Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ У УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Цыплакова А.О 1 Бойко А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
В статье представлены результаты исследования внимания, как важнейшего психического процесса, который является основой для возникновения и развития когнитивных функций человека: мышления, памяти и т.д. Внимание играет важную роль в структуре любой деятельности, обеспечивая сосредоточенность на ней психической активности, а также является основой для возникновения и развития когнитивных функций. Целью исследования стало изучение свойств внимания у детей с нарушениями слуха. В исследовании приняли участие 10 учеников 6 класса с нарушениями слуха, обучающиеся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида г. Владивостока. Для исследования были выбраны две методики: корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» и методика «Шифровка» (Д. Векслер). Исследование показало, что низкие результаты по уровню продуктивности и устойчивости внимания отмечены у 4 школьников, а у 6 человек из группы был выявлен средний результат. Также у 6 школьников с нарушениями слуха высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, у троих – средний уровень, у одного школьника – низкий. Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в практической деятельности со школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
нарушения слуха
свойства внимания
продуктивность внимания
устойчивость внимания
1. Кулигина Е.Д. Внимание как когнитивная функция // Национальный агрегатор открытых репозиториев. 2017. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/117760 (дата обращения: 29.12.2022).
2. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 806 с.
3. Экгардт А.Н. Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2020 № 51. URL: https://moluch.ru/archive/341/76667/ (дата обращения: 29.12.2022).
4. Купцова А.М., Зиятдинова Н.И., Зарипова Р.И., Зефиров Т.Л. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков: учебно-методическое пособие. Казань: КФУ, 2017. 35 с.
5. Захарова И.Н. Уровень развития свойств внимания (объем, устойчивость, концентрация) у младших школьников // Молодой ученый. 2019 № 28. URL: https://moluch.ru/archive/266/61482/ (дата обращения: 29.12.2022).
6. Сорокун П.А. Общая психология. Псков: Изд-во ПГПИ, 2003. 312 с.

Такой психический процесс, как внимание – основа возникновения и развития когнитивных функций. Оно играет важнейшую роль в структуре любой деятельности, а на ней обеспечивает сосредоточенность любой деятельности [1].

Поэтому, проблема изучения внимания детей с нарушениями слуха всегда была и остается актуальной в психологии, а именно в сурдопсихологии и сурдопедагогике. Внимание имеет большое значение в обогащении учащихся знаниями, умениями и навыками и в развитии их личности.

Важными особенностями протекания психических процессов являются избирательность и направленность, поэтому этот характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличии от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание не имеет особого содержания, а также неделимо от этих процессов, проявляясь как бы внутри их.

Внимание – это психофизиологических процесс, который характеризуется его динамическими особенностями. С помощью него обеспечивается избирательность, сознательный либо полусознательный отбор той информации, которая поступает через органы чувств [2]. Внимание помогает человеку вовремя реагировать на разные изменения не только в собственном организме, но и в окружающей среде, а также создает наилучшие условия для психической деятельности [3].

Внимание может быть непроизвольное, произвольное и послепроизвольное [4].

Непроизвольное внимание – вид, возникающий без каких-то усилий человека независимо от его сознательных намерений, который связан с общей направленностью личности. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель. С помощью этого вида обеспечивается быстрая и правильная ориентация человека в постоянно меняющихся условиях среды, позволяя выделять те ее объекты, которые имеют наