Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА»

Бажакин А.А. 1 Федотова Ю.Ю. 1 Гуремина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
Исследование посвящено разработке проекта психологической практики, способствующей преодолению трудностей обучения, вхождению в контекст будущей морской профессии и направленной на повышение профессиональной мотивации у девушек-курсантов морского вуза как фактора успешности в выбранной профессии. Проведен теоретический анализ состояния проблемы формирования профессиональной мотивации, рассмотрены профессионально важные качества специалистов морской отрасли. В исследовании приняли участие 24 девушки-курсанта в возрасте первого и пятого курсов от 18 до 22 лет. В рамках исследования сформирована целевая аудитория, разработан проектный инструментарий практики, включающий в себя интеллект-карту понятия, эскиз персоны, план-график консультационных встреч. Проведено анкетирование и выявлены мотивы выбора профессии у девушек, выбравших морскую профессию, проанализирована структура мотивов выбора профессии, выявлены организационно-управленческие условия для реализации психологической практики. В качестве инструментов психодиагностики были выбраны анкетирование и психодиагностический метод. Показаны качественные изменения в структуре профессиональных мотивов у курсантов-девушек разных курсов обучения. Полученные данные могут стать предметом дальнейших исследований в этой области для внедрения программы адаптации и психологического сопровождения курсантов-девушек в контексте реализации программы безопасности мореплавания.
мотивационно-потребностная сфера личности
мотивы выбора профессии
морское образование
девушки-курсанты
1. STCW Convention and STCW CODE (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers Including 2010 Manila Amendments) [Электронный ресурс]. URL: https://deckofficer.ru/titul/resolutions/item/imo-stcw-convention-and-stcw-code (дата обращения: 10.05.2023).
2. Стенько Ю.М. Психогигиена моряка. Л.: Медицина, 1981. 176 с.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2017. 511 с.
4. Данченко С.А. Профессиональная направленность моряков: учебное пособие. Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2015. 56 с.
5. Гнездилова Л.Б., Гнездилова М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2017. № 2. С. 4-11.
6. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации/ Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. 2016. № 2. С. 3-18.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. URL: https://bookap.info/book/ilin_motivatsiya_i_motivy/ (дата обращения: 20.01.2023).

Обучение курсантов плавательных специальностей на базе Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского (МГУ, г. Владивосток) производится в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ – Международной конвенции по подготовке, сертификации и несению вахты для моряков 1978 года (STCW – International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers) [1], которое предусматривает выдачу диплома международного образца после прохождения необходимой тренажёрной подготовки. В последние годы с целью расширения возможностей обучения на плавательные специальности также принимают девушек. В связи с этим особую важность приобретают вопросы, связанные с социально-психологической адаптацией и интеграцией женщин в традиционно «мужскую» среду, где именно для мужчин создавались условия для проживания, прохождения плавательной практики и т.д. Помимо профессионального обучения курсантов одной из ключевых задач высшего морского образования является их подготовка к выходу в море с учетом норм и международных стандартов морского транспорта в контексте реализации программы безопасности мореплавания. Это подтверждает актуальность внедрения современных психологических практик, направленных, с одной стороны, на изучения личностных особенностей девушек-курсантов, решивших связать свою жизнь с морем в будущем, а с другой – способствующих преодолению трудностей обучения, вхождению в контекст будущей морской профессии и направленных на повышение профессиональной мотивации как фактора успешности в выбранной профессии.

Судовой электромеханик – это специалист, который несёт ответственность за правильную техническую эксплуатацию и состояние электрооборудования судна, а также всех электросетей распределительных устройств, средств телефонной связи, источников аварийного питания и многих других электроприборов, взаимодействуя со сложной техникой через информационные процессы [2]. Работа электромеханика предусматривает физические и эмоциональные нагрузки тяжела, требует внимательности и выносливости. Судовым электромеханиками при выполнении работы необходимы хорошая координация и обдуманность действий, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство ответственности, а также особый набор ценностно-мотивационных характеристик личности профессионала [3, 4].

При изучении профессионально важных качеств специалистов морских профессий большое значение имеет исследование мотивации поведения и деятельности как главных составляющих мотивационно-потребностной сферы [5, 6].

Целью данного исследования является разработка проекта психологической практики, направленной на повышение профессиональной мотивации у девушек-курсантов морского вуза (на примере МГУ).

Задачи исследования:

- сформировать фокус-группу для исследования;

- разработать проектный инструментарий психологической практики, включающий интеллект-карту понятия, эскиз персоны, план-график консультационных встреч;

- провести анкетирование и выявить мотивы выбора профессии у девушек-курсантов;

- подобрать инструменты психологической диагностики;

- проанализировать и описать структуру мотивов выбора профессии у девушек,

- выявить организационно-управленческие условия для реализации психологической практики.

