Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,283

IMPROVEMENT OF THE WORKING CAPITAL MANAGEMENT SYSTEM OF TRANSPORT HOLDING

Romanova E.V. 1 Galter V.V. 1
1 Siberian State Transport University
The scientific article is devoted to the research analysis of topical problems of the working capital management system of the transport holding of Russian Railways and the search for ways to solve them. The relevance of the study is due to the high role of working capital management in ensuring the economic security of the economic activities of the Russian Railways company and the low level of its efficiency at the current stage. The article considers the theoretical aspects of the concept of «working capital». Listed are the most problematic risks for the efficiency of managing the working capital of the Russian Railways company, which it faces in the modern conditions of the Russian economy and the railway transportation sector. The basic principles of an effective procedure for managing the company’s current assets are described. The structure and dynamics of changes in the working capital of the Russian Railways company are analyzed. The most important principles have been identified for the effective process of managing the working capital of the Russian Railways company. It is established that the most important procedure for managing the working capital of an enterprise is its optimization. The dynamics of the working capital and its structure of the company «Russian Railways» in the period 2017-2018 is considered. The mechanisms and methods that contribute to the optimization and improvement of the management system of current assets of the enterprise through inventory, accounts receivable and cash are proposed.
working capital
working capital management
current assets
working capital
transport holding
russian railways jsc

Совершенствование механизма управления оборотными средствами и капиталом предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей работе менеджера занимает управление оборотными средствами, так как именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций фирмы [1].

Актуальность научного исследования обусловлена высокой ролью управления оборотным капиталом при обеспечении экономической безопасности хозяйственной деятельности компании ОАО «РЖД» и низким уровне ее эффективности на текущем этапе.

По этой причине, целью научной статьи выступает исследовательский анализ актуальных проблем системы управления оборотным капиталом транспортного холдинга ОАО «РЖД» и поиску путей их решения.

Оборотный капитал – это средства, которые вложены в оборотные активы предприятия, циклически возобновляемые для непрерывности процесса деятельности хозяйствующего субъекта.

Движение оборотных средств предприятия проходят четыре основных этапа [2]:

1. Денежные средства используются для приобретения товаров.

2. Запасы материальных оборотных средств превращаются в запасы готовой продукции компании.

3. Запасы готовой продукции реализуются на рынке потребителей и до их оплаты преобразовываются в дебиторскую задолженность.

4. Реализованная продукция оплачена и превращается в денежные средства, которые могут храниться в высоколиквидных активах.

Управленческому аппарату транспортного холдинга ОАО «РЖД» необходимо постоянное решение следующего острого вопроса: определить наилучшую модель и метод для управления оборотным капиталом своей компании с целью максимизации ее финансовых показателей, которые, в свою очередь, влияют на эффективность бизнес-деятельности [3].

В текущих условиях российской экономики и сектора железнодорожных перевозок, существуют наиболее проблематичные риски для эффективности управления оборотным капиталом компании. К ним относятся [4]:

– дефицит денежных средств для введения бизнеса;

– недостаточность собственных кредитных возможностей;

– недостаток или избыток производственных запасов предприятия;

– высокий износ основных фондов транспортного комплекса предприятия;

– излишний объем неликвидных активов в оборотном капитале;

– высокий уровень кредиторской задолженности, особенно краткосрочной (со сроком до месяца).

Для эффективного процесса управления оборотным капиталом компании ОАО «РЖД» необходимо соблюдение важнейших принципов [5]:

– принцип нормирования (позволяет установить стандарт размера собственного оборотного капитала, размер которого обязан соблюдаться и способствовать производственной активности предприятия);

– принцип использования оборотного капитала строго по целевому назначению (позволяет обезопасить предприятие от взыскания средств с оборотного капитала на различные непринужденные платежи. В случае, если средства будут вытягиваться, а размер оборотного капитала снижаться – это может привести к негативным последствиям в виде задолженности перед поставщиками, рабочим персоналом и так далее);

– принцип сохранности, рационального использования и ускорения оборачиваемости (позволяет сохранить оборотным капитал от покрытия убытков, которые возникают из-за финансово-производственной деятельности организации).

Однако, также важнейшей процедурой управления оборотным капиталом предприятия является его оптимизация. В первую очередь, прежде, чем мы перейдем к рассмотрению основных методов оптимизации оборотных средств организации, отметим, что данная процедура состоит из нескольких направлений.

Каждый вектор оптимизации оборотного капитала относится к определенной статье оборотных средств, разделяющихся на:

– товарно-материальные запасы;

– дебиторская задолженность;

– денежные средства.

