Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972

OPPORTUNITIES TO OPTIMIZE THE RUSSIAN POLICING RELATED TO THE USE OF TECHNOLOGICAL INNOVATIONS (ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE)

Malyugina A.V. 1 Anufrieva A.N. 1
1 Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Nowadays new technologies are being developed around the world to prevent crime and improve police efficiency. The article studies foreign sources in the field of technological innovations in policing. The author attempts to optimize Russian policing by the analysis of foreign experience. The article considers the application of technological innovations in the field of crime prevention and law enforcement in the United States of America. The author analyzes technological innovations in criminal justice, considering the technical sphere (hardware and materials) and the sphere of technological knowledge (software, information systems). The areas of funding and its scale by the Federal government in the USA are described. The paper identifies the most common technologies acquired by law enforcement agencies in the US. The article also reveals technical innovations in the field of crime prevention, which have really proved to be effective in reducing the crime rate in the United States. The conclusion is made about the arsenal of both technical means and information technologies used by the American police. The author characterizes new strategies in their work. Based on the analyzed English-language sources about technological innovations in policing in the United States, recommendations for optimizing and improving Russian policing are offered.
Law enforcement agencies
policing
technological innovations
hardware
software
the English language
crime prevention
1. Рейтинг стран по уровню надежности полиции [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/reliability-police (дата обращения 08.07.2020).
2. The Global Competitiveness Report 2019 World Economic Forum [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/reports/how-to-end-a-decade-of-lost-productivity-growth (дата обращения 08.07.2020).
3. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю.М. Антонян, Д.А. Бражников, М.В. Гончарова и др. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. 86 с.
4. Жданов Ю., Овчинский В. Полиция будущего. М., 2018. 166 с.
5. Kitts D. How mobile policing technology could bring cops closer to their communities [Электронный ресурс]. –TVO50. 2017. URL: https://tvo.org/article/current-affairs/how-mobile-policing-technology-could- bring-cops-closer-to-their-communities (дата обращения 08.07.2020).
6. Научно-техническое обоснование дальнейшего развития специальной техники, специальных информационно-коммуникационных технологий и средств связи, специального вооружения и боеприпасов к нему в обес­печение создания концептуального облика «цифрового полицейского» (шифр «Цифропол»). Научно-аналитический обзор по составной части НИР / Федеральное казенное учреждение «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФКУ НПО «СТиС» МВД России). Руководитель П.Н. Крючков. М., 2019. 90 с. Отв. исполн. А.Г. Конуров, А.А. Антышев.
7. Harris C. Police and Soft Technology: How Information Technology Contributes to Police Decision Making In: Byrne, J. and Rebovich, D. The New technology of Crime, Law and Social Control, Monsey, NY: Criminal Justice Press, 2007. Р. 153-183.
8. Chan J. The Technology game: How information technology is transforming police practice // Journal of Criminal Justice, 2001. 1:139-159.
9. Byrne J., Marx G. Technological innovations in crime prevention and policing. A review of the research on implementation and impact. Cahiers Politiestudies, 3 (20), 2011. Р. 17-40.
10. Авдеева Е.В., Гордей В.А. Оптимизация деятельности правоохранительных органов в контексте внедрения информационно-коммуникационных технологий / Е.В. Авдеева, В.А. Гордей. Текст // Закон и право, 2018. № 10. С. 93-95.
11. Hummer D. Policing and «Hard» Technology In: BYRNE, J. and REBOVICH, D. The New technology of Crime, Law and Social Control, Monsey, NY: Criminal Justice Press, 2007. Р. 133-152.
12. Чимаров С.Ю. Зарубежный опыт применения полицией смарт-технологий при защите прав человека // Современная юриспруденция: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сб. статей XII Международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 161–163. [Электронный ресурс]. URL: https: //elibrary.ru/download/ elibrary_35628772_31804788.pdf (дата обращения 08.07.2020).
13. Приходько Д. Китайские полицейские взяли на вооружение смарт-очки для идентификации личности. [Электронный ресурс]. 3DNews Daily Digital Digest. 2018. URL: https://www.3dnews.ru/965297 (дата обращения 08.07.2020).
14. Taser (2011). About Taser [Электронный ресурс]. URL: http://www.taser.com/about-taser (дата обращения 08.07.2020).
15. Soghoian C. The Law Enforcement Surveillance Reporting Gap unpublished report, Center for Applied Cybersecurity Research, Indiana University, Bloomington (April 10, 2011) [Электронный ресурс]. URL: http://ssrn.com/abstract=1806628 (дата обращения 08.07.2020).
16. Fritsvold E. 10 Innovative Police Technologies, University of San Diego [Электронный ресурс]. URL: https://onlinedegrees.sandiego.edu/10-innovative-police-technologies/ (дата обращения 08.07.2020).
17. Klein N. China’s All Seeing Eye // Rolling Stone Magazine, May 29, 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://naomiklein.org/chinas-all-seeing-eye/ (дата обращения 08.07.2020).
18. Рак И.П. Информационные технологии в деятельности правоохранительных органов / И.П. Рак. Текст // Инновационная наука, 2016. № 2. С. 132-135.
19. Колупаева Т.А. Использование информационных технологий в правоохранительной деятельности / Т.А. Колупаева. Текст // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 267-268. URL: https://moluch.ru/archive/312/70742/ (дата обращения: 08.07.2020).
20. Проблемы и перспективы внедрения современных информационных технологий в системе МВД России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 47 (140). С. 45-56.
21. Цимбал В.Н. Некоторые вопросы использования сотрудниками полиции информационных технологий // Общество и право. Изд-во Краснодарского ун-та МВД РФ. 2015. С. 233-237.
22. Родивилина В.А. Развитие информационного обеспечения деятельности МВД России // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. Изд-во Восточно-Сибирского ин-та МВД РФ. 2017. С. 50-54.

В настоящее время во всех странах мира предметом самого пристального внимания является проблема обеспечения национальной безопасности. В этой связи особую значимость приобретает наличие надежных и эффективных правоохранительных органов. Сегодня проводятся исследования, в которых изучается эффективность служб полиции разных стран мира. Государства сравниваются между собой по надежности, эффективности и открытости [1]. Так, например, Всемирный экономический форум ежегодно включает в свой большой отчет о глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report) отдельное исследование, в котором изучается эффективность служб полиции разных государств. В 2019 году в итоговом рейтинге стран по уровню надежности и эффективности работы полиции из 141 участников Россия заняла 93 место [2, с. 483]. Актуальность статьи связана с поиском путей оптимизации и совершенствования деятельности полиции России благодаря анализу зарубежного опыта.

Цель статьи состоит в изучении иностранных источников в области технологических инноваций в полицейской деятельности. В статье рассматриваются применение технологических инноваций в сфере профилактики преступлений и охране правопорядка в Соединенных Штатах Америки.

Материалом к исследованию послужили статьи англоговорящих авторов, взятые из интернет-сайтов, посвященных рассмотрению новых подходов в деятельности полиции, обусловленных стремительным развитием информационных технологий. В исследовании используются метод перевода, анализ и сопоставление.

Современное состояние преступности свидетельствует об устойчивости и реальности ее угрозы для национальной безопасности, высокой адаптированности преступности к происходящим в социуме изменениям, новейшим достижениям научно-технического прогресса, о новых формах, методах и способах совершаемых преступных посягательств [3, с. 4].

Для предупреждения преступности и повышения эффективности работы полиции разрабатываются новые технологии [4, с. 4]. Сегодня существует широкий спектр технологических инноваций, которые находят применение в области профилактики преступлений и борьбы с преступностью [5, 6]. В настоящей статье описываются последние технологические новшества и обобщаются имеющиеся исследования о степени их внедрения в США.

Даже беглый исторический обзор усилий по предупреждению преступности подчеркивает тот факт, что технологии – или, точнее, технологические инновации – являются движущей силой, приводящей к реформе стратегий предупреждения преступности и борьбы с ней [7, 8]. Технологические инновации в уголовном правосудии можно подразделить на две категории: инновации в технической сфере (hard technology) (аппаратные средства или материалы) и инновации в сфере технологических знаний (soft technology) (компьютерное программное обеспечение, информационные системы). Инновации в технике включают в себя новые материалы, устройства и оборудование, которые могут быть использованы как для совершения преступлений, так и для их предотвращения и контроля [9, с. 19].

Согласно обзору полицейских технологий К. Харриса первая технологическая революция в Соединенных Штатах Америки, изменившая организацию правоохранительных органов и их деятельность, была вызвана тремя технологическими инновациями, прочно вошедшими в полицейскую практику: телефоном, двусторонней радиосвязью и автомобилем [7].

По мнению экспертов, сегодня мы стоим на пороге второй технологической революции, которая вновь кардинально изменит организацию и управление полиции [8, 10]. На этот раз движущей силой в процессе реформирования полицейской деятельности выступают современные информационные технологии. Их разработка становится приоритетным вопросом национальной безопасности и находится под непосредственным контролем и патронажем федерального правительства.

Недавний обзор использования информационных технологий правоохранительными органами выявил значительную роль федерального правительства в финансировании новых технологических инноваций. В период с 1995 по 2002 год подразделение Министерства юстиции США, занимающееся внедрением нового подхода к несению полицейской службы, заключающегося в повышенном внимании к профилактике и предотвращению преступлений, предоставило гранты, с помощью которых более чем 4500 правоохранительных учреждений смогли приобрести и внедрить технологии для осуществления результативной оперативно-розыскной деятельности. Гранты составили более 1,3 миллиарда долларов и финансировали технологии борьбы с преступностью, которые помогли перевести более чем 42 000 штатных сотрудников правоохранительных органов на охрану общественного порядка [9, с. 18].

Наиболее распространенными технологиями, приобретаемыми в рамках этой программы, были мобильные центры обработки данных – MDCs (от англ. mobile data centers) или ноутбуки, за которыми следовали автоматизированные системы полевой отчетности AFRS (от англ. automated field reporting systems); системы управления записями RMS (от англ. record management systems); персональные компьютеры; автоматизированные диспетчерские системы CAD (от англ. computer-Aided Dispatch) и автоматизированные системы идентификации отпечатков пальцев AFIS (от англ. automated fingerprint identification systems).

В исследовании Д. Хаммера задокументировано приобретение широкого спектра инноваций в области техники, включая новые виды оружия, оборудование несмертельного действия, бронежилеты, системы видеонаблюдения, устройства, для определения местоположения стрелка на местности и новые технологии для патрульных автомобилей. Детализируя, к современным инновациям в технической сфере, используемым полицией США, можно также отнести:

1) нелетальное оружие (химические раздражители, технология иммобилизации электрическим током, резиновые, пластмассовые, деревянные пулевые пистолеты, травматические пистолеты, стробоскопическое и акустическое оружие);

2) различные неэлектрические иммобилизирующие устройства (давление воды, ловушечные сети, липкая пена);

3) технологии, используемые для преследования транспортных средств (ленты принудительной остановки, устройства для блокировки транспортных средств и слежения за ними);

4) технологии, предназначенные для обеспечения безопасности сотрудников полиции (улучшенные бронежилеты, улучшенная технология защиты патрульных автомобилей) [11].

Также известен ряд других сложных технологических устройств в полицейской деятельности: новые устройства для определения местоположения выстрела, камеры для обнаружения автомобилей, нарушающих скоростной режим, и проезда на красный свет, использование биометрии/ улучшенной идентификации отпечатков пальцев и системы громкой связи, которые в настоящее время тестируются в патрульных автомобилях и др. [12, 13].

Сфера применения технических устройств, предназначенных для предотвращения преступности, сегодня постоянно расширяется: вездесущие камеры видеонаблюдения, металлодетекторы в школах, досмотр багажа в аэропортах, пуленепробиваемые окна кассиров в банках и системы безопасности в домах и на предприятиях и др. Большое распространение получили также средства индивидуальной защиты (электрошокеры, газовые баллончики, системы экстренного вызова) и системы блокировки зажигания с датчиками для измерения концентрации алкоголя для предотвращения запуска автомобиля человеком, находящимся в состоянии алкогольного опьянения [10].

Из анализа внедрения новых технологий полицейскими департаментами в Соединенных Штатах очевидно, что эти технологии внедряются быстрыми темпами, во многом благодаря значительной финансовой поддержке федерального правительства. Рассмотрим электрошокер, относящийся к оружию несмертельного действия. По оценкам за 2011 год было продано 345 000 электрошокеров. В Соединенных Штатах более 12 000 полицейских учреждений приобрели электрошокеры, и недавние исследования эффективности электрошокера, вероятно, увеличат внедрение этой технологии [14].

Вторая технология, которую быстро закупили и внедрили в полицейскую практику в США, – это ноутбук, или мобильный центр обработки данных, используемый офицерами, патрулирующими в автомобилях. В период с 1995 по 2002 год было потрачено более 1,3 миллиарда долларов на техническое оборудование и программное обеспечение, включая усовершенствование полицейских машин (например, полицейская машина громкой связи), новое защитное снаряжение и другие приобретения [9, с. 26].

