Сложно недооценить значимость инвестиционно-строительных проектов в функционировании и процветании ОАО «РЖД», в результате реализации которых решаются такие важные вопросы как, строительство и реконструкция объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта – мосты, тоннели, административные здания, диспетчерские центры по управлению перевозками, дома отдыха локомотивных бригад, в результате чего значительно растет оперативность работы и производительность труда. Кроме того, осуществляются программы строительства объектов социальной сферы, баз отдыха, санаториев, больниц, и даже частично решаются жилищные проблемы работников ОАО «РЖД», повышается качество их жизни, улучшается архитектурный облик городов.
Цель исследования: выявление проблем, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов на примере Западно-Сибирской дирекции по капитальному строительству – структурного подразделения Дирекции по строительству сетей связи – филиала ОАО «РЖД», а также разработка комплекса мероприятий по повышению их эффективности.
Материалы и методы исследования
Цель данного исследования достигается с использованием методов системного анализа, аналитического метода, анализа экономической динамики, метода прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Капитальное строительство – сложный многофакторный процесс, требующий больших затрат экономических ресурсов в течение определенного периода. Капитальные вложения являются более широким понятием, чем капитальное строительство. В процессе капитального строительства осуществляется лишь часть капитальных вложений, равная стоимости строительно-монтажных работ по данному объекту. Значительная часть капитальных вложений осуществляется минуя стадию строительства (например, затраты на приобретение оборудования не требующего монтажа, транспортных средств и другой техники). К капитальным вложениям относятся также затраты на проектно-изыскательские работы, научные исследования, на мероприятия по вводу сооружаемых объектов в эксплуатацию (пусконаладочные работы, отвод земельных участков).
Согласно законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»), под инвестициями следует понимать денежные средства и имущество, имеющее денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях:
- получения прибыли;
– достижения иного полезного эффекта [1].
В частности, под инвестиционным проектом с юридической точки зрения понимают обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждёнными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций [2, с. 17].
Один из ключевых филиалов, реализующих инвестиционные проекты и осуществляющих функции Заказчика по капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов ОАО «РЖД», является Дирекция по строительству сетей связи (далее – ДКСС), имеющая 16 региональных структурных подразделений, в том числе на Западно-Сибирском полигоне – Западно-Сибирскую дирекцию по капитальному строительству (далее – З-Сиб ДКС).
Основными задачами З-Сиб ДКС являются:
1) Своевременное и качественное обеспечение потребностей ОАО «РЖД» и других юридических и физических лиц в строительстве, реконструкции, проектировании и отдельных видах капитального ремонта объектов недвижимости, расположенных в границах Западно-Сибирской железной дороги, в том числе по вводу в действие производственных мощностей и объектов;
2) Соблюдение норм градостроительства, архитектурных требований, обеспечение выполнения утвержденных проектных решений при выполнении капитального строительства и капитального ремонта;
3) Эффективное использование финансовых и материально-технических ресурсов, осуществление сбалансированной и оптимальной ценовой политики в капитальном строительстве и капитальном ремонте;
4) Обеспечение экологической, транспортной безопасности при капитальном строительстве и капитальном ремонте.
Осуществление функций Дирекции производится на трех стадиях:
1) предпроектная подготовка и проектирование объектов;
2) выполнение строительно-монтажных работ на объекте;
3) сдача в эксплуатацию объектов.
Под физическим износом зданий и сооружений понимают потерю ими с течением времени несущей способности (прочности, устойчивости), снижение теплоизоляции и звукоизоляционных свойств, водо- и воздухонепроницаемости.
Основными причинами физического износа являются воздействия природных факторов, а также технологических процессов, связанных с использованием здания. Степень износа зданий может иметь две стадии – устранимую и неустранимую. В первом случае износ здания происходит постепенно, его можно замедлить предприняв меры по реконструкции объекта. Во втором случае здания подлежат немедленному сносу.
Нормативы, требования и правила оценки физического износа зданий, сооружений регламентируются требованиями ВСН 53-86(р), ВСН 53-88(р), СП 13-102-2003, ГОСТ 31937-2011, ФЗ-384 (ст. 15), градостроительным кодексом РФ и муниципальными требованиями отдельного региона Российской Федерации.
