Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

SOCIAL UPBRINIGING. HISTORY AND MODERNITY

Klemantovich I.P. 1 Agibalova I.A. 1 Romanova N.S. 1
1 Federal state budgetary educational institution of higher education «Moscow pedagogical state University»
Social education is an integral part of the development and formation of a human as a person, and the result of social education is the individual’s ability to adequately interact with the world. Interest in social education is manifested during global changes in society, as it affects the formation of mechanisms and the transmission of traditions to the younger generation. The article presents a socio-historical analysis of the concept of «social education», the origins of its emergence and formation in Russia. Set out the views and approaches of Russian scientists to the problems of social education in different historical periods. Social education is considered as an integral part of social pedagogy, which played a huge role in its formation as a separate branch of science. Particular attention is paid to the problems of social education in the era of the development of information and communication technologies, the Internet space and, as a result, human cyber socialization. The positive and negative sides of digital education, the importance of maintaining a balance between it and the live communication of the teacher and students are examined. In the end, it is concluded that despite the widespread use in various sciences, the term «social education» still does not have an unambiguous interpretation.
education
pedagogy
social education
social pedagogy
history
cybersocialization

Социальное воспитание является объектом пристального внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Особенно, в наше время, когда современное состояние общества характеризуется дефицитом нравственности, интеллигентности, духовности и воспитанности. Формирование новых жизненных ценностей, ориентация на индивидуальный подход, объективно обуславливают повышение интереса к проблеме социального воспитания.

В современном обществе, делая ставку на индивидуальный подход в развитии, мы часто забываем о том, что человек по сути существо социальное и не может существовать изолированно, вне социума. Общество, ближайшее окружение человека служит основным источником его социализации, в которой особое место отводится социальному воспитанию.

В истории отечественного социального воспитания много поучительных и ярких событий, представляющих интерес для ученых и практиков, которые все чаще обращаются к принципам и сущности социального воспитания.

Целью нашей статьи является анализ «образа» социального воспитания в России, в разные эпохи, истоков его возникновения и становления.

Результаты исследования и их обсуждение

Социальное воспитание зародилось еще в условиях первобытности. В первобытных общинах воспитание инстинктивно носило коллективный характер, община выступала в роли совокупного воспитателя. Все дети воспитывались в духе подчинения личных интересов интересам общины, что соответствовало потребностям жизни древнего человека.

Первые упоминания о характере социального воспитания прослеживаются в трудах древнегреческого философа Платона, который рассматривал воспитание в русле других аспектов жизни и связывал возможность изменения общества с системой коллективного воспитания. Мыслитель также писал о том, что воспитанием должно заниматься государство, а не семья.

У восточных славян процесс воспитания детей (IV по IX в.в.) был неотделим от жизнедеятельности племени и происходил посредством включения детей в различные виды деятельности взрослых (трудовую, хозяйственную, ритуально-обрядовую и т.д.). В то время педагогический смысл несли обычаи, направленные на выработку бережного отношения к природе, результатам труда и почитание старших.

Подростки, которые достигали половой зрелости проходили подготовку, в процессе которой они учились охотиться и изготавливать орудия труда, развивать выносливость, дисциплину, а также приобщались к религиозным обычаям. Подготовка завершалась обрядом инициации, юноши доказывали перед племенем свою социальную и физическую зрелость.

Важные педагогические функции, кроме ритуалов, выполняли предания, песни, легенды, в которых накапливался опыт поколений, а высшим идеалом члена общины считались сила, самообладание, храбрость, трудолюбие и способность защитить родную землю от набегов чужеземных племен.

В VI веке с появлением общин у восточных славян были распространены такие формы воспитания как: кормильство, ремесленное ученичество, кумовство, гридницы и др. А развитие экономических процессов (VIII – IX в.в.) привело к выделению из коллектива – малой семьи, как самостоятельной хозяйственной ячейки. И воспитанием детей начинают заниматься отец и мать. Воспитание из всеобщего, становится семейно-сословным.

После принятия христианства в X веке, функцию воспитания и обучения берёт на себя церковь, выступая главным народным наставником. Киевские князья открывают училища, в которых всех детей (не зависимо от сословий) обучали по одинаковой программе. Основными предметами были письмо, грамматика, риторика, география, церковное пение, звёздознание.

Большую роль в воспитании в тот период играла литература – жития и поучения, которые учили жить соответственно нормам христианской этики. Наиболее известное «Завещание Владимира Мономаха детям». Огромное внимание в воспитании подрастающего поколения киевский князь Владимир отводил развитию таких качеств как инициатива, активность, самодеятельность, трудолюбие, выработка прилежания и учтивости. Он считал образование одним из важнейших средств воспитания детей. Значимое место отводилось воспитательному воздействию на детей личного примера взрослых, приучению их к соблюдению общечеловеческих норм морали, воспитанию нравственности, через совершение добрых поступков по отношению к другим [1].

Огромное влияние на социальное воспитание в XVI веке оказывал «Домострой» – прообраз первой программы воспитания подрастающего поколения, написанный священником Сильвестром, настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля.

Воспитание по «Домострою» направлено на развитие у детей ответственности перед государством, церковью и родителями. Грамотность не является первостепенным условием воспитания и адресовывается духовному сословию и людям чиновным. Наивысшая цель воспитания – духовная мудрость. А методы воспитания – наказания (включая физические) и методы подавления воли [2].

XVIII столетие считается периодом преобразования педагогических традиций в России. Назрела необходимость светского, государственного регулирования обучения и воспитания.

Реформы Петра I в области просвещения имели важное значение для развития этих процессов. Благодаря им появились государственные учебно-воспитательные, профессиональные учреждения, осуществляющие общее образование и профессиональную подготовку: Петербургская учительская семинария, Академия наук, женские светские учебные заведения. В губерниях открывались государственные начальные школы, обучающие детей 10–15 лет.

В период правления Петра I были созданы и напечатаны правила поведения «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», которые упреждались букварем, нравоучениями и включали правила поведения в различных ситуациях и нормы этикета [3, с. 55-61]. В церковном образовании была организована сеть духовных семинарий и архиерейских школ.

Один из великих деятелей просвещения петровской эпохи М.В. Ломоносов сделал огромный вклад в развитие социального воспитания в России. Ученый определил воспитание основным фактором развития личности: «... Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются» [4, т. 7, с. 121]. Также он предупреждал, что ошибки в воспитании, могут привести «на неправый путь юношество, приступающее к наукам, в нежных умах вкореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или и вовсе невозможно» [4, т. 7, с. 582].

Как сторонник индивидуального подхода, Ломоносов рекомендовал воспитывать детей с учетом их склонностей и способностей. Формирование в индивидууме высокой нравственности, трудолюбие, любви к наукам, знаниям являлось основной целью воспитания. М.В. Ломоносов стал основоположником педагогической этики, указывал на пример взрослого в процессе воспитания, уделял большое внимание справедливому отношению к ученикам, помощи и поощрению талантливых (способных) детей. И говорил о необходимости согласованности действий всех участников образовательного процесса [5].

Екатерина II во время своего правления пыталась утвердить систему сословного воспитания, открыв в Москве воспитательные дома, в которых давалось минимальное образование и владение ремеслом. Таким воспитанием Екатерина хотела создать третье сословие «образованных людей, способных служить отечеству».

Определение педагогике как науке о воспитании, среди русских ученых первым дал Н.И. Новиков, современник Екатерины II. Он настаивал на общественном воспитании, говорил о том, что ребенок должен иметь элементарные права, и, прежде всего, право на свободу [6, с. 98].

Во время правления Екатерины II православные идеалы воспитания стали составной частью идеалов формирования добродетельного гражданина. На первое место были выдвинуты задачи развития разума, а не образование сердца, обязательность безусловного следования православно-религиозной традиции была нарушена. Но возросшее внимание к внутреннему миру человека не привело к утверждению идеалов независимой личности. [7, 8].

В XIX веке императрица Мария Федоровна расширяет сеть сиротских домов и училищ, основывает новые заведения: училища благородных девиц, военно-сиротские воспитательные дома, опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей, училища для солдатских дочерей, благотворительные больницы, повивальный институт, вдовьи дома.

В начале XX века появляются педагогические труды таких величайших педагогов как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский и др. Их педагогическая деятельность направлена на отмену сословных ограничений в образовании, создание собственных педагогических традиций и авторитета отечественной школы. В своих работах они обращались и к проблеме социального воспитания.

Так, учение К.Д. Ушинского, основанное на принципе народности, было связано с формированием в процессе воспитания гармонично развитой личности ребенка. Главной целью воспитания Ушинский считал развитие потребности и любви к труду. Для ее достижения необходимы качества, которые можно воспитать в индивидууме посредством внутренней духовной силы личного труда, который необходим и для тела человека, и для его души.

Впервые в России ученый С.Т. Шацкий создал детский клуб и летнюю колонию для детей и подростков, решающих ряд социально – педагогических проблем детства. В них детей спасали от дурного влияния улицы прививая привычку трудиться. Основой социальной педагогики по Шацкому являлись самообслуживание, самоуправление и постоянное занятие трудом. [7, с. 22-24].

