Со дня образования холдинга ОАО «РЖД» одной из важнейших задач для его руководства является повышение эффективности финансового менеджмента компании. Сегодня в холдинге функционирует структура казначейства, учитывающая особенности деятельности компании, с целью регламентирования управления денежными потоками. Начиная с 2014 года, внедряются элементы службы единого казначейства, обозначенные в директиве Правительства РФ от 8 августа 2014 года № 5110п-П13 [1]. Тем не менее на сегодняшний день вопрос целесообразности существования подобной структуры, выполняемых ею функций, а также степени наделения казначейства соответствующими полномочиями по-прежнему актуален. Дальнейшее совершенствование системы управления финансами транспортного холдинга требует тщательного анализа текущего функционала казначейства, в том числе в области казначейского контроля, и эффективности выполняемых им функций, а так же совершенствование ИТ – систем используемых для осуществления функциональных обязанностей. В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является анализ системы управления финансами транспортного холдинга в рамках функционала казначейства и определение возможных путей ее развития.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось с использованием методов анализа и синтеза (в том числе методов сравнительного анализа), методов моделирования. В основе исследования лежат труды отечественных ученых – специалистов по вопросам финансового управления, нормативная документация, регулирующая деятельность казначейства. По результатам проведенного исследования сформировано авторское мнение о проблеме и предложены возможные способы ее решения.
Актуальность данной статьи обусловливается тем, что в работе рассмотрен функционал структуры казначейства и осуществляемый им контроль как относительно новая ступень в процессе непрерывного совершенствования системы управления финансами транспортного холдинга. Появление казначейства в системе управления транспортного холдинга – необходимость, способная повысить качество распределения финансовых ресурсов. В данной публикации исследуется и анализируется структура казначейства и его роль в холдинге. Определена важность смещения функций казначейства в сторону стратегического управления холдинга, рассмотрено развитие технологий при их выполнении. Освещается потенциал для развития данной структуры и приоритетные векторы дальнейшей работы.
Т.А. Фролова, автор учебника «Финансы и кредит» указывает, что исторически термин финансы понимался, как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств [2].
Такая позиция определяла деньги как материальную основу существования и функционирования финансов, государство в финансовых отношениях обладает особыми полномочиями, в процессе финансовых отношений формируется бюджет, который в свою очередь обеспечивался нормативно – принудительным характером обязательных платежей (налоги, сборы), что в свою очередь спровоцировало появление фискального аппарата.
В.И. Даль в «Толковом словаре» [3] определял термин «финансы» как: «все, что касается прихода и расхода государства». В этом понимании В.И. Даль максимально близко подошел к современной трактовке понятия «финансы».
В широком смысле слова, финансы – это отношения по:
– созданию и использованию денежных фондов государства, предприятия;
– дифференциации и распределению ресурсов (общественных благ) путем использования бюджета;
– объединению и распределению фондов предприятий.
Данный термин включает в себя как государственные финансы, так и финансы организаций и корпораций.
Таким образом, финансы – это отношения по созданию и перераспределению общественных благ и средств предприятия.
Финансы как система, объединяющая экономические отношения, возникшие при распределении, формировании и использовании денежных ресурсов, развиваются по специфическим принципам.
Таковыми принципами финансов являются [4]:
– единство в части форм финансовой отчетности и документации, законодательной и нормативно-правовой базы, унифицированность расчетов и платежей, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины;
– направленность, которая подразумевает ориентацию на: повышение рентабельности производства и производительности труда, извлечение прибыли, достаточность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечение устойчивого положения компании на рынке;
– диверсификация источников и направлений финансирования, а так же вложений средств. Компании следует заимствовать денежные средства у нескольких кредиторов, в той же равной мере осуществлять вложения денежных средств в разные направления.
Итак, финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов, выполняющих распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизирующую функции. Финансы строятся на принципах унификации, целевой направленности, диверсификации источников финансирования и направлений вложения средств.
Финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется сбор и использование денежных средств для осуществления производственных задач. И как экономический инструмент являются неотъемлемой частью денежных отношений.
Как любой инструмент, финансы имеют свою специфику и выполняют определенное назначение, соответственно выполняют определенные функции.
Представителями Санкт-Петербургской школы финансов М.В. Романовский и Г.Н. Белоглазова выделяются три функции финансов [5]. Функции финансов представлены на рис. 1.
Рис. 1. Функции финансов
Рис. 2. Основные функции системы управления финансами
Эриашвили Н.Д. [6] в работе «Финансовое право» выделяет как важнейшую из 4 основных функции (распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизационная) – функцию финансового контроля. Финансовый контроль обеспечивает динамичное развитие производства, ускоряет научно-технический прогресс, улучшение качество работы во всех отраслях народного хозяйства. Ключевые функции управления финансами в транспортном холдинге представлены их на рис. 2.
Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [6].
Нас же интересует финансовый контроль в системе управления финансами транспортного холдинга, который осуществляется казначейством.
Можно выделить две основные формы организации казначейства в рамках компаний:
– Централизованное казначейство;
– Децентрализованное казначейство.
Централизованное казначейство характерно для небольших компаний, где служба казначейства способна контролировать все финансовые потоки. Относительно холдингов, крупных корпораций, то здесь вопрос о децентрализации или централизации казначейства стоит остро, так как крайне важен эффективный контроль над денежными потоками.
Холдинги с демократической структурой управления, отлаженными бизнес – процессами, жесткой системой контроллинга, выбирают децентрализованные структуры казначейства.
Децентрализованные модели казначейства обладают большей гибкостью, их динамичность, позволяет снизить сроки согласования платежей, повышает скорость решения оперативных задач, позволяет повысить компетентность сотрудников в структурных подразделениях и дочерних компаниях. Слабость данной модели заключается в том, что холдинг утрачивает свое преимущество в использовании внутренних резервов для оптимизации и в значительной степени начинает зависеть от квалификации управленческого персонала в структурных подразделениях и дочерних компаниях. Следовательно, указанный вариант подходит для холдингов, состоящих из независимых компаний с надежной и грамотно выстроенной управленческой структурой.
Централизованное казначейство отличается жесткой централизацией финансового управления организации. В большинстве случаев, структурные подразделения и дочерние компании лишены права проведения платежей. Все платежи производит головная организация. При данных условиях полностью исключатся проведение платежей структурными подразделениями или дочерними компаниями, а головная компания использует все финансовые ресурсы холдинга. Это приводит к увеличению нагрузки на специалистов головной компании, а манёвренность и самостоятельность структурных подразделений и дочерних компаний уменьшается. Данная модель подходит лишь небольшим холдингам. Жёсткость централизованной модели казначейства оправдывается снижением возможных финансовых рисков. Это связано с тем, что планирование потребностей в денежных средствах обычно осуществляется Холдингом централизованно, путем формирования платёжного календаря. При этом собираются и принимаются во внимание заявки всех структурных подразделений и ДЗО (дочерних и зависимых обществ). Кроме того, аккумулируются все поступления, что дает возможность перераспределения финансовых ресурсов между участниками Холдинга согласно их потребностям, не прибегая к привлечению внешних средств. Дополнительным бонусом централизованной модели является возможность размещения свободных денежных средств с целью получения более высоких доходов. Кроме того, централизация казначейства при территориальной разобщенности разнопрофильных структурных подразделений рассматривается как один из инструментов координации и интеграции деятельности Холдинга.
Допустимы смешанные формы организации казначейства. Подобные структуры объединяют в себе признаки как централизованной, так и децентрализованной модели [7].
Казначейский контроль – это деятельность по формированию и организации финансового контроля на всех уровнях финансовой системы транспортного холдинга в соответствии с бюджетом, регламентирующей документацией, так же законодательством РФ и нормативно – правовыми актами самого предприятия.
В таком холдинге как ОАО «РЖД» задачи по реализации казначейского контроля в процессе исполнения расходных обязательств, а так же корректности отражения доходных поступлений находиться в ведении Департамента корпоративных финансов в состав, которого входит Управление «Казначейство». Департамент имеет в своем непосредственном ведении региональные центры «Казначейство» – структурные подразделения ОАО «РЖД» [8].
Основными стратегическими задачами казначейства в холдинге являются: обеспечение ликвидности холдинга, выполнение внутрихолдинговых расчетов, повышение доходности от управления денежными средствами, снижение операционных затрат на осуществление финансовых операций, внутренний контроль осуществления платежей и обеспечение эффективной контрольной среды, контроль использования средств по источникам финансирования и проектам, а так же строительного комплекса.
Важнейшими функциями казначейства транспортного холдинга, исполнение которых необходимо для решения основных задач, являются:
– формирование такой системы взаимоотношений с банками, которая позволит минимизировать затраты на операционные расходы и проценты по кредитам с максимальной выгодой для холдинга;
– оперативное управление и оптимизация денежных потоков, остатков на банковских счетах структурных подразделений транспортного холдинга;
– контроллинг – проверка исполнения платежного календаря и бюджета движения денежных средств на соответствие установленных лимитов, контроль корректности отражения проведённых платежей, полноту и своевременность отражения поступлений, непрерывный мониторинг и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;
– управление рисками – выявление возможных проблемных мест в финансовой системе транспортного холдинга и разработка мероприятий по минимизации финансовых рисков.