Также, обратимся к данным рисунка, где отображена основная статистическая информация, отражающая степень управления оборотным капиталом транспортного холдинга ОАО «РЖД».

missing image file

Динамика оборотного капитала и его структуры компании ОАО «РЖД» в период 2017-2018 гг., в млрд. рублей [6]

Исходя из рисунка можно заметить, что:

– объем оборотного капитала компании вырос с 455,4 млрд рублей до 476,4 млрд рублей;

– основную долю оборотных активов занимают денежные средства и их эквиваленты, который продемонстрировали свое снижение с 162,5 млрд рублей до 140,1 млрд рублей;

– объем дебиторской задолженности вырос с 113,8 млрд рублей до 127,3 млрд рублей;

– объем материально-производственных запасов вырос с 104,7 млрд рублей до 118,5 млрд рублей.

Таким образом, изменения в структуре оборотного капитала ОАО «РЖД» характеризуются ростом материально-производственных запасов, ростом дебиторской задолженности и одновременным снижением денежных средств. Исследование существующих многочисленных методов в области управления оборотным капиталом позволяет предложить конкретные методы для повышения эффективности управления по каждому из обозначенных векторов.

Так, при оптимизации оборотного капитала через управление товарно-материальными запасами наиболее популярными методами выступают метод прямого счета, аналитический метод и коэффициентный метод.

Метод прямого счета – его особенностью является определение оптимального размера оборотных средств для производственной деятельности предприятия через расчет норматива оборотных активов и нормирования норм запаса по его отдельным элементам. Преимуществами являются точность и достоверность экономически-математических расчетов. Недостаткам выступает трудность проведена оптимизации оборотного капитала.

Аналитический метод – его особенностью является расширенный расчет оборотных средств, в размере их средне фактических остатков и используется в том случае, когда в планируемом периоде не предусматриваются значительные изменения в работе предприятия. Преимуществом выступает возможность поиска излишков товарно-материальных запасов. Недостатком – низкий уровень достоверности оценки и расчетов.

Коэффициентный метод – его особенностью выступает расчет базовой величины оборотных средств в общем по всему предприятию. Преимуществом выступает поиск способа ускорения оборачиваемости оборотных средств. Недостатком – трудоемкость.

При оптимизации оборотного капитала через управление дебиторской задолженностью предприятия наиболее популярными методами выступают метод кластерного анализа, метод факторинга и кредитная политика.

Метод кластерного анализа – его особенностью является подразделение всех дебиторов организации на отдельные группы и кластеры, классифицированные с целью комфортного процесса управления их задолженностью. Преимуществом выступает распределение дебиторов на кластерные группы. Недостатком – некорректность объединения дебиторов в широкие группы.

Метод факторинга – его особенностью является частичная оплата дебиторской задолженности покупателями, а остальные денежные средства оплачивает финансовый контрагент, например, банк. Преимуществом выступает увеличение оборачиваемости оборотных средств и размера прибыли от основной деятельности предприятия. Недостатком – возможный отток денежных средств.

Кредитная политика – его особенностью выступает формирование руководством предприятия кредитной политики для своих дебиторов, в рамках которой формируются цели, задачи и инструменты повышения или снижения дебиторской задолженности. Преимуществом выступает современный возврат денежных средств и контроль за дебиторами. Недостатком – трудности при выборе грамотной политики.

При оптимизации оборотного капитала через управление денежными средствами предприятия наиболее популярными методами выступают косвенный и прямой методы анализа денежных потоков и модель Бамуоля-Тобина и Миллера-Орра.

Косвенный и прямой методы анализа денежных потоков – их особенностью выступает оценка отчета о движении денежных средств и превращения прибыли в денежные средства. Преимуществом выступает эффективное отражение движения денежных потоков предприятия. Недостатком – низкая эффективность.

Модель Бамуоля-Тобина, Миллера-Орра – ее особенностью является расчет размера среднего остатка денежных средств предприятия, учитывая объем его платежного оборота. Преимуществом выступает четкий математический расчет оптимального количества остатка денежных средств. Недостатком – отсутствие учета колебания денежных поступлений.

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно прийти к следующим заключениям:

– управление оборотным капиталом позволяет обеспечивать руководством компании экономическую безопасность и финансовую устойчивость бизнеса;

– для эффективного процесса управления оборотным капиталом компании ОАО «РЖД» необходимо соблюдение важнейших принципов, среди которых принцип нормирования, принцип использования оборотного капитала строго по целевому назначению и принцип сохранности, рационального использования и ускорения оборачиваемости;

– с целью совершенствования системы управления оборотным капиталом транспортного холдинга ОАО «РЖД» необходима ее оптимизация по основным направлениям при помощи использования различных методов;

– в результате проведенного исследования определены основные векторы оптимизации системы управления оборотным капиталом холдинга и рассмотрены конкретные оптимизационные методы для каждого вектора.