В этот период в России создается институт детского суда, цель которого защита, социально-педагогическая помощь и охрана детства, координация действий других институтов социализации детей. Ученые и практики занимаются разработкой системы воспитательно-исправительных учреждений для беспризорных и нищих несовершеннолетних детей. Создаются специализированные центры на средства благотворительных организаций, которые оказывают помощь «малолетним преступникам».

Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом в развитии идей социального воспитания. Возникло множество направлений, открывающих новые перспективы в рассмотрении и решении проблем социальной защиты и помощи российским детям.

В 20-е годы появилось понятие «социальное воспитание», использовавшееся в сокращенном виде – «соцвос». Соцвосами называли государственные органы социально-правовой охраны детства, управления детскими и школьными учреждениями и др.

Второе значение термина «социальное воспитание» употреблялось для описания общественного воспитания. Единого толкования исследуемого понятия в то время не было.

Однако вскоре «социальное воспитание» приобретает классовый характер и связывается с происхождением человека. Под социальным воспитанием начинает подразумеваться воспитание социалистической личности, моральные, этические ценности заменяются коммунистической моралью [9, 10].

А постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», борьба с рефлексологическими, культурно-историческими, биогенетическими и социогенетическими концепциями развития и формирования личности надолго «закрыла» в советской педагогике исследование социальных факторов, влияющих на процесс воспитания личности [11, c. 191]. На смену социальному воспитанию пришел термин «коммунистическое воспитание». Социальное воспитание фактически прекратило свое существование [12, c. 102-103].

В 50 – 60 годах осуществлялась научная разработка важнейших проблем воспитания, центральное место среди них занимали проблемы нравственного, патриотического и интернационального воспитания. Встали проблемы социально-педагогической защищенности детей и подростков, для решения которых организуется работа с детьми вне школы: открываются спортивные секции, кружки разной направленности, агитбригады, концертные группы, пионерские лагеря и т.д. Не обучающиеся несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста устраиваются на работу [6].

Развиваются школы-интернаты, призванные помочь в воспитании детей, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье или лишившихся попечения родителей [7]. Для позитивной социализации детей организуются внешкольные формы воспитательной работы – трудовые объединения, детское техническое творчество, станции юных натуралистов и др. Они занимаются эстетическим и физическим воспитанием, организацией досуга, профилактикой безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

В 70-х годах возрождается интерес к социальному воспитанию, связанный с актуализацией проблем развития социально-педагогических функций школы, социальной адаптации и социализации. В работах В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, М.М. Плоткина и других ученых наряду с исследованиями общего характера накапливаются знания о конкретных составляющих социального воспитания.

Разрабатывается концепция детского коллектива, основы которой заложил педагог А.С. Макаренко. Согласно этой концепции детский коллектив – явление социально-педагогическое, связанное с приобщением детей к культуре, формированием высокой нравственности, развитием творческой индивидуальности личности [6].

К началу 80-х годов проявилась проблема социального сиротства. Увеличилось количество воспитанников интернатских учреждений – социальных сирот и детей, чьи родители решением суда были лишены родительских прав. Для решения этой проблемы открываются специальные школы и ПТУ для несовершеннолетних, основная задача которых заключается в социальной реабилитации и адаптации детей и подростков [6].

Попытка научно-методического анализа практики социального воспитания, послужила основанием для возрождения понятия «педагогика среды», появления термина «среда коллектива» и рождения социальной педагогики, как новой отрасли научных знаний.

В конце 80-х годов образовались различные научные школы, разрабатывающие теории и концепции воспитания. Ученые Л.А. Бондаревская, О.С. Газман, Л.И. Новикова и другие, привносят новый смысл в понимание воспитания, целью которого становится всестороннее развитие личности. Задачи воспитания: формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке, приобщение детей к системе ценностей, уважение к правилам, нормам, воспитание положительного отношения к труду. Коммунистическая идеология рушится, распускаются пионерская и комсомольская организации. Школа переименовывается в «образовательное учреждение», а внешкольные учреждения, которые выполняли функцию коммунистического воспитания детей, в «учреждения дополнительного образования». За школами закрепляются функции обучения детей, а воспитание полностью переносится на семью.

В конце XX века социальное воспитание отражало социально-экономическую ситуацию и обострившиеся в обществе проблемы, такие как рост асоциальных явлений, падение уровня жизни населения, невысокий образовательный и культурный уровень взрослых и др.

В России появляется потребность в специалисте, занимающимся проблемами социальной помощи и поддержки детства. И в 1991 году вводится институт социальной педагогики. В системе профессионального образования утверждается новая специальность «социальная педагогика», а в штатное расписание образовательных учреждений вводится должность «социальный педагог». Открытие нового социального института дает огромный импульс для теоретических, методологических, научно-практических исследований в сфере деятельности новых кадров и в их подготовке [12, 13].

