При внедрении приоритетного государственного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» одним из предполагаемых результатов является равномерное распределение функционала между врачами и средним медперсоналом в процессе оказания помощи.
Современные виды моделей оказания ПМСП диктуют необходимость перемен, переход с исторической модели, где в оказании помощи лидирующие позиции занимает врач, на модель, где врач и медсестра равнозначные составляющие команды.
Мультидисциплинарная команда – это группа врачебного и сестринского персонала, которые нацелены на совместное и согласованное решение общей задачи. Медицинские сестры являются равнозначными составляющими команды, обеспечивая оказание своей части услуг и, дополняя помощь, оказываемую врачами и другими медицинскими работниками [1].
В Федеральной программе развития здравоохранения на 2016-2020 гг. особе место занимает развитие профилактической работы с привлечением работников со средним и высшим сестринским образованием в системе первичной медико-санитарной помощи, усиление бакалаврами сестринского дела патронажной и реабилитационной служб, совершенствование и расширение стационар-замещающих технологий и т.д.
Эффективное использование кадров среднего звена приводит к повышению качества и доступности медицинской помощи, что находит подтверждение на практике в нашей стране.
На сегодняшний день сестринский персонал активно участвует в проведении терапевтического обучения пациентов, организации новых форм сестринской работы, внедрению технологий бережливого производства [2].
Специалисты с высшим сестринским образованием имея исследовательские навыки, проводят анализ эффективности обучения, достигнутых результатов, а также могут на основе этих данных разрабатывать меры по оптимизации различных процессов [3–5].
Современные технологии лечения и диагностики экспертного уровня в «Клиническом диагностическом центре» предъявляют жесткие требования к качеству и уровню профессиональных компетенций среднего медперсонала, их психологическим качествам, необходимым для продуктивного врачебно-сестринского взаимодействия.
Материалы и методы исследования
В ГБУЗ Нижегородской области «Клинический диагностический центр» (ГБУЗ НО «КДЦ») проведено изучение места и роли специалиста среднего звена в диагностическом процессе методом анкетирования. Анкета разработана главной медицинской сестрой центра Пырьевой Е.В. (студентка 1 курса магистратуры ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России).
В исследовании участвовало 94 медицинских сестер и 79 врачей. В возрастной структуре среднего медперсонала 49 % составляют лица до 45 лет, 46-55 лет – 32 %. Около 70 % имеют квалификационную категорию [6].
Результаты исследования и их обсуждение
По характеру взаимодействия врачебного и сестринского персонала в диагностическом центре можно выделить три модели: член врачебно-сестринской бригады, самостоятельный специалист и полифункциональный (универсальный) специалист (рис. 1).
В ходе анкетирования установлено, что половина среднего медперсонала считают себя членом лечебно-диагностической бригады (рис. 2). При детальном анализе оказалось, что это медицинские сестры консультативного приема, операционные медсестры, анестезисты. Они обладают высоким уровнем знаний по своей специальности, а также знают последовательность выполнения этапов процедур. Врач доверяет им ведение документации, исключив потери времени на заполнение документации. Медсестры работают в тесном тандеме с врачом и являются полноправными членами врачебно-сестринской бригады.
Рис. 1. Модели взаимодействия врачебного и сестринского взаимодействия, реализованные в ГБУЗ НО «КДЦ»
Позиционируют себя как самостоятельные специалисты 21,3 % опрошенных – это лаборанты, медсестры функциональной диагностики, рентгенлаборанты, что связано с характером выполняемой работы. Они самостоятельно проводят исследования с момента подготовки пациента до передачи материалов исследования врачу для заключения.
Медицинские сестры стационара являются полифункциональными специалистами. Они сочетают в себе функции палатной, процедурной и перевязочной медсестры. Ее роль – это ведение пациентов (до 11 человек) от момента поступления и до момента выписки. При таком взаимодействии пациент больше доверяет персоналу и сохраняет приверженность лечению.
Сестринский персонал манипуляционных и процедурных кабинетов выбрали роль исполнителя врачебных назначений – 24,5 % исследуемых.
Отнесли себя к группе вспомогательного персонала 4,2 % респондентов из числа сестер с небольшим стажем работы, что объясняется неуверенностью в своей компетентности.
При анкетировании врачей установлено, что 97,5 % определяют роль медицинской сестры, как самостоятельной единицы.
Врачи отмечают, что медсестры обладают достаточной информацией для выполнения диагностических процедур и большей автономией, что сказывается на качестве оказания медицинской помощи.
Доктора высоко оценивают работу медицинских сестер на приеме и при проведении исследования – 77,2 из 100,0 опрошенных выбрали данный ответ. Психологическую подготовку пациента, снятие его эмоциональной напряженности отмечают 73,4, а 64,5 из 100,0 респондентов считают важным тактичность и высокий уровень теоретической подготовки по специальности. Неукоснительное выполнение требований санитарного законодательства при проведении процедур, внимательность и сосредоточенность указали 67,0 из 100,0 докторов.