Информационные технологии предполагают стратегическое использование информации для предупреждения преступности (например, разработку инструментов оценки рисков и оценки угроз) с целью повышения эффективности работы полиции, например, возможности записи/ обработки видеопотока в полицейских автомобилях или технологии предиктивной безопасности. В упрощенном смысле ее идея состоит в анализе большого объема данных, например, мест совершения преступлений, которая позволит определить, куда посылать патрули [15].

Инновации в области технологических знаний включают новое программное обеспечение, системы классификации, методы анализа преступности и методы обмена данными/ системной интеграции [16]. В таблице представлены виды технических и информационных инноваций в области предупреждения преступности и полицейской деятельности в США в целом [9, с. 20].

Системы видеонаблюдения CCTV постоянно модернизируются, приобретая новые информационные функции. В некоторых городах, например, Бостоне, Ньюарке использование технологии выявления местоположения стрелков позволяет быстро направить персонал скорой медицинской помощи и полицию в места, где определяются выстрелы. В китайском городе Шэньчжэнь в настоящее время тестируют 200 000 камер видеонаблюдения на возможность оповещения полиции о чрезмерном скоплении людей в одном месте. В Китае также разработано программное обеспечение с использованием национальной базы идентификационных данных и программного обеспечения для распознавания лиц, которое позволит полиции идентифицировать лица, находящиеся под видеонаблюдением. В Китае только в 2006 году на разработку и внедрение систем видеонаблюдения было потрачено более 3,4 миллиарда долларов [17].

Применение техники и информационных технологий в области предупреждения преступности и правоохранительной деятельности в США

 

Техника

Технологические знания

Профилактика преступлений

– системы видеонаблюдения

– уличное освещение

– устройства защиты граждан (например, электрошокер, газовый баллончик)

– металлоискатели,

– системы блокировки зажигания (от пьяных водителей)

- инструменты оценки угроз

- инструменты оценки рисков

- регистрация сексуальных преступников

- оценка риска, предшествующая принудительной госпитализации

- оперативная разработка потенциальных правонарушителей

- программное обеспечение для распознавания лиц, используемое в сочетании с системой видеонаблюдения

Полиция

– усовершенствованные средства защиты полиции (шлемы, жилеты, автомобили, здания)

– улучшенное / новое оружие

– техника с несмертельным действием (пресечение массовых беспорядков)

– компьютеры в патрульных машинах

– возможность бесконтактного управления патрульным автомобилем (Проект 54). (Прим. Проект направлен на повышение способности полиции оперировать данными в мобильных подразделениях, а также на обеспечение возможности беспрепятственной интеграции всех электронных устройств в автомобиле)

– установление личности преступника и гражданина с помощью биометрии/

отпечатков пальцев

– мобильные центры обработки данных

– видео в патрульных машинах

– картирование преступности (горячие точки)

– анализ преступности (например, КОМПСТАТ сокр. от англ. COMParative STATistics (сравнительная статистика) (Прим. CompStat основывается на геоинформационной системе и служит для обозначения очагов преступности и распознавания проблемы в данном районе. В ежемесячных или еженедельных встречах Шефы районов обсуждают проблемы и способы их решения с начальниками смен участков и самими начальниками этих участков. Каждую неделю, работники всех участков составляют список уголовных дел, их возможные причины, факторы, связанные с ними, способы борьбы с данными преступлениями и эффективность такой борьбы. После этого вся информация вносится в CompStat, где сортируется и попадает в общегородскую систему, в которой , хранится вся информация о всех преступлениях и нарушениях. После этого можно легко увидеть, как решаются проблемы в каждом участке.

– совершенствование систем данных криминальной истории

– обмен информацией в системе учреждений уголовного правосудия и частном секторе

– новые технологии для мониторинга коммуникации целевых лиц (телефон, почта, интернет) (входящие/ исходящие)

– система оповещения о похищении детей Amber alert (сокр. от англ. America’s Missing: Broadcast Emergency Response). (Прим. В США распространение сигналов AMBER Alert производится с помощью коммерческих радиостанций, интернет радио, спутникового радио, телевизионных станций и текстовых сообщений, а также с помощью систем кабельного телевидения посредством Системы экстренного оповещения. Оповещения также распространяются с помощью электронной почты, электронных коммерческих рекламных щитов и SMS . Все заинтересованные лица в получении SMS рассылки с оповещениями AMBER Alert могут на нее подписаться, посетив сайт Wireless Amber Alerts. Согласно законодательству подписка бесплатна).

