Обучение курсантов плавательных специальностей на базе Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского (МГУ, г. Владивосток) производится в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ – Международной конвенции по подготовке, сертификации и несению вахты для моряков 1978 года (STCW – International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers) [1], которое предусматривает выдачу диплома международного образца после прохождения необходимой тренажёрной подготовки. В последние годы с целью расширения возможностей обучения на плавательные специальности также принимают девушек. В связи с этим особую важность приобретают вопросы, связанные с социально-психологической адаптацией и интеграцией женщин в традиционно «мужскую» среду, где именно для мужчин создавались условия для проживания, прохождения плавательной практики и т.д. Помимо профессионального обучения курсантов одной из ключевых задач высшего морского образования является их подготовка к выходу в море с учетом норм и международных стандартов морского транспорта в контексте реализации программы безопасности мореплавания. Это подтверждает актуальность внедрения современных психологических практик, направленных, с одной стороны, на изучения личностных особенностей девушек-курсантов, решивших связать свою жизнь с морем в будущем, а с другой – способствующих преодолению трудностей обучения, вхождению в контекст будущей морской профессии и направленных на повышение профессиональной мотивации как фактора успешности в выбранной профессии.
Судовой электромеханик – это специалист, который несёт ответственность за правильную техническую эксплуатацию и состояние электрооборудования судна, а также всех электросетей распределительных устройств, средств телефонной связи, источников аварийного питания и многих других электроприборов, взаимодействуя со сложной техникой через информационные процессы [2]. Работа электромеханика предусматривает физические и эмоциональные нагрузки тяжела, требует внимательности и выносливости. Судовым электромеханиками при выполнении работы необходимы хорошая координация и обдуманность действий, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство ответственности, а также особый набор ценностно-мотивационных характеристик личности профессионала [3, 4].
При изучении профессионально важных качеств специалистов морских профессий большое значение имеет исследование мотивации поведения и деятельности как главных составляющих мотивационно-потребностной сферы [5, 6].
Целью данного исследования является разработка проекта психологической практики, направленной на повышение профессиональной мотивации у девушек-курсантов морского вуза (на примере МГУ).
Задачи исследования:
- сформировать фокус-группу для исследования;
- разработать проектный инструментарий психологической практики, включающий интеллект-карту понятия, эскиз персоны, план-график консультационных встреч;
- провести анкетирование и выявить мотивы выбора профессии у девушек-курсантов;
- подобрать инструменты психологической диагностики;
- проанализировать и описать структуру мотивов выбора профессии у девушек,
- выявить организационно-управленческие условия для реализации психологической практики.
В рамках исследования была сформирована исследовательская группа, в которую вошли 24 девушки-курсанта в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся на электромеханическом факультете МГУ, в том числе 12 человек – курсанты 1-го курса и 12 человек – 5-го курса.
В рамках первой задачи был разработаны проектный инструментарий психологической практики, включающий карту понятия, эскиз персоны, план-график консультационных встреч. На рисунке 1 представлена интеллект-карта понятия «Профессиональная мотивация».
Далее составим потенциальный психологический портрет девушки-курсанта (таблица 1). Данный инструмент позволяет увидеть набор характеристик, целей, поведения и проблем, присущих возможному и наиболее типичному представителю целевой аудитории, формируя собирательный образ, на которого направлена психологическая практика.
После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим возможный тематический план консультационных встреч. План-график представлен в таблице 2.
В рамках второй задачи была разработана анкета, в которой испытуемые обозначили главные мотивы выбора профессии моряка и описали видение своей будущей профессиональной деятельности. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.
Как видно из рисунка 2, большинство курсантов-девушек первого курса указали категорию «Познавательные мотивы» (37%), в то время как девушек 5-го курса наиболее актуальна категория «Прагматические мотивы» (39%), причем разница в ответах респондентов для каждого курса по этим категориям довольно существенная. Мотивы профессионального мастерства (освоение морской профессии и дальнейший профессиональный рост) и мотивы влияния социального окружения (семейные традиции, рекомендации родственников и знакомых) играют незначительную роль как для девушек-курсантов первого, так и пятого курса.
