Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

PROBLEMS OF CONTROL OVERHEAD COSTS

Arshba L.N. 1 Pchelka E.N. 1
1 Siberian Transport University
The article discusses various ways to classify costs depending on management tasks. The composition and content of overhead costs are disclosed. We study the features of overhead management in the transport Corporation in the framework of the ABC method of cost accounting and the ABB method of budgeting expenses. As you know, the «activity-based costing» method of overhead cost accounting (ABC method), developed by American scientists R. Cooper and R. Kaplan, was adopted for use in Russian Railways after being widely used in foreign practice. In accordance with the ABC method, overhead costs are divided into two groups: expenses that can be attributed to individual types of products, and expenses that cannot be attributed to individual types of products. In addition to the correct accounting and control of overhead costs, it is important to plan them correctly. The main purpose of overhead budgets is to identify sufficient resources to maintain and manage the organization. For this purpose, JSC «Russian Railways» uses functional and cost budgeting of overhead expenses-ABV (Activity-Based Budgeting). The ABV method continues the direction of accounting for costs by type of activity used by the ABC method: costs are consumed by functions (activities), and functions are consumed by products. The article presents the results of the analysis of expenses for ordinary activities of the regional Directorate of infrastructure of JSC «Russian Railways» for several years, based on the results of which additional opportunities for optimizing the management of financial flows are identified when using the budgeting method – ABV.
costs
optimization
accounting
overhead costs
indirect costs
general production costs
general economic costs
administrative costs

Для современных бизнес-структур крупных корпораций при сложившихся темпах развития рыночной экономики совершенствование управления затратами становится не менее актуальным, чем управление процессами и людьми. Именно оптимизация издержек является первостепенной задачей при выборе стратегии компании для достижения цели повышения рентабельности в условиях мощной ценовой конкуренции на рынке.

Цель исследования

Целями данной работы являются изучение состава затрата и способы их классификации в зависимости от управленческих задач, рассмотрение подхода к анализу накладных расходов в рамках АВС – метода, его применение в транспортной корпорации на примере региональной Дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».

Материалы и методы исследования

В процессе данной работы применены методы системного анализа, финансово-экономического анализа, сравнительного анализа, синтеза, сравнения и обобщения, графический метод исследования.

В зависимости от поставленных задач для управленческого учета затраты подразделяют на разные категории, примеры классификаций затрат приведены на рис. 1.

arh1.tif

Рис. 1. Примеры классификации затрат в зависимости от управленческих задач

arh2.tif

Рис. 2. Классификация затрат в зависимости от участия в процессе производства

По способу включения в себестоимость затраты делят в зависимости от того, относятся ли они напрямую на определенный вид продукции:

– прямые переменные;

– общепроизводственные (косвенные) необходимы для обеспечения процесса производства;

– общехозяйственные/административные связаны с организацией управления фирмой;

– расходы на продажу связаны с продвижением товаров или услуг на рынке.

Таким образом, по связи затрат с технологическим процессом затраты бывают основные и накладные (рис. 2).

Основные – затраты всех видов ресурсов (сырье, материалы, полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих), которые связаны с выпуском продукции. Это важнейшая статья затрат [1].

Накладные расходы для расчета полной себестоимости продукта распределяются между всеми продуктами по определенным правилам.

За последние годы удельный вес накладных расходов в структуре себестоимости продукции во всем многообразии видов экономической деятельности стабильно увеличивается. Руководители крупных компаний и организаций уверены, что в настоящее время именно накладные расходы должны быть главным объектом в управлении затратами.

arh3.tif

Рис. 3. Система управления корпоративными финансами ОАО «РЖД»

База распределения затрат – это основа для разнесения накладных расходов (косвенных, периодических – в зависимости от используемой классификации затрат). Максимально точные данные об уровне себестоимости и прибыльности просто необходимы: при неправильной оценке компания может отказаться от прибыльных продуктов в пользу убыточных. Для определения себестоимости различных видов продукции накладные затраты подвергают распределению по определенным правилам [2].

Для распределения накладных расходов используют различные базы, например, время или заработная плата производственных рабочих, сумма прямых затрат, объем продукции. Можно использовать единую базу распределения косвенных затрат для всех видов затрат, а можно выбрать наиболее экономически целесообразную базу распределения для каждого вида продукции. Следует отметить, что для расчета себестоимости можно использовать различные методы, например метод учета полной себестоимости (absorpting costing) или метод учета прямых затрат (direct costing) [3, 4].

В процессе реформирования ОАО «РЖД» совершенствуется система управления корпоративными финансами (рис. 3). Для учета затрат по видам деятельности используется система – АВС (Activity Based Costing): затраты потребляются функциями (видами деятельности), а функции потребляются продуктами. Учет и контроль денежных потоков ведется в Единой корпоративной автоматизированной системе управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР), возможности которой позволяют вести детальный учет.

Соответственно учету используется функционально-стоимостное бюджетирование – АВВ (Activity-Based Budgeting), которое предусматривает: определение главных функций, и показателей активности (элементов расходов) для каждой из них, исчисление стоимости единицы каждого носителя расходов, а затем определение плановых уровней активности и соответствующих плановых затрат [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ расходов региональной Дирекции инфраструктуры Компании по обычным видам деятельности за 2016-2018 гг. показал, что накладные расходы занимают существенную долю (более 20 %) в общей массе расходов по всем видам деятельности (рис. 4).