В рамках исследования была сформирована исследовательская группа, в которую вошли 24 девушки-курсанта в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся на электромеханическом факультете МГУ, в том числе 12 человек – курсанты 1-го курса и 12 человек – 5-го курса.

В рамках первой задачи был разработаны проектный инструментарий психологической практики, включающий карту понятия, эскиз персоны, план-график консультационных встреч. На рисунке 1 представлена интеллект-карта понятия «Профессиональная мотивация».

Далее составим потенциальный психологический портрет девушки-курсанта (таблица 1). Данный инструмент позволяет увидеть набор характеристик, целей, поведения и проблем, присущих возможному и наиболее типичному представителю целевой аудитории, формируя собирательный образ, на которого направлена психологическая практика.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим возможный тематический план консультационных встреч. План-график представлен в таблице 2.

В рамках второй задачи была разработана анкета, в которой испытуемые обозначили главные мотивы выбора профессии моряка и описали видение своей будущей профессиональной деятельности. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, большинство курсантов-девушек первого курса указали категорию «Познавательные мотивы» (37%), в то время как девушек 5-го курса наиболее актуальна категория «Прагматические мотивы» (39%), причем разница в ответах респондентов для каждого курса по этим категориям довольно существенная. Мотивы профессионального мастерства (освоение морской профессии и дальнейший профессиональный рост) и мотивы влияния социального окружения (семейные традиции, рекомендации родственников и знакомых) играют незначительную роль как для девушек-курсантов первого, так и пятого курса.

missing image file

Рис. 1. Интеллект-карта понятия «Профессиональная мотивация»

Таблица 1

Портрет персоны потенциального представителя целевой аудитории

Характеристика

Возраст: 20 лет

Гражданство: Россия

Пол: Женский

Род занятий: Курсант электромеханического факультета МГУ

Поведение

Получает образование в МГУ.

Много времени уделяет обучению.

Проживает в общежитии.

Ведет активный образ жизни.

Занимается спортом.

Сильно устает в течение дня.

Испытывает внимание со стороны парней-курсантов.

Жизненно важные задачи

Успешно сдать сессию и получать повышенную стипендию.

Получить диплом об окончании МГУ.

Вести здоровый образ жизни.

Планировать бюджет.

Отдыхать и развиваться.

Найти достойную работу по специальности.

Создать семью в будущем.

Проблемы

Дефицит времени.

Трудности обучения.

Экономия финансовых средств.

Риск развития конфликтных ситуаций.

Испытывает дискомфорт от условий проживания

Постоянная нехватка времени на личный отдых и саморазвитие.

Таблица 2

План-график проведения консультационных встреч.

Название

Цель

Методы

и приемы работы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с целевой аудиторией

Беседа, опрос, анализ информации

Контактная информация

2

Анкетирование

Знакомство с мотивами выбора морской профессии

Заполнение анкеты, консультирование, анализ информации

Статистический анализ по категориям контент-анализа

3

Тест «Мотивация

обучения в вузе»

(по Т.И. Ильиной) [7]

Выявление ведущих мотивов обучения в вузе

Проведение тестирования, оценка результатов, беседа, консультирование

Анализ и оценка мотивов обучения

4

Тренинг по преодолению трудностей обучения и борьбе со стрессовыми факторами

Предоставление методологических рекомендаций по преодолению трудностей и борьбе со стрессом и тревогой

Беседа, проведение психологического тренинга, составление ресурсной интеллект-карты по преодолению трудностей обучения и стрессовых факторов

Интеллект-карта «Мои трудности и борьба с ними»

5

Тест «Структура мотивации профессиональной деятельности» (по К. Замфир) [7]

Оценка мотивации профессиональной деятельности у девушек-курсантов

Проведение тестирования, оценка результатов, беседа, консультирование

Выявление преобладающего тип мотивации профессиональной деятельности

6

Творческое эссе

«#МыМоре»

Развитие творческого подхода к выбору морской профессии

Просмотр мотивирующих видеосюжетов, проведение беседы, консультирование, сторителлинг

Индивидуальные ожидания от реализации себя в морской профессии

7

Моя карьера в будущем

Личностно-ресурсное картирование

Построение личностно-ресурсной карты «Я в морской профессии»

Личностно-ресурсная карта, практические рекомендации

8

Рефлексия

Анализ результатов работы по итогам реализации психологической практики

Поддержка девушек-курсантов, развитие дальнейшей профессиональной мотивации, рефлексия

Рефлексивный дневник (для девушек-курсантов), аналитический отчет (для психолога)