Рис. 1. Интеллект-карта понятия «Профессиональная мотивация»
Таблица 1
Портрет персоны потенциального представителя целевой аудитории
Характеристика Возраст: 20 лет Гражданство: Россия Пол: Женский Род занятий: Курсант электромеханического факультета МГУ |
Поведение Получает образование в МГУ. Много времени уделяет обучению. Проживает в общежитии. Ведет активный образ жизни. Занимается спортом. Сильно устает в течение дня. Испытывает внимание со стороны парней-курсантов. |
Жизненно важные задачи Успешно сдать сессию и получать повышенную стипендию. Получить диплом об окончании МГУ. Вести здоровый образ жизни. Планировать бюджет. Отдыхать и развиваться. Найти достойную работу по специальности. Создать семью в будущем. |
Проблемы Дефицит времени. Трудности обучения. Экономия финансовых средств. Риск развития конфликтных ситуаций. Испытывает дискомфорт от условий проживания Постоянная нехватка времени на личный отдых и саморазвитие. |
Таблица 2
План-график проведения консультационных встреч.
№ |
Название |
Цель |
Методы и приемы работы |
Результат |
1 |
Вводное занятие |
Знакомство с целевой аудиторией |
Беседа, опрос, анализ информации |
Контактная информация |
2 |
Анкетирование |
Знакомство с мотивами выбора морской профессии |
Заполнение анкеты, консультирование, анализ информации |
Статистический анализ по категориям контент-анализа |
3 |
Тест «Мотивация обучения в вузе» (по Т.И. Ильиной) [7] |
Выявление ведущих мотивов обучения в вузе |
Проведение тестирования, оценка результатов, беседа, консультирование |
Анализ и оценка мотивов обучения |
4 |
Тренинг по преодолению трудностей обучения и борьбе со стрессовыми факторами |
Предоставление методологических рекомендаций по преодолению трудностей и борьбе со стрессом и тревогой |
Беседа, проведение психологического тренинга, составление ресурсной интеллект-карты по преодолению трудностей обучения и стрессовых факторов |
Интеллект-карта «Мои трудности и борьба с ними» |
5 |
Тест «Структура мотивации профессиональной деятельности» (по К. Замфир) [7] |
Оценка мотивации профессиональной деятельности у девушек-курсантов |
Проведение тестирования, оценка результатов, беседа, консультирование |
Выявление преобладающего тип мотивации профессиональной деятельности |
6 |
Творческое эссе «#МыМоре» |
Развитие творческого подхода к выбору морской профессии |
Просмотр мотивирующих видеосюжетов, проведение беседы, консультирование, сторителлинг |
Индивидуальные ожидания от реализации себя в морской профессии |
7 |
Моя карьера в будущем |
Личностно-ресурсное картирование |
Построение личностно-ресурсной карты «Я в морской профессии» |
Личностно-ресурсная карта, практические рекомендации |
8 |
Рефлексия |
Анализ результатов работы по итогам реализации психологической практики |
Поддержка девушек-курсантов, развитие дальнейшей профессиональной мотивации, рефлексия |
Рефлексивный дневник (для девушек-курсантов), аналитический отчет (для психолога) |
9 |
Индивидуальные консультации |
Поиск оптимальных вариантов решений на вопросы, возникшие в ходе практики |
Беседа, психологические тренинги |
Определение индивидуальных психологических рекомендаций |
Рис. 2. Результаты анкетирования курсантов-девушек с последующей обработкой содержания текста ответов методом контент-анализа (% от количества ответов)
Рис. 3. Результаты диагностики мотивации обучения у девушек-курсантов 1 и 5 курса
Если говорить о познавательных мотивах, то в эту категорию респондентами были отмечены такие высказывания, как интерес к морю и возможность посмотреть мир, путешествовать в разные страны, а также интерес к самой жизни курсанта. Также, согласно ответам респондентов, профессия обучает большому спектру умений и знаний. На втором месте по значимости у девушек-курсантов 1-го курса стоит категория «Мотивы общественного престижа» (31%), которые включают в себя престижность профессии, хорошее образование, статус, перспективы и т.д. К категории «Прагматические мотивы», которую указали 18% первокурсниц, выделяются высокий доход, отсутствие проблем распределения и трудоустройства, в то время как девушки-курсанты 5-го курса в этой категории выделяют следующие достоинства: аккредитование университета, государственное обеспечение, бюджетное образование, трудоустройство по выпуску, возможность работать за границей, приобретение востребованной специальности.