– создание списков потенциальных лиц, совершающих насильственные преступления

– устройства для определения координат места выстрела из огнестрельного оружия.

 

На сегодняшний день существуют только два технических нововведения в области предупреждения преступлений, которые действительно доказали эффективность в снижении уровня преступности – это камеры системы видеонаблюдения CCTV (от англ. closed circuit television cameras) и улучшенное уличное освещение. В дополнение к применению различных устройств в последние годы был разработан широкий спектр инноваций в области информационных технологий, которые используются в качестве инструмента предупреждения преступности. К самым современным технологическим инновациям относятся: инструменты классификации риска правонарушителей; появление протоколов оценки угроз; средства идентификации притеснения/запугивания; компьютерные программы, разработанные для предотвращения кражи личных данных и защиты конфиденциальности данных; новые инструменты для мониторинга местоположения и перемещения групп риска, таких как психически больные правонарушители и сексуальные преступники; а также появившиеся совсем недавно средства оценки, предназначенные для выявления лиц, которые, с большой вероятностью, совершают убийства (или становятся жертвами) в течение определенного периода времени.

Соединенные Штаты инвестируют значительные ресурсы в информационные технологии по предупреждению преступности. Например, полиция отслеживает местонахождение и передвижение примерно 800 000 зарегистрированных сексуальных преступников, используя национальную систему регистрации сексуальных преступников, которая позволяет уведомлять сообщество о любом вновь прибывшем сексуальном преступнике, а правоохранительные органы – о сексуальных преступниках, которые не регистрируются или не соблюдают ограничения на местонахождение. Для изучения местонахождения правонарушителей и оценки влияния ограничений на проживание сексуальных преступников на показатели предупреждения преступности также используются картографические программы GIS (от англ. geographic information system) в сочетании с национальными и индивидуальными базами данных государственных реестров [9, с. 23].

Второй областью крупных финансовых инвестиций является оценка рисков. Контроль за 7,5 миллионами правонарушителей, находящихся под административным надзором в Соединенных Штатах, опирается на использование актуарных систем классификации рисков. В последние годы значительное внимание и финансовая поддержка уделяется предупреждению преступлений, совершаемых правонарушителями при выходе из тюрьмы или при условно-досрочном освобождении. Согласно исследованиям, большинство тяжких преступлений совершается небольшой группой людей в небольшом числе охваченных преступностью районов в течение первых нескольких месяцев испытательного срока или условно-досрочного освобождения [там же].

Третье направление информационных технологических инноваций, связанное с предупреждением преступности и получившее значительную разработку и финансирование после трагических событий 11 сентября в США, – это оценка угроз. Менее чем за десятилетие была создана отрасль, основанная на простом понимании того, что можно определить угрозу (т.е. вероятность) террористического нападения и / или серьезного кровопролитного события на таких объектах, как аэропорты, атомные электростанции, школы, железнодорожные вокзалы, правительственные здания и частные компании.

Четвертая область, в которой информационные технологии используются для предупреждения преступности, – это использование современного компьютерного программного обеспечения для мониторинга отдельных транзакций и коммуникаций в мобильной сети, интернете и социальных сетях. Эта новая технология изменила методы работы полиции в расследовании финансовых преступлений, преступлений, предметом которых являются наркотические средства, интернет-торговли людьми и сексуальных преступлений. Согласно результатам анализа электронного наблюдения, проводимого полицейскими службами в Соединенных Штатах, в последнее время наблюдается уход от практики наблюдения, требующей предоставления отчетности (прослушивание и автоматическая запись телефонных переговоров, перехват и отслеживание данных), к методам наблюдения, которые не требуют отчетности (запросы на просмотр сохраненных сообщений и записей абонентов). В этом случае полицейские имеют доступ к сохраненным электронным письмам, мгновенным сообщениям, журналу посещения веб-страниц, записи поисковых систем, а также документам, хранящимся в облачном аккаунте. Неудивительно, что Facebook и другие сайты социальных сетей изучаются следователями, пытающимися раскрыть преступления и контролировать деятельность определенных подозреваемых [15, с. 20].