В части контроля Управление «Казначейство» и региональные центры «Казначейство» координируют: целостность и своевременность зачисления доходов на счета структурных подразделений холдинга, обоснованность и рациональность использования поступивших средств (и средств финансирования), эффективность проведения операций со средствами в соответствии с распорядительными документами.
Контроль над движением денежных средств, в части исполнения расходных обязательств холдинга осуществляется путем проведения:
1) проверки оснований для исполнения платежей условиям действующих договоров и проведения расчетов;
2) анализа исполнения плановых показателей;
3) контроля перечислений денежных средств на центральный расчетный счет холдинга с банковских счетов структурных подразделений в размере поступившей выручки.
Для решения вышеперечисленных задач и реализации функций используются различные информационные системы, в том числе: ERP-системы, а именно ЕК АСУФР (Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами), ЕК АСУД (Единая корпоративная автоматизированная система управления документами), ERD (Единый реестр договоров) и систему 1С. ОАО «РЖД» ведет активную деятельность по внедрению цифровых технологий в рамках реализации проекта «Цифровое казначейство» и достигло значительных успехов в финансовом регулировании, повысило эффективность использования средств компании, усилило контроль над денежными потоками, ускорился процесс их движения до конечных потребителей. Нововведения и автоматизация в структуре казначейства уже сделало более эффективным управление временно свободными денежными средствами холдинга, ускорило вовлечение в использование выручки, сократило расходы на обслуживание внешнего финансирования, повысило финансовую дисциплину. За счёт автоматизации бизнес-процессов ускорились внутригрупповые платежи.
Все мероприятия, реализуемые в рамках проекта «Цифровое казначейство» позволяют холдингу ОАО «РЖД» выйти на новый, более качественный уровень управления, а также осуществлять строгий контроль целевого использования выделяемых холдингом средств целевого финансирования в рамках реализации крупных инфраструктурных проектов.
Отдельно остановимся на предприятиях холдинга использующих систему 1С в своей деятельности. Опыт работы и анализ сложившейся ситуации позволяет говорить о том, что в предприятиях холдинга использующих 1С, возникают сложности. В таких предприятиях казначейский контроль осуществляется на бумажных носителях, а отчетность сводиться вручную в таблицах, что ведет за собой вероятность потери информации, ошибочные начисления и несанкционированные платежи, низкую оперативность получения данных и их использования для принятия управленческих решений, возрастает вероятность двойного ввода информации и снижена информационная безопасность.
Помимо проблем возникающих при использовании ИТ – системы 1С, существуют риски и угрозы, которые влечет за собой внедрение службы Единого казначейства, согласно директивы Правительства РФ:
– территориальная разрозненность структурных подразделений холдинга, что затрудняет оперативное проведение платежей и связанные с ними финансовые риски (предприятия холдинга находятся в 11 часовых поясах);
– ограничение IT – систем в части системных возможностей, что влечет за собой неисполнение обязательств компании (каждая дирекция имеет свой мандант, переход всех предприятий на одну платформу уменьшит быстродействие системы в десятки раз и возникнут неполадки в системе);
– ограничение в законодательной базе;
– ослабление экономической безопасности (увеличилось число киберпреступлений в стране и мире).
Указанные выше проблемы требуют серьезного и комплексного решения. К сожалению, сделать это быстро не удастся, однако постепенные преобразования действующей системы казначейского контроля, создание единого информационного пространства в рамках проекта «Цифровое казначейство» позволят решить возникшие проблемы.
Успешное внедрение технологических новшеств в развитие казначейских функций и построение новых бизнес-процессов позволит дать руководству холдинга исчерпывающую информацию о финансовых потоках в каждом сегменте и позволит осуществлять как краткосрочное, так и стратегическое планирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Векторы развития казначейства:
1. Разработка казначейской политики.
2. Оптимизация управления денежными потоками с помощью механизма «красное сальдо», кэш-пулинга, единого платежного календаря.
2. Внедрение и доработка ИТ-систем.
3. Минимизация остатков денежных средств на счетах компаний холдинга.
4. Максимально оперативное согласование и исполнение платежей.
5. Проведение казначейского контроля во всех дочерних общества холдинга.
Актуальность наличия казначейства как инструмента системы управления финансами незыблема, а его развитие в холдинге ОАО «РЖД, в том числе и автоматизация, внедрение искусственного интеллекта является одним из приоритетных векторов дальнейшей работы. Ведь именно информация, полученная от казначейства, дает возможность оценить оптимальность принятых решений, эффективность размещения денежных средств, сформировать данные о текущих и планируемых платежах. А движение в сторону децентрализации управления финансами и казначейского контроля позволит сделать данную систему гибкой и мобильной, устойчивой к внешним изменениям и кризисам.