По данным бухгалтерского баланса ОАО «РЖД» (Приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах ) за 2019 год первоначальная стоимость зданий и сооружений составляла 5 399 883млн. руб., а накопленная по ним сумма амортизации – 1 950 293 млн. руб., исходя из этих данных определяем, что износ зданий и сооружений числящихся на балансе ОАО «РЖД» составляет 36 % [3].
Износ основных фондов ОАО «РЖД»:
2015 год (первоначальная стоимость зданий и сооружений 3887 823 млн. руб., амортизация – 1227 231млн.руб.) износ составил – 32 %;
2009 год (первоначальная стоимость зданий и сооружений 2 549 329 млн. руб., амортизация – 587 577 млн. руб.) износ составил 23 %.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день фонд объектов капитального строительства ОАО «РЖД» устаревает и обновляется медленными темпами. Данная ситуация произошла в результате резкого сокращения объемов инвестиций в период экономического спада с начала 2000-х годов.
В настоящее время, в связи с постоянным ростом грузопотоков и пассажиропотоков, повышению требований населения, хозяйствующих субъектов, а также правительства РФ к уровню обслуживания, ОАО «РЖД» целенаправленно проводит рост инвестиционных программ.
По З-Сиб ДКС прирост объема инвестиционной программы за последние 5 лет составил 38 %, с 3,6 млр. руб. до 5,9 млр. руб. Данные представлены на рисунке.
Динамика инвестиционной программы З-Сиб ДКС
Однако, с увеличением объема капиталовложений, текущие проблемы с качеством строительства и с нарушениями сроков реализации строительных проектов не исчезли.
Одним из существенных препятствий на пути к стабильной реализации инвестиционно-строительных проектов в ОАО «РЖД», на сегодняшний день, является длительная отсрочка платежа по договорам подряда на выполнение строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ. Согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 1 августа 2006 г. N 1594р «Об утверждении типовых условий расчетов по договорам, заключаемым от имени ОАО «РЖД» с контрагентами, плательщиком по которым является ОАО «РЖД» (в редакции от 09.07.2019 N 1399/р), по типовым договорам подряда на осуществления строительно-монтажных работ вообще не предусмотрено авансовых платежей, а отсрочка платежей за выполненные работы по данным договорам составляет от 30 до 60 календарных дней [4].
Исключением являются только компании – подрядчики, относящиеся к объектам малого и среднего бизнеса, для них отсрочка платежа с декабря 2019 года установлена в течение 15 рабочих дней. В таблице представлены условия расчетов по договорам подряда на выполнение строительно-монтажных работ, проектно-изыскательских работ и выполнения капитального ремонта.
Типовые условия расчетов по договорам подряда в ОАО «РЖД»
Вид договора |
Предоплата ( %) |
Срок авансирования |
Поэтапное выполнение договора |
Срок окончательного расчета |
Договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ |
до 30 процентов стоимости годового объема работ по договору |
- |
может быть предусмотрено |
40 дней |
Договор подряда на выполнение капитального ремонта (кроме капитального ремонта подвижного состава) |
авансовые платежи не предусмотрены |
- |
может быть предусмотрено |
60 дней |
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ |
авансовые платежи не предусмотрены |
- |
может быть предусмотрено |
60 дней |
В исключительном порядке может быть согласован с Департаментом корпоративных финансов ОАО «РЖД» авансовый платеж по таким договорам – не более 30 % от стоимости выполняемых работ, что на практике происходит крайне редко. Большинство контрагентов вынуждены работать на условиях полной отсрочки платежей от 1 до 2-х месяцев, что зачастую приводит к ухудшению их финансовой стабильности. Попадая в полную зависимость от заемных источников финансирования, подрядчик вынужден экономить на всевозможных статьях расходов, во-первых на материалах, приобретая более дешевые ресурсы для строительства, во-вторых на рабочей силе, привлекая для выполнения работ менее квалифицированных рабочих и специалистов, и в третьих на невыполнении скрытых работ (скрытые работы составляют от 40 % до 60 % от общего объема работ), что в конечном итоге негативно отражается на качестве и сроках работ на объектах ОАО «РЖД».