Анализ расходов по содержанию аппарата управления бизнес-единицы по годам показал переменную динамику (таблица). Наиболее крупными затратами, помимо оплаты труда административно-управленческих работников, являются командировочные расходы, расходы, предусмотренные коллективным договором и прочие затраты по содержанию аппарата управления. Значительно снизились расходы по содержанию персонала (общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления), расходы по охране труда и производственной санитарии и расходы на подготовку кадров и выплаты, связанные с ней. Вместе с тем, возросли расходы на эксплуатацию автомобилей и прочие общехозяйственные расходы. Снижение сумм расходов на оценочные обязательства по оплате отпусков работников (расходы на содержание аппарата управления) связано с изменением порядка их учета и формированием резервов на эти цели.

Как видим, для эффективного управления накладными расходами важен именно постатейный анализ причин изменений затрат и процент распределения по видам деятельности. При текущем же планировании накладные расходы по видам деятельности учитываются по уровню предыдущего года без учета изменения пропорции распределения и их общей величины. Не учитывается также неравномерное распределение накладных расходов по периодам между видами деятельности.

Важно не только правильно распределять накладные расходы, но и работать над их сокращением, соизмеряя ту ценность, которую они добавляют к цене продукта. Планирование накладных расходов должно быть гибким, а база для их распределения – унифицированной и прозрачной.

Сложившейся порядок планирования и анализа расходов в ОАО «РЖД» в настоящее время производится с учетом распределения накладных расходов отдельно по видам деятельности. Вместе с тем, итоговая сумма накладных расходов по статьям учета отдельно не планируется и сложно поддается анализу. Планирование бюджетных параметров по накладным статьям в разрезе видов деятельности осуществляется от базы предыдущего года без учета изменений условий вновь заключаемых договоров (например, изменений количества или площадей охраняемых объектов), а также без учета изменения структуры прямых расходов, на основании которых происходит распределение расходов, учитываемых на косвенных статьях. Это может привести к завышению или недооценке общей суммы расходов или изменения структуры, искажение реальной картины при планировании прибыли по видам услуг. Более того, выплаты по статьям косвенных расходов или суммы оказанных услуг по договорам общехозяйственного назначения «искусственно» делятся по разным финансовым позициям (по перевозочным и прочим видам деятельности).

arh4.tif

Рис. 4. Структура накладных расходов региональной Дирекции инфраструктуры, %

Динамики накладных расходов по содержанию аппарата управления бизнес-единицы, тыс. руб.

Статьи расходов

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

0758

Затраты по форменной и корпоративной одежде, выданной производственному персоналу (производственные расходы)

16

156

19

0761

Охрана труда и производственная санитария

3 602

2 088

1 717

1 186

0772

Арендные и лизинговые платежи (прочее)

49

1 213

62

55

57

0776

Эксплуатация автомобилей (общепроизводственные расходы)

1 009

1 111

0785

Содержание персонала (общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления)

24 138

15 291

20 184

29 016

0793

Платежи по добровольному страхованию работников (за исключением НПФ) (без расходов по содержанию аппарата управления)

2 863

3 243

3 714

3 617

0798

Подготовка кадров и выплаты, связанные с ней

3 066

3 308

2 490

2 816

3 237

0801

Предварительный осмотр и медицинское освидетельствование работников железнодорожного транспорта (общехозяйственные расходы)

1 313

791

1 357

530

1 415

0811

Расходы, предусмотренные коллективным договором

27 446

21 851

22 520

23 703

18 627

0821

Прочие общехозяйственные затраты

1 733

1 366

2 146

3 561

3 993

0823

Затраты по организации и ведению гражданской обороны

133

0830

Затраты по оплате труда работников аппарата управления

495 000

579 306

563 200

554 367

578 462

0831

Командировки и подъемные персонала аппарата управления

18 885

22 724

25 651

23 599

23 488

0833

Прочие затраты по содержанию аппарата управления

22 241

25 419

26 250

36 615

21 046

0834

Оценочное обязательство по оплате отпусков работников (расходы на содержание аппарата управления)

29 910

1 472

- 578

- 623

2 055

0835

Эксплуатация автомобилей

1 337

0836

Охрана труда (АУР)

1 543

.0838

Платежи по добровольному страхованию работников (за исключением НПФ) (по аппарату управления)

3 613

Итого

630 246

678 073

669 739

679 708

659 158

 

Заключение

Таким образом, распределение накладных расходов для целей ценообразования и расчета себестоимости по видам услуг является очень важным этапом их учета. А вот для планирования общей суммы расходов, контроля исполнения договоров и оплаты по ним такое разделение общей суммы расходов приводит к нежелательным результатам.

Учитывая сложную структуру подразделений, продуктов, клиентов для ОАО «РЖД» целесообразно рассмотреть выделение накладных расходов в отдельный вид бюджета с соответствующим источником финансирования в платежном балансе, учитывая их в бюджетах по видам деятельности одной суммой справочно. Это позволит более эффективно контролировать уровень накладных расходов и повышать рентабельность компании.