В последнее время во всем мире и в России проводятся исследования, посвященные разработке, внедрению и эффективности информационных технологий в деятельности полиции [18, 19, 20]. В США К. Харрис выявил ряд новых технологических достижений, связанных со

– сбором данных и управлением ими (новые системы управления записями, мобильные терминалы данных, автоматизированные диспетчерские системы, обмен информацией через интернет);

– новыми стратегиями полиции, основанными на данных (включая COMPSTAT, использование компьютеризированного программного обеспечения для анализа преступности и составления карт преступности, а также системы раннего предупреждения/ раннего вмешательства в области неправомерного поведения сотрудников полиции) [7].

Исследования внедрения технологий полицейскими учреждениями в США свидетельствуют о том, что еще в начале двухтысячных годов правоохранительные агентства приобрели:

– автоматизированные системы полевой отчетности (AFRS) – 29.6 %;

– системы управления записями (RMS) – 24.3 %;

– персональные компьютеры – 4 %;

– автоматизированные диспетчерские системы (CAD) 16.9 %;

– автоматизированные системы идентификации отпечатков пальцев (AFIS); 9.6 %;

– системы регистрации ареста и заведения дела – 7.5 %;

– системы анализа преступлений – 4.9 %;

– картографические системы – 4.9 %;

– другие виды технологий – 32,4 %.

С 2002 года федеральное правительство и правительства штатов продолжают финансировать новые технологические инновации и новые стратегии полицейской деятельности, такие как:

– охрану правопорядка, ориентированную на работу с населением (англ. community-oriented policing);

– стратегию, ориентированную на решение конкретных проблем (англ. problem-oriented policing);

– стратегию, основанную на разведданных (англ. intelligence-led policing);

– стратегию деятельности, основанную на прогнозировании (англ. predictive policing) [9, с. 27].

Отчет научного форума руководителей полиции 2011 показал, что 70 % респондентов сообщили об использовании в своих подразделениях прогностической аналитики в борьбе с серийными преступниками и разработке стратегий предупреждения преступности для своего ведомства. Респонденты опроса также отметили, что их агентства приобрели возможность видеозаписи в автомобиле, причем 25 % респондентов указали, что 100 % их автомобилей имеют эту технологию. Другие технологии, применяемые полицией, по данным отчета, включали: беспроводную передачу видеосигнала с фиксированных камер наблюдения на полицейские автомобили (23 %); распознаватели номерных знаков (71 %), использование технологии GPS для отслеживания перемещений подозреваемых (83 %), отслеживание полицейских машин (69 %) и отслеживание дежурных сотрудников (4 %), мониторинг социальных сетей для выявления следственных версий (86 %).

Заключение

Подводя итоги исследования, можно заключить, что правоохранительные органы полиции США имеют широкий современный арсенал как технических средств, так и информационных технологий за счет значительного финансирования федерального уровня. Стоит отметить также, что в США не только активно разрабатывается инновационное компьютерное обеспечение и техника для полицейских служб, но и проводятся исследования, направленные на выявление эффективности их внедрения в полицейскую практику.

На основании проанализированных англоязычных источников о технологических инновациях в полицейской деятельности США можно сделать следующие рекомендации по оптимизации и совершенствованию деятельности полиции России:

– проанализировать размеры финансирования в области разработки новейшего оборудования и информационных систем для использования правоохранительными органами (сравнить бюджеты разных стран);

– рассмотреть оснащенность российских правоохранительных органов мобильными центрами обработки данных MDCs, ноутбуками, автоматизированными системами полевой отчетности AFRS, системами управления записями RMS, персональными компьютерами, автоматизированными диспетчерскими системами CAD и автоматизированными системами идентификации отпечатков пальцев AFIS.

– осуществлять регулярный мониторинг появления новых технических средств и программного обеспечения в сфере правоохранения (анализ зарубежных правоохранительных сайтов).

Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время технологические инновации могут значительно повысить как эффективность, так и результативность системы уголовного правосудия России, т.к. оптимизируются возможности хранения и обработки больших объемов данных, совершенствуются разведывательные и следственные возможности, а также обеспечивается оперативный доступ к материалам уголовного дела и другим ресурсам данных. Об этом свидетельствуют результаты недавних отечественных исследований [21, 22]. Анализ зарубежного опыта может способствовать совершенствованию отечественной полицейской практики, выбору наиболее действенных способов борьбы с преступностью.