лежат, как правило, на отделе маркетинга. Давая определение оперативному бюджету, можно сказать, что это лишь часть от общей части генерального бюджета в целом. Он отображает дальнейшие действия или операции на будущий год для отдельного сегмента организации или же его функции.
Анализируя процесс оперативного бюджета, следует дать оценку каждой части, которая ее составляет. В бюджете продаж, план определяется руководителями на выводах, исследуемых отделом маркетинга. Большое влияние оказывает бюджет продаж на дальнейшее развитие других бюджетов, которые в основном исходят из информации, установленной в бюджете продаж. Тем самым, можно смело заявить, что бюджет продаж считается головным бюджетом в жизни предприятия. Также, присутствуют факторы, влияющие на бюджет продаж, которые представлены в рис. 3.
Рис. 1. Инфраструктура финансового планирования предприятия
Рис. 2. Элементы операционного бюджета
Рис. 3. Факторы, влияющие на объём продаж
Исходя из данных рисунка, можно сделать вывод, что оперативный бюджет- это лишь часть всего общего генерального бюджета, показывающего планируемые операции в будущем периоде, в основном, будущим периодом принято считать предстоящий год. Это проводится для отдельной функции предприятия и несет в себе ту информацию о предстоящем запланированном бюджете продаж.
Методология формирования операционного бюджета
Операционный бюджет организации – это сопоставление стоимостных показателей с натуральными, выявление эффективных пропорций и их ограничений, которые принято использовать в дальнейших будущих периодах. Составную часть операционного бюджета устанавливает руководство предприятия, основываясь на характер целей, которые поставила себе организация, характер бизнеса, а также степень технической и организационной готовности компании.
В процессе разработки операционного бюджета определяется формат бюджетного документа, проводится анализ статьи к статье, разрабатывается регламент бюджета, устанавливаются процедуры подготовки и принятия бюджета. Как было сказано ранее, в операционном бюджете принято считать главным составляющим- бюджет продаж. Остальные компоненты также важны в операционном бюджете, но не являются главными в его составлении. Сформировав выше описанные составляющие бюджета продаж, следует приступить к формированию основного бюджета финансов, начало которого начинается с формирования предстоящего отчета о доходах и расходах компании.
Прогнозный отчет о доходах и расходах организации- это некая форма финансовой отчетности, которая составляется строго до начала предстоящего периода. Он отображает результаты планируемой деятельности предприятия. Данный отчет составляется с целью того, чтобы учитывать выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете. Составляется этот отчет на основе данных, которые содержатся непосредственно в бюджете продаж, текущих расходов, а также реализованной продукции. Ко всему этому, присоединяется информация о прочих доходах организации, также прочих расходах и величине налога на прибыль [5].
Заключение
Вспомогательным методом в деятельности финансов организации следует считать бюджетирование. В последнее время, данным методом пользуется большая часть крупных развивающихся предприятий, что приводит к эффективному бизнесу, большому количеству продаж, а также, минимальным затратам на производство и ресурсы. Так как спрос на систему бюджетного управления финансами возрос, стоит определить с чем конкретно это связано. В первую очередь, необходимо совершенствовать систему мотивации персонала, с целью улучшить эффективность работы. Вторым моментом является то, что конкуренция на рынке возрастает, поэтому, следует уменьшать затраты на производство и повышать качество производимого продукта. Соблюдая пару этих пунктов, эффективность и производимость на предприятии будет увеличена и со временем стабильна.
В случае с операционным бюджетом, мы наблюдаем тот момент, что главным составляющим в нем является бюджет продаж. Поэтому, для увеличения производства, следует делать акцент именно на этот пункт, по той причине, что структура бюджета зависит от главного предмета бюджета, в данном случае, предметом является бюджет продаж. Операционный бюджет в совокупности с финансовым составляет главный бюджет, который уже подразделен по всем функциям и отделам план работы для компании в целом [6].