Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

SHEPEL, DONCHENKO, MAGDALINOVA: NEW ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945

Kosorukova M.I. 1 Barinov V.R. 2
1 Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
2 Moscow Polytechnic University
This article is the first to conduct a scientific comparative analysis of 3 literary works by various authors (A.D. Shepel, M.A. Donchenko and M. Magdalinova), which tells about unknown pages and unexpected perspectives of the Great Patriotic War of 1941-1945.. The relevance of the article is given by the jubilee, the 75th anniversary of the Victory over Nazi Germany. The scientific novelty lies in the fact that the article examines the books of 3 different authors, which show unexpected and little-studied aspects of the Great Patriotic War of 1941-1945. In addition, the scientific novelty of the article lies in the fact that for the first time a comparative analysis of these authors, belonging to different generations, but depicting one phenomenon – the Great Patriotic War of 1941-1945, is carried out. and its consequences. The bright personalities of each of the writers are reflected in each of the works. If AD Shepel’s book speaks directly about the activities of the children’s partisan detachment «Rodina» in 1941-1945, then in the adventure, action-packed book by Maria Magdalinova «Children of perestroika. Warning «analyzes the attitude towards the veterans of the Great Patriotic War of 1941-1945. in the «dashing 90s» years of the twentieth century. And in the novel by MA Donchenko «Abdication» a parallel is drawn between the Great Patriotic War of 1941-1945. and the war in Donbass. The author concludes that all three books deserve a careful reading.
Shepel
Shepel Alexander
the Great Patriotic war of 1941-1945
literature
memoirs
Maria Donchenko
Maria Magdalinova
creativity
culture
an outstanding writer
Russian literature of the twentieth century
Russian literature of the XXI century
1. Косорукова М.И. Культура России на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции и перспективы (Общая характеристика) // В сборнике: Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития сборник научных трудов. М., 2014. С. 144-148.
2. Косорукова М.И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития // Наука и школа, МПГУ, 2013. № 6. С. 188-193.
3. Ермолов А.Ю. Лабиринты модернизации. // Российская история. 2014. № 1. С. 12-17.
4. Шепель А.Д. «Детский партизанский взвод «Родина»». М., 2019. 304 с.
5. Донченко М.А. Отречение. М., 2019.
6. Васина М.А., Косорукова М.И. «Во имя жизни на Земле...» // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-4. С. 79.
7. Магдалинова Мария. Дети перестройки. Предупреждение. М.: Алгоритм, 2018. 512 с.
8. Барсегян М.А., Васина М.А., Перекальский М.М., Косорукова М.И. Семья: семь или не семь я? // В сборнике: XXIII Международные Рождественские образовательные чтения X направление «Церковь, государство, общество». Сер. «Секция «Православие и духовно-нравственные основы в экономике, предпринимательстве, торговле, политике и культуре России»». 2016. С. 241-247.
9. Косорукова М.И. Национальная идея и ее роль в развитии русской культуры за рубежами России (20–30-е гг. XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2004.
10. Рябова Л. К. «Новый журнал»: публицистика 1953-1963 гг. // Новейшая история России. 2014. № 2 (10). С. 128-142.
11. Баринова В., Косорукова М.И. Женщина в современной политической культуре (на примере России и Русского Зарубежья) // Nauka.me. 2019. № 1. С. 2.
12. Косорукова М.И. Роль культуры в воспитании молодежи в современной России //В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 38-46.
13. Рябова Л.К., Косорукова М.И. Русские эмигранты во Франции в отражении советских литературных журналов первой половины 1920-х годов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18. № 3. С. 605-618.

В 2020 году исполняется 75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. над фашизмом. Весь мир, все сознательное человечество отмечает юбилей этой победы. И это показывает необходимость обратиться к истории, осветить все белые пятна войны, по-новому взглянуть на события войны и ее последствия [1, с. 147]. Необходимо не только переосмыслить классические произведения об этой войне, но и проанализировать новое, написанное в последние годы.

Целью этой статьи является научный, сравнительный анализ 3 выдающихся художественных произведений, написанных в последние годы описывающих различные малоизвестные ракурсы этой войны.