Научная школа члена-корреспондента Российской академии образования Анатолия Викторовича Мудрика «Социализация и воспитание» сыграла огромную роль в появлении и становлении социальной педагогики как отдельного направления в науке. Оно сформировалось на базе различных исследований воспитания обучающихся. На основе полученных данных Мудрик А.В. создал концепции социализации и социального воспитания, разработал программы по ряду курсов в области социальной педагогики и социального воспитания [14].

Россия возвращается в мировое образовательное пространство после 70-летнего перерыва. Издается переводная литература, изучается зарубежный опыт [6, 12, 15]. Организовываются профессиональные сообщества социальных педагогов, набирает силу волонтерское движение, которое оказывает помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная педагогика выстраивает свои теоретические концепции, создаются модели конкретной педагогической деятельности с использованием различных образовательных технологий. Так, доктором педагогических наук И.П. Клемантович была разработана модель аксиологического развития личности, ее социализация в условиях развивающего направления в социальной педагогике. Модель аксиологического развития личности предполагает использование поэтапной организации процесса социализации на основе выбора способов решения важных задач – структурно-логические или проблемные технологии. В ней могут использоваться игровые технологии, дополняемые диалоговыми технологиями, создающими коммуникативную среду и расширяющими пространство сотрудничества в процессе социализации [16, 17].

Таким образом, в 90-х годах социальная педагогика окончательно сформировалась не только как теоретическая и практическая область, но и как профессиональная сфера, ориентированная на подготовку квалифицированных кадров, стоящих на защите интересов детства.

В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности. Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность. Социальное воспитание направлено своевременное выявление, индивидуальный подход и эффективное решение проблем, возникающих у человека в обществе и профилактику асоциальных проявлений личности.

В современном мире, в век высоких технологий, социальное воспитание рассматривается в контексте киберсоциализации, являющейся мощным социализирующим вектором формирования смысложизненных ориентаций и современной социально активной жизненной позицией человека. В процессе киберсоциализации формируются навыки взаимодействия с социальной средой интернет-пространства, происходит становление социальных идеалов [18, 19].

Сейчас на всех уровнях системы образования широко используются информационно-коммуникативные технологии, также называющиеся «цифровым обучением». Переход к цифровому образованию является реальностью наших дней. Система цифрового образования поможет детям в будущем лучше ориентироваться в информационном мире. Так как цифровое обучение подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства будет сам стремиться к знаниям. Цифровое образование избавит человека от горы бумаг и книг, а планшет заменит рабочие тетради. Родителям не придется тратить деньги на канцелярию. Так как в цифровой системе работа педагога подразумевает лишь помощь, он задает направление, по которому развиваются ученики – работа учителей упростится.

Однако, в цифровом обучении речь о воспитании не идет совсем, хотя воспитание и обучение являются основными составляющими образования. Воспитание в контексте образования предполагает «социальную ситуацию развития», общение и межличностное взаимодействие участников образовательного процесса, переживание и проживание ими ситуаций нравственного выбора, на основе знания принятых в обществе моральных норм. Источником таких отношений, носителем морали и нравственности может быть только человек.

Принцип индивидуализации, оставление обучающегося наедине с компьютером, ещё больше усилит отрыв обучения от воспитания. В школе ребенок получает не только знания, но и учится взаимодействовать с обществом, обретает друзей. Информационная система значительно снизит уровень социализации. Существует и другая опасность: свёртывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, что приведет к индивидуализму и одиночеству. Важно найти баланс между использованием возможностей компьютера и живым общением педагога и обучающихся [20].

Классическое социальное воспитание и воспитание в контексте киберсоциализации взаимосвязаны, могут успешно дополнять и даже подменять друг друга, при определённых условиях (инвалидность или период болезни человека, проживание в отдаленном регионе и др.) обеспечивая комплексное воспитание. Но они неравнозначны и не должны рассматриваться как полноценные альтернативы друг другу [18, 19].

Выводы

Подводя итог, отметим, что проблемы социального воспитания особенно обостряются в период переломных моментов и глобальных перемен в обществе. И сегодня, когда каждый день делаются новые открытия, меняющие жизнь человека, проблемы социального воспитания начинают волновать не только исследователей, но и политиков и родителей.

Также все вышесказанное позволяет сделать вывод, что несмотря на широкое и повсеместное использование, термин «социальное воспитание» до сих пор не имеет общепринятого значения. Однако именно благодаря социальному воспитанию человек усваивает общепринятые нормы (культурные, нравственные) и правила поведения, которые позволяют ему успешно реализовываться и функционировать в социуме.

Миссией социального воспитания является передача социального опыта от старших к младшим, создание условий для полноценной самореализации, саморазвития человека и преодоление социальной дезадаптации.