Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВОПРОСАХ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ И ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

Госс Л.Р. 1 Кунакбаева Т.В. 1 Курбатова С.П. 1 Уточкин Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера»
Целью работы было оценить уровень осведомленности учащихся 10 и 11 классов в вопросах анатомии и физиологии репродуктивной системы и заболевания, передающиеся половым путем. Авторами было проведено анонимное анкетирование учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Пермского края. В опросе участвовало 194 ученика: 52 юноши (26,8%) и 142 девушки (73,2%). Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 23. В ходе исследования был проведен корреляционный анализ уровня знаний школьников анатомии и физиологии женской и мужской половой системы. При статистическом анализе было выявлено, что юноши, также, как и девушки, одинаково осведомлены в данном вопросе. Однако девушки в более раннем возрасте ознакомились с анатомо-физиологическими терминами женской репродуктивной системы (p<0,05). Касаемо осведомленности о заболеваниях, передающихся половым путем, ученики показали одинаковый уровень знаний (p>0,05). В результате полученных данных было выявлено, что школьники имеют низкий уровень знаний анатомии и физиологии репродуктивной системы, а также смежных тем. Необходимо расширить кругозор учеников по данной теме, путем введения дополнительных занятий в доступной форме.
репродуктивное здоровье
школьники
заболевания
передающиеся половым путем
личная гигиена
статистический анализ
1. Ларичева Е.Г., Саламатова Т.В., Мещеряков В.В. Инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: эффективность реализации и гендерные особенности // Профилактическая медицина. 2020. № 23(1). С. 43-50.
2. Филькина О.М., Воробьева Е.А., Малышкина А.И. Информированность подростков о репродуктивном здоровье // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2019. Т. 15, № 3. С. 5-10.
3. Баряева О.Е., Флоренсов В.В. Половое воспитание девушек-подростков в современных условиях: медико-социальные аспекты // Вестник БГУ. Медицина и фармация. 2015. № 12. С. 189-193.
4. Ляшенко Е.В., Зубова Д.А., Николаева Л.А. Осведомленность подростков о профилактике заболеваний, передающихся половым путем // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. 2023. № 2. С. 18-19.
5. Хрянин А.А., Шпикс Т.А., Русских М.В. Сравнительный анализ полового поведения и оценка информированности об ИППП и ВИЧ-инфекции среди молодых людей двух поколений // Вестник дерматологии и венерологии. 2022. № 98(6). С. 81-84.

В последние десятилетия школьники все чаще стали задаваться вопросом о репродуктивном здоровье и его анатомо-физиологических аспектах. К сожалению, в современном обществе данной проблеме уделяется мало внимания, в связи с чем каждый год уменьшается возраст вступления в половую жизнь, наступления беременности и идет тенденция к увеличению числа заболеваний, передающихся половым путем, абортов, нежелательных беременностей и последствий, связанных с этим. Подростки узнают о репродуктивном здоровье в школе, изучая анатомию и физиологию половой системы на уроках биологии. Для старшеклассников важно знать и понимать, как функционирует наш организм в плане деторождения, изучать научную литературу по данной теме, обсуждать с родителями и сверстниками. Но с современном социуме существует ограниченное количество специальных курсов по теме, в школах подобные вопросы не изучаются или же им уделяется малое количество времени. Таким образом, следует изучить уровень знаний школьников старших классов в вопросе репродуктивного воспитания [1].

Цель работы: оценить уровень осведомленности учащихся 10 и 11 классов в вопросах анатомии и физиологии репродуктивной системы и заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП).

Материалы и методы исследования

В рамках нашего исследования было проведено анонимное анкетирование среди учащихся старших классов лицея Национального исследовательского университета Высшей школы экономики и других образовательных учреждений Пермского края. В опросе участвовало 194 ученика, которые были разделены на две группы по гендерному признаку: 1 группа – 52 юноши (26,8%), 2 группа –142 девушки (73,2%). В анкете было представлено несколько вопросов, касающихся анатомо-физиологических аспектов репродуктивного здоровья, а также вопросы личной гигиены и ЗППП, ответив на которые можно проследить уровень знаний школьников по этим темам [2].

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 23. Сравнение процентных долей при анализе четырехпольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (при значениях ожидаемого явления более 10), точного критерия Фишера (при значениях ожидаемого явления менее 10), коэффициента корреляции Пирсона. Систематизация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016 и в текстовом редакторе Microsoft Word, 2016.

Результаты исследования и их обсуждение

В первой части статистического анализа будут рассмотрены вопросы ознакомленности старшеклассников с анатомией и физиологией мужской и женской половых систем, и сделаны соответствующие выводы.