На рисунке 2 представлены результаты диагностики мотивации обучения в вузе по шкалам методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.
Как видно из рисунка 3, для девушек-курсантов независимо от курса приоритетное значение имеет мотив «Приобретение знаний» (среднее значение по шкале для 1-го курса – 6,3 балла, для 5-го – 8,9). У девушек-курсантов 1-го курса вторую позицию занимает мотив «Овладение профессией» (5,8 балла), третью – «Получение диплома» (3,8 балла). Для курсантов-девушек 5-го курса на втором месте выступает мотив «Получение диплома» (5,9 баллов), на третьем месте – «Овладение профессией» (4,8 балла).
Проведенное исследование показало, что наблюдаются различия в структуре мотивов выбора профессии у девушек-курсантов, обучающихся на разных курсах. Для первокурсниц характерна мотивация, связанная в основном с приобретением знаний и овладением профессией, а у пятикурсниц преобладает мотивация, связанная с приобретение новых знаний и получением диплома. При этом мотив «Приобретение знаний» является ведущим по отношению к остальным, что может свидетельствовать о стремлении приобрести больше полезных знаний и навыков, чтобы стать квалифицированным специалистом и профессионалом в будущем.
Согласно анализу структуры мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир было установлено, что различия в иерархии у девушек, обучающихся на разных курсах, носят качественный характер. Так, у первокурсниц в равной степени выражены внешние и внутренние мотивы, когда стремление приобрести хорошую специальность сочетается с приобретением знаний и овладением профессией. В то же время у девушек 5-го курса в качестве ведущей выступает внешняя мотивация, выраженная в стремлении получить диплом, обеспечивающий трудоустройство на высокооплачиваемую работу. В этой группе слабо выражен мотив профессионального мастерства или овладения профессией, при этом познавательный мотив направлен на приобретении знаний,
В заключение определим организационно-управленческие условия реализации психологической практики:
1. Целевая аудитория и наличие необходимого запроса ее представителей.
2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, эскиз персоны представителя целевой аудитории, план-график консультационных встреч в выбранной тематике).
3. Наличие у психолога опыта, образования и необходимой подготовки.
4. Ряд практических психологических тестов: методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, методика «Структура мотивации профессиональной деятельности» по методике К. Замфир.
5. Организация среды взаимодействия целевой аудитории и психолога в помещении (выделенное помещение с низким уровнем шума и приемлемой температурой, комфортные кресла, тетради формата А4, средства письма, ноутбук или смартфон с доступом в интернет).
6. Продолжительность одного сеанса – 1,5-2 часа.
7. Для положительного результата терапии потребуется не менее 2 месяцев времени с частотой посещений 2 встречи в неделю.
Предложенный проект психологической практики, направленной на повышение и развитие профессиональной мотивации у девушек-курсантов морского вуза, представляет практическую значимость в области психологического сопровождения и адаптации будущих специалистов, связавших свою жизнь с морской профессией, изучения их психологической готовности к эффективному выполнению профессионально важных задач.
Предложенный проект психологической практики может быть рекомендован к использованию и внедрению в морских университетах, а также в работе психологов, практикующим индивидуальную терапию и работающих с указанной группой лиц.
Библиографическая ссылка
Бажакин А.А., Федотова Ю.Ю., Гуремина Н.В. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА» // European Journal of Natural History. 2023. № 3. С. 72-77;URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34354 (дата обращения: 19.05.2025).