Актуальность статьи подчеркивает юбилей и необходимость в год юбилея победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. открыть все неизвестные страницы сражений, которые ещё до сих пор имеются и переосмыслить, по-новому прочесть ее последствия, ее отражение в литературе и историческую связь с различными другими эпохами [2, с. 191].

Научная новизна статьи заключается в том, что впервые дается сравнительный анализ художественных произведений, посвященных малоизученным страницам и аспектам этой войны [3, с. 16]. Источниковой базой данного исследования являются 3 произведения, каждое из которых заслуживает отдельного, внимательного прочтения.

Материалы и методы исследования

Чтобы провести научный сравнительный анализ, необходимо сначала охарактеризовать каждую из этих 3 книг.

Одной из самых интересных книг о войне среди новинок книжных издательств 2019 года является книга Александра Дмитриевича Шепеля «Детский партизанский взвод «Родина»» [4]. Казалось бы, что о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. все сказано, но писатель А.Д. Шепель смог показать яркую, неизвестную страницу. Книга представляет еще большую ценность и засуживает внимания, во-первых, потому что сам автор является живым ветераном, участником войны, он воевал в том отряде в возрасте 6 лет и книга фактически является его мемуарами. В книге война показана глазами ребенка, показаны, как угоняли его брата-подростка в Германию, как ушли на фронт в 1-й день войны, 22 июня 1941 года отец и старший брат главного героя. Как расквартировались немцы у главного героя дома.

Автор вспоминал, что если в село приезжали каратели, то всех мальчиков срочно переодевали в женскую одежду и прятали, так же, как и стариков и оставшихся мужчин. Автор реалистично описывает, как каратели расстреливали целые семьи, вне зависимости от возраста. Так расстреляли больного Савву, только за его гордый ответ, что его братья на фронте бьют фашистов. Расстреляли жену этого Саввы, только за то, что она, выбежав из избы обняла тело убитого мужа.

Показано в мельчайших деталях, как мстили дети за своих родных и близких. Мстили, как могли: прокалывали шины на немецких машинах, подожгли топливную базу, воровали оружие, гранаты и боеприпасы у немцев и выбрасывали в болото. В отряде было чуть больше 10 детей, в возрасте от 6 до 13 лет, ими руководил подросток, однофамилец главного героя Леонид Шепель.

О масштабах деятельности бесстрашного детского отряда дает представление перечисление того, что в 1 день дети похитили у немцев: «очередная сходка партизанского взвода состоялась на том же месте. Демьян принёс четыре гранаты-колотушки и кучу винтовочных патрон, Лида – одну такую же гранату и обойму патрон, Микола Бакум – две гранаты и десятка два патрон, Володя Гаркуша – сотню патрон, Лёня Егорчишин – одну гранату, Мишко-Прокопчя – винтовку, Галя – десяток патрон, Надя с Соней – одну гранату, Оля Яценко – две обоймы патрон, я – мину (сковородку – так мы называли этот вид мин), которую удалось утащить из кузова автомобиля, остановившегося у нашей хаты, Лёня-командир – автомат и два магазина наполненных патронами, и Петя-герус – две гранаты» [4, с. 66]. Выстрелами из рогатки отвлекали немецкого часового, а сами вытаскивали немецкие боеприпасы.

И всегда немцы считали это вредительство делом рук взрослых партизан и считая их виновниками, стреляли по лесным массивам, где те предположительно прятались. Немцы и думать не могли, что им вредить отряд из подростков. Так автор уравнивает действия детей и взрослых.

Урон врагу можно нанести, не только сражаясь на фронте, но и стреляя из рогатки по немецкой машине. В книге Шепеля дан урок мужества, можно только пожелать, чтобы ее включили в школьную программу.

Книге реалистично изображены противники, нет условно-схематичного разделения на «плохих немцев» и «хороших своих», что говорит о мастерстве писателя и психологизме. Так описан толстый немец, который, когда подростков (в том числе 15-летнего брата главного героя Ивана) угоняли в Германию, «заинтересовался облаками», отвернулся и не смотрел, как подростки сползали под вагон и убегали.