9

Индивидуальные консультации

Поиск оптимальных вариантов решений на вопросы, возникшие в ходе практики

Беседа, психологические тренинги

Определение индивидуальных психологических рекомендаций

missing image file

Рис. 2. Результаты анкетирования курсантов-девушек с последующей обработкой содержания текста ответов методом контент-анализа (% от количества ответов)

missing image file

Рис. 3. Результаты диагностики мотивации обучения у девушек-курсантов 1 и 5 курса

Если говорить о познавательных мотивах, то в эту категорию респондентами были отмечены такие высказывания, как интерес к морю и возможность посмотреть мир, путешествовать в разные страны, а также интерес к самой жизни курсанта. Также, согласно ответам респондентов, профессия обучает большому спектру умений и знаний. На втором месте по значимости у девушек-курсантов 1-го курса стоит категория «Мотивы общественного престижа» (31%), которые включают в себя престижность профессии, хорошее образование, статус, перспективы и т.д. К категории «Прагматические мотивы», которую указали 18% первокурсниц, выделяются высокий доход, отсутствие проблем распределения и трудоустройства, в то время как девушки-курсанты 5-го курса в этой категории выделяют следующие достоинства: аккредитование университета, государственное обеспечение, бюджетное образование, трудоустройство по выпуску, возможность работать за границей, приобретение востребованной специальности.

На рисунке 2 представлены результаты диагностики мотивации обучения в вузе по шкалам методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

Как видно из рисунка 3, для девушек-курсантов независимо от курса приоритетное значение имеет мотив «Приобретение знаний» (среднее значение по шкале для 1-го курса – 6,3 балла, для 5-го – 8,9). У девушек-курсантов 1-го курса вторую позицию занимает мотив «Овладение профессией» (5,8 балла), третью – «Получение диплома» (3,8 балла). Для курсантов-девушек 5-го курса на втором месте выступает мотив «Получение диплома» (5,9 баллов), на третьем месте – «Овладение профессией» (4,8 балла).

Проведенное исследование показало, что наблюдаются различия в структуре мотивов выбора профессии у девушек-курсантов, обучающихся на разных курсах. Для первокурсниц характерна мотивация, связанная в основном с приобретением знаний и овладением профессией, а у пятикурсниц преобладает мотивация, связанная с приобретение новых знаний и получением диплома. При этом мотив «Приобретение знаний» является ведущим по отношению к остальным, что может свидетельствовать о стремлении приобрести больше полезных знаний и навыков, чтобы стать квалифицированным специалистом и профессионалом в будущем.

Согласно анализу структуры мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир было установлено, что различия в иерархии у девушек, обучающихся на разных курсах, носят качественный характер. Так, у первокурсниц в равной степени выражены внешние и внутренние мотивы, когда стремление приобрести хорошую специальность сочетается с приобретением знаний и овладением профессией. В то же время у девушек 5-го курса в качестве ведущей выступает внешняя мотивация, выраженная в стремлении получить диплом, обеспечивающий трудоустройство на высокооплачиваемую работу. В этой группе слабо выражен мотив профессионального мастерства или овладения профессией, при этом познавательный мотив направлен на приобретении знаний,

В заключение определим организационно-управленческие условия реализации психологической практики:

1. Целевая аудитория и наличие необходимого запроса ее представителей.

2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, эскиз персоны представителя целевой аудитории, план-график консультационных встреч в выбранной тематике).

3. Наличие у психолога опыта, образования и необходимой подготовки.

4. Ряд практических психологических тестов: методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, методика «Структура мотивации профессиональной деятельности» по методике К. Замфир.

5. Организация среды взаимодействия целевой аудитории и психолога в помещении (выделенное помещение с низким уровнем шума и приемлемой температурой, комфортные кресла, тетради формата А4, средства письма, ноутбук или смартфон с доступом в интернет).

6. Продолжительность одного сеанса – 1,5-2 часа.

7. Для положительного результата терапии потребуется не менее 2 месяцев времени с частотой посещений 2 встречи в неделю.

Предложенный проект психологической практики, направленной на повышение и развитие профессиональной мотивации у девушек-курсантов морского вуза, представляет практическую значимость в области психологического сопровождения и адаптации будущих специалистов, связавших свою жизнь с морской профессией, изучения их психологической готовности к эффективному выполнению профессионально важных задач.

Предложенный проект психологической практики может быть рекомендован к использованию и внедрению в морских университетах, а также в работе психологов, практикующим индивидуальную терапию и работающих с указанной группой лиц.


Библиографическая ссылка

Бажакин А.А., Федотова Ю.Ю., Гуремина Н.В. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА» // European Journal of Natural History. – 2023. – № 3. – С. 72-77;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34354 (дата обращения: 20.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674