В результате корреляционного анализа по методу Пирсона было выявлено, что уровень изучения старшеклассниками половой системы в школе среди девушек и юношей имеет слабую отрицательную связь (r = -0,017). Это говорит об отсутствии зависимости между уровнем изучения репродуктивной системы и гендерным признаком. Различия между юношами и девушками в конкретном вопросе отсутствуют (p > 0,05), следовательно, уровень знаний в данном вопросе у них одинаков. Так, 19,23% юношей и 19,7% девушек не изучали тему анатомии половой системы; 71,1% юношей и 70,4% девушек – изучали; и было дано на самостоятельное изучение лишь 9,6% и 9,9% ученикам соответственно (табл. 1).

Ознакомленность с анатомическими понятиями женской половой системы («матка», «яичники», «влагалище», «малые и большие половые губы», «клитор») у девушек и юношей одинакова (p>0,05), корреляционная связь слабая, обратная (r = -0,073), что говорит об отсутствии взаимосвязи между полом и знанием анатомии женской половой системы (табл. 2). Иная ситуация обстоит с знаниями о понятиях, используемых при изучении анатомии мужской половой системой («яички», «половой член», «предстательная железа», «семенной канатик»). Юноши более осведомлены в данном вопросе, чем девушки (71,1% против 50%) (табл. 3). Исходя из статистического анализа, можно сказать, что ученики разного пола неодинаково знакомы с анатомией мужской половой системы (p<0,05), корреляционный анализ говорит о средней положительной связи (r=0,413), что доказывает зависимость знаний мужской половой системы от пола старшеклассников.

Средний возраст, в котором старшеклассники узнавали о таких физиологических понятиях как «менструация» и «семяизвержение», составил среди девушек 11 лет и 12 лет соответственно, среди юношей – 12 лет для каждого понятия (рис. 1, 2). Корреляционных анализ показал, что возраст, в котором ученики узнали о термине «менструация», у юношей и девушек различен (p<0,05), по характеру корреляционная связь прямая, средняя (r=0,386).

Таблица 1

Изучение анатомии женской и мужской половой системы в школе

Количество

Изучение анатомии женской и мужской половой системы в школе

не изучали

да, подробно

было дано на самостоятельное изучение

Всего

Пол респондента:

мужской

10

37

5

52

женский

28

100

14

142

Всего

38

137

19

194

Таблица 2

Осведомленность об анатомических понятиях женской половой системы

Количество

Осведомленность о понятиях («матка», «яичники», «влагалище», «малые и большие половые губы», «клитор»)

Всего

ни одно из понятий не знакомо

да, все понятия

да, но не все понятия

Пол респондента:

мужской

0

43

9

52

женский

2

122

18

142

Всего

2

165

27

194

Таблица 3

Осведомленность респондентов об анатомических понятиях мужской половой системы

Количество

Осведомленность о понятиях («яички», «половой член», «предстательная железа», «семенной канатик»)

Всего

ни одно из понятий не знакомо

да, все понятия

да, но не все понятия

Пол респондента:

мужской

0

37

15

52

женский

3

71

68

142

Всего

3

108

83

194

missing image file

Рис. 1. Диаграмма распределения по возрасту респондентов, согласно получения первой информации о понятии «менструации»

missing image file

Рис. 2. Диаграмма распределения по возрасту респондентов, согласно получения первой информации о понятии «семяизвержение»

Ознакомленность с понятием «семяизвержение» у учеников разных полов одинакова (p>0,05), корреляционная связь слабая, обратная по характеру (r = -0,03). Таким образом, девушки в более раннем возрасте знакомятся с понятием «менструация», нежели юноши; а о термине «семяизвержение» узнают в одном и том же возрасте [3].

Таким образом, в образовательных организациях следует должным образом относиться к изучению репродуктивной системы, как среди девушек, так и среди юношей. Подробно изучать как анатомию, так и физиологию половой системы, чтобы подростки были грамотными в данном вопросе, а также для снижения риска неблагоприятных последствий в юном возрасте.

Вторая часть статистического анализа посвящена вопросам, связанным с личной гигиеной и осведомленности респондентов о ЗППП.

В ходе опроса было выявлено, что личная гигиена половых органов соблюдается старшеклассниками ежедневно (80,7% юношами и 85,9% девушками) или же через день (19,3% юношами и 12,7% девушками) и лишь 1 девушка соблюдает личную гигиену раз в неделю, и 1 – не соблюдает (по 0,7% соответственно) (табл. 4).