Подвиги детей на войне сказались на выборе им ими дальнейшего пути в жизни, сформировали их характеры, помогли им самореализоваться в жизни. Война не знает возраста, не делит людей на взрослых и детей, а только на своих и чужих. В период войны дети быстро взрослеют.

В книге Марии Анатольевны Донченко «Отречение» впервые в художественной литературе Великая Отечественная война 1941-1945 гг. сопоставляется с войной в Новороссии. В романе имеется принцип параллелизма, нелинейное повествование, обратная последовательность в изложении событий, ретроспектива.

Книга состоит из 3 частей: 1. «Катастрофа», «Время червей», «Гроза в степи». В книге нет главного героя, главный герой – сама эпоха, которая ломает судьбы и испытывает героев романа [5].

Повествование в книге начинается с июня 1989 года, когда в результате железнодорожной катастрофы под Ашой гибнет больше 600 человек. Но впереди еще большая катастрофа – крушение СССР и страшные 1990-е годы. Автор проводит параллели – неслучайно одна из главных героинь третьей части Вероника носит тот же псевдоним – Незабудка, что и партизанка Великой Отечественной Матрёна Ермишина. И неслучайно двое главных отрицательных героев (А. Келлер, М. Калныньш), выступающих на стороне уже нового Зла, являются прямыми потомками эсэсовцев. Всё повторяется на Земле.

Кульминацией книги становится война на Донбассе в 2014 году. То есть действие охватывает юность и зрелые годы поколения, отрекшегося от своего великого советского прошлого и в том числе, от победы над фашизмом. Таким образом мысль автора, что дети 1980-1990-х гг. – дети Запада и в прямом, и в переносном смысле. Автору книги «Отречение» принадлежит к этому поколению, автору больно за развал СССР, стыдно и обидно за свое поколение. И символично звучит последняя фраза романа «но надежда есть», и многим из героев романа удаётся искупить эту вину – через боль и кровь. И не менее символична смерть одного из главных героев Ивана Белякова, расстрелянного врагами на том же месте, где 71 год назад расстрелян фашистами любимый человек Матрёны – Виктор Черняев.

«Он огляделся. Местность была пустынна, берег круто спускался к реке. «Газель» остановилась в высокой траве без малейшего намёка на тропинку. Не было тропы и к стоявшему поодаль справа покосившемуся обелиску с облупившейся серебристой краской. «На этом месте в ноябре 1943 года казнён немецко-фашистскими захватчиками советский патриот Черняев В.М.» Но половина букв осыпалась, и надпись почти невозможно было прочитать – минуло двадцать девять лет с тех пор, как в последний раз принесла цветы к этому памятнику Матрёна Ермишина.

…Солёное солнце Припяти наконец оторвало свой багровый диск от ленивой сероватой воды. Если бы оно, солёное солнце, умело удивляться – оно бы удивилось, потому что оно уже видело такую картину, причём не так давно – что семьдесят один год для Солнца, светящего миллиарды лет? Мгновение…

Всего семьдесят один оборот планеты тому назад оно уже видело, как к этому обрыву шёл под дулами стволов босой окровавленный человек, шептавший имя Незабудки. «Гранёные плечи, горячая кровь, мы живы, мы вечно рождаемся вновь…». Стоять не было сил, и он прислонился спиной к покосившейся ограде.» [5, с. 412-413].

Характерно, что время действия заканчивается в 2015 году, в год 70-летия Победы над фашистской Германией, весной, в сумевшем выстоять Донецке.

Одна из самых динамичных, приключенческих книг, антиутопия Марии Магдалинововй «Дети перестройки. Предупреждение», посвящена поколению тех, чья юность пришлась на «лихие 1990-е» среди прочих затрагивает проблему отношения к ветеранам в 90-е, как молодежи, так и государства [6, с. 79]. Показан парад на Красной Площади 1995 года глазами подростка Никиты Флерова, который увлекается военной историей (даже шутливое ругательство у него «Танк тебе на голову!», а любимую девушку он сравнивает с танком Т-34). Мальчик сам участвует в параде, он видит, как прошли ветераны по Красной площади «точно пленные немцы, сгорбясь, под бременем больших возрастов и маленьких пенсий, ссутулясь, понуро опустив головы и глядя себе под ноги, точно пытаясь разглядеть призраки обещанных социальных льгот и квартир, тяжело шаркая одутловатыми старческими ногами, шли завоеватели Победы. Триумфаторы полувековой давности, подарившие пять десятков лет безвоенного мира и не получившие даже слова благодарности, только кто-то с правительственной трибуны дал резкую отмашку: мол, проходите скорей, по времени не укладываемся. Серо-утомленные лица подарили столько лет яркого, разноцветного мира, что потомки успели забыть черно-белый крик сражений. А многие на правительственной трибуне, кто родился намного позже окончания войны, так и состарились, не узнав металлического лязганья битв. Скорбно-седые советские победители в унизительной роли побежденных» [7, с. 179].