Необходимо отметить, что около 69,6 из 100,0 респондентов не выявили недостатков в работе среднего персонала. Однако, невнимательность выделили 20,3 из 100,0 опрошенных, неаккуратность – 13,9, безынициативность – 12,6 [6].
Опрошенные указали на необходимость перемен в работе сестринского персонала (рис. 3).
Уровень заработной платы должен соотноситься с экспертным уровнем оказания помощи, что обозначили 89,4 из 100,0 сестринского персонала и 6,3 врачебного. Убрать из функционала медсестер функции, которые могут выполнять администраторы и иной персонал, отметили 19,0 из 100,0 анкетируемых в обеих группах. Выявлена потребность в обмене опытом на различных профессиональных конференциях у 22,3 из 100,0 медицинских сестер, причем не только перенимать опыт других, но и делиться своим.
Важность непрерывного профессионального развития медицинских сестер при современном темпе развития диагностики отметили и врачи, и сестринский персонал.
На необходимость актуализации, систематизации базовых знаний по специальности указали 26,6 респондентов среднего медперсонала и 59,4 из 100,0 врачей, по эпидбезопасности 12,7 и 16,4, по информационным технологиям 22,3 и 6,3 соответственно.
Врачи хорошо понимают, что для качественной коммуникации с пациентом, важна не только теоретическая, но и практическая подготовка по психологии межличностного взаимодействия, что отмечают 45,6 из 100,0 опрошенных, сами медсестры не так выделяют эту потребность (20,2).
Рис. 2. Роль медицинских сестер в диагностическом процессе, по их мнению ( %)
Рис. 3. Изменения, которые необходимы в работе сестринского персонала, по мнению врачей и медсестер (на 100,0 опрошенных)
Рис. 4. Методика разработки СОП в ГБУЗ НО «КДЦ»
В современных условиях, помимо доступности медицинской помощи, много внимания уделяется ее качеству и безопасности. Для обеспечения этих параметров необходима стандартизация сестринской деятельности, что особенно актуально в условиях кадрового дефицита. Она находит свое отражение в разработке и внедрении стандартных операционных процедур (СОП).
Старшие и рядовые сестры Клинического диагностического центра для обеспечения преемственности в работе, обучения новых сотрудников, производственного контроля видят необходимость в стандартизации сестринской деятельности, но с учетом особенностей экспертного уровня оказания помощи, необходимость в получении информации по правилам разработки и оформления СОП отметили 48,9 из 100,0 анкетируемых медсестер.
В связи с этим была выбрана методика разработки стандартных операционных процедур (СОП) с участием медицинского работника среднего звена (рис. 4).
После предварительного обучения каждая медицинская сестра разработала СОП по организации и выполнению манипуляций на своем рабочем месте. После уточнения особенностей и учета всех необходимых компонентов в структуре СОП, проходит согласование на уровне заместителя главного врача по лечебной работе и утверждение главным врачом ГБУЗ НО «КДЦ».
Таким образом, признание врачами сестринского персонала как полноправного члена команды, выполняющего значимую роль в лечебно-диагностическом процессе в рамках своих компетенций, ведет к повышению авторитета и ценности своей работы у медицинских сестер.
Осознание своей значимости, постоянное совершенствование своего труда, непрерывное обучение медсестер обеспечивает преемственность внутри команды, повышает результативность работы врачебно-сестринской бригады.
Результативное взаимодействие всех членов команды, объединенных решением одной задачи на совместно согласованных принципах, позволяет оказывать качественную и доступную медицинскую помощь.
Выводы
1. В работе диагностического центра выделяют три модели взаимодействия врачебного и сестринского персонала, что обусловлено характером выполняемой работы.
2. Позиционируют себя равноправным членом лечебно-диагностической бригады 73,4 % медсестер. Из них определяют себя самостоятельными специалистами 21,3 % медицинских сестер, «правой рукой врача» – 50,0 %, в роли исполнителя врачебных назначений – 24,5 % исследуемых.
3. Врачи диагностического центра определяют роль медицинской сестры, как самостоятельной единицы в 97,5 % случаев. Для них важным является выполнение сестринским персоналом обязанностей в рамках своей компетенции на приеме и обследовании, а кроме того, создание благоприятного психологического настроя у пациента и соблюдение санэпидрежима.
4. Респонденты обеих групп отметили необходимость изменений в работе сестринского звена: увеличение заработной платы, удаление функций администраторов и регистраторов, непрерывное обучение в ходе профессиональной деятельности, в том числе по психологии.
5. В рамках работы по повышении качества и безопасности медицинской помощи, в том числе сестринской, в ГБУЗ НО «КДЦ» разработана методика создания стандартных операционных процедур с участием каждого работника среднего звена.
6. Обеспечение качественной и доступной медицинской помощи возможно при эффективном взаимодействии всех членов мультидисциплинарной команды.