Ответив на вопрос, касающийся расшифровки аббревиатуры: ЗППП, ученики разных полов показали одинаковый уровень знаний. Так, 65,5% девушек и 61,5% юношей знают расшифровку, отметив соответствующий вариант ответа («заболевания, передающиеся половым путем»). И лишь 34,5% девушек и 38,5% юношей не знают данного термина.

Средний возраст, в котором старшеклассники узнавали о ЗППП, составил среди девушек 13 лет, так же, как и среди юношей (рис.3). Статистический анализ показал, что возраст, в котором ученики узнали о ЗППП, у юношей и девушек не отличается (p > 0,05), характеристика корреляции следующая: связь обратная, слабая (r = –0,042). Ознакомленность с понятием ЗППП у подростков обоих полов происходит в одном и том же возрасте.

Предложив ученикам выбрать из представленных заболеваний те, которые относятся к ЗППП, было выявлено, что 69,2% юношей и 74% девушек отметили 3 и более верных ответа.

Таблица 4

Соблюдение личной гигиены

Количество

Соблюдение личной гигиены половых органов

не соблюдаю

да, ежедневно

да, через день

да, раз в неделю

Всего

Пол респондента:

мужской

0

42

10

0

52

женский

1

122

18

1

142

Всего

1

164

27

1

194

Таблица 5

Заболевания, относящиеся к ЗППП

Количество

Заболевания, относящиеся к ЗППП

Всего

не назвал все правильно

назвал правильно

Пол респондента:

мужской

16

36

52

женский

37

105

142

Всего

53

141

194

missing image file

Рис. 3. Диаграмма распределения по возрасту респондентов, согласно получения первой информации о понятии «ЗППП»

Остальные – 30,8% и 26% соответственно – выбирали неправильные ответы или же менее 3 верных (табл. 5). Проведя статистический анализ, авторами статьи сделали вывод, что нет гендерных различий между старшеклассниками в данном вопросе (p > 0,05). Корреляционный анализ показал слабую, прямую связь по характеристике (r = 0,047), что говорит об отсутствии взаимосвязи между полом и знанием понятия «ЗППП».

Таблица 6

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как уберечь себя от ЗППП?»

Количество

Как уберечь себя от ЗППП

Всего

ответил не правильно

ответил правильно

Пол респондента:

мужской

8

44

52

женский

8

134

142

Всего

16

178

194

Старшеклассники, дав развернутый ответ на вопрос: «как уберечь себя от ЗППП?», в 84,6% (юноши) и 94,4% (девушки) случаев ответили верно. Среди ответов было использование разных способов контрацепции, заинтересованность в здоровье партнера и другие. 15,4% ученика мужского пола и 5,6% – женского, дали неверные варианты ответа (табл. 6). таким образом, девушки более осведомлены в данном вопросе, нежели юноши.

Авторы узнали у респондентов и о действиях, которые они предпримут при заражении ЗППП [4, 5]. Большинство старшеклассников обратятся к специалисту, это 56% юношей и 44,7% девушек, или же расскажут родителям: 41,3% юношей и 43,9% девушек. 2,2% старшеклассника мужского пола и 3,1% – женского сохранят в тайне. С друзьями поделятся только девушки – 8,3%.

Заключение

Проанализировав полученные данные, можно сделать общие заключение, касающиеся знаний школьников старшего звена в анатомо-физиологических аспектах репродуктивной системы и заболеваний, передающихся половым путем. Знания, полученные на уроках в школах, недостаточны для полного усвоения материала по теме анатомия и физиология половой системы и ЗППП. Необходимо более качественно и должным образом преподносить материал, делать в виде схем, рисунков, таблиц, создавать буклеты, информационные стенды, социальные ролики, благодаря которым тема будет усваиваться гораздо лучше. Введение дополнительных курсов в образовательных учреждениях повысит осведомленность школьников в данном вопросе. Выяснив, что большинство учеников узнали о различных физиологических понятиях и о ЗППП в раннем возрасте (11-13 лет), необходимо именно с этого возраста обсуждать данную тему в школах, со специалистами и дома с родителями. Вопрос личной гигиены также необходимо затрагивать на уроках и дома, делать интересные доклады и в доступной форме объяснять о важности данного аспекта гигиены.


Библиографическая ссылка

Госс Л.Р., Кунакбаева Т.В., Курбатова С.П., Уточкин Ю.А. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВОПРОСАХ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ И ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ // European Journal of Natural History. – 2024. – № 3. – С. 26-31;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34390 (дата обращения: 30.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674