А дед другого подростка, Катюк Еременко, то, что старушка ласково-трогательно назвала ее «внученька», смутило и выбило из колеи: у самой Катюк Еременко не было в живых ни бабушек, ни дедушек [8, с. 244]. Один дед героически погиб в великой Сталинградской битве, а его супруга, бабушка, прославилась доблестью при блокаде Ленинграда. А другой дед, Пономарев Василий Иванович, остался жив в Великую Отечественную войну. Был храбрым летчиком, Берлин брал, Кенигсберг брал, а умер в 1992 году как верный сын советской державы.

И даже фамилии главных героев книги, подростков, живших в 1990-е годы и создавших неформальную подпольную террористическую организацию с целью возродить Россию в честь героев ВОВ: Еременко, Красовский, Покрышкин, Чайкина, Раскова. То есть показана преемственность и диссонанс поколений, подростки – внуки тех, кто победил фашизм, в 90-е поклоняются западной символике.

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, ознакомившись с этими интересными произведениями, можно выделить следующие обобщающие моменты, то, что соединяет эти 3 книги: во всех книгах в основе повествования гуманистический пафос и положительные герои находятся в центре повествования [9, с. 147]. Авторы описывают сложный, противоречивый ХХ век, передают все тонкости и нюансы исторической эпохи, для авторов характерен глубокий психологизм в изображении не только главных, но и второстепенных персонажей.

Во всех 3 книгах герои изображены на фоне взаимоотношений между Россией и Германией не только в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и после, таким образом имеется историческая перспектива повествований [10, с. 141]. Каждый из авторов – патриот и искренне переживает за то, что произошло с Россией -Родиной в период войны, и особенно за то, как жили представители поколения победителей в годы перестройки и после, как относились к поколению победителей, к ветеранам их дети и внуки [11, с. 2].

Имеются и различия. Авторы произведений принадлежат к различным поколениям и описывают каждый период своей молодости, то, что им ближе. Шепель – партизанское движение и уникальный детский отряд на Украине, Магдалинова – отношение к ветеранам в «лихие»1990-е годы, Донченко – взаимосвязь и сравнение причинно-следственную связь видит между Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и войной в Новороссии. Отличаются и жанры: книга Шепеля – художественная, но ближе к мемуарам, Магдалиновой – антиутопия, экшен (как гласит девиз произведения: «в книге нет мата, но есть приключения»), Донченко – политический детектив.

Согласно заранее проведённым исследованиям, можно заметить, что рассмотренные произведения оказывают положительное влияние на формирование ответственности и сознательности, понимания своей гражданской позиции среди молодёжи [12, с. 43]. Также важно отметить, что данные книги оказывают значительное влияние на сохранение реальной истории, противостоят её фальсификации [13, с. 614].

Выводы

Проведенный в статье научное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Книги Шепеля, Донченко и Магдалиновой написаны ярким языком, легко читаются, они достойны помещения в школьную программу и рекомендуются для ознакомления представителям общества в возрасте 20-30 лет.

2. Данные произведения необходимо прочесть всем, кто хочет знать правду о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и сохранить память о настоящей истории России и ее роли в победе среди других народов.

3. Все эти 3 книги повествуют об одной и той же войне, но каждая о совершенно неожиданном ракурсе. От этого тема войны в литературе приобретает новое прочтение и полисимфоническое звучание.

4. Данная работа проведена на стыке наук, является законченным научным исследованием и может быть использована в работе филологов, культурологов и всех, кто интересуется историей.