В российских крупных монопольных компаниях, таких как ПАО «Газпром», ПАО «НК Роснефть», которые также как и ОАО «РЖД» помимо основной деятельности, реализуют широкий спектр инвестиционно- строительных проектов, в своей практике широко применяют авансовые платежи от 30 до 50 % от стоимости выполняемых работ во всех договорах строительного подряда. В западной практике также применяется авансирование по договорам подряда, в типовых договорах разработанных национальными и международными промышленными организациями и объединениями предпринимателей.
Для получения более эффективного экономического результата от инвестиционных проектов З-Сиб ДКС, также необходим комплекс организационных и технических мероприятий в работе для получения качественных и своевременно сданных в эксплуатацию объектов строительства.
К организационным мероприятиям в данном случае следует отнести расширение штата инспекторов по качеству и приемке строительно-монтажных работ, для более регулярного ими посещения объектов. В данный момент в работе у каждого инспектора находиться более 20 объектов капитального строительства, учитывая разбросанность объектов по всей Западной Сибири, контроль за качеством строительства значительно снижается.
Важнейшую роль в успехе реализации инвестиционных проектов ОАО «РЖД» играет выбор подрядчика путем проведения закупок конкурентным способом.
Конкурентный способ закупки – это способ, при котором заказчик осуществляет выбор исполнителя на конкурсной основе среди подходящих поданных заявок.
Конкурентные процедуры закупок – это наиболее приемлемый способ осуществления выбора исполнителей для крупных и длительных контрактов, таких как договоры подряда. Конкуренция позволяет выбрать наиболее подходящего исполнителя среди большого количества претендентов [5, c. 147]. Проведение данных процедур регламентируется Федеральными Законами № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.
В З-Сиб ДКС, на сегодняшний день, существенным фактором, снижающим эффективность реализации строительных проектов, является возможность подрядчика заключать договоры субподряда, передавая функции по осуществлению строительно-монтажных работ сторонним компаниям, если договором не предусмотрено личное выполнение подрядчиком своих обязательств. Количество субподрядных организаций для генерального подрядчика не ограничено законом, следовательно, с каждой последующей передачей функций исполнителя на субподряд конечная стоимость договора снижается, и, как правило, снижается качество материалов и квалифицированных кадров, а также заказчику сложнее контролировать процесс выполнения работ.
На рынке услуг строительных компаний существует значительное количество небольших развивающихся фирм, которые имеют возможность осуществлять строительные работы на высоком уровне по приемлемым ценам, но по причине того, что у более крупных компаний победить в конкурентных закупках гораздо больше шансов, небольшие перспективные фирмы остаются в стороне. Поэтому необходимо при проведении конкурентных отборов учитывать эти факторы и ограничивать условиями отбора возможность передачи функций исполнителя на субподряд более чем на одно звено.
К техническим мероприятиям относится внедрение комплекса видеофиксации на все основные скрытые работы подрядчика и субподрядчиков. Этим мероприятием можно решить целый ряд вопросов по качеству работ и невыполнению или неполному выполнению отдельных видов скрытых работ. Данное условие необходимо включить в типовые договоры подряда, заключаемые от имени ОАО «РЖД».
Также необходимо повышать качество и точность проектно-сметной документации, от которой в огромной степени зависит конечный результат строительства и соответствие запланированным инвестиционным планам.
Заключение
В заключение можно сделать вывод, что для увеличения эффективности работы подрядных организаций и, как следствие, повышения эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов в ОАО «РЖД» необходимо усилить контроль за проведением строительно- монтажных работ со стороны Заказчика, пересмотреть типовые условия расчетов ОАО «РЖД» по договорам подряда и установить авансовые платежи от 30 % до 50 % от стоимости выполнены работ, а окончательных расчет за выполненные работы сократить до 15 рабочих дней, а также внести ограничения в типовые договоры подряда на количество привлекаемых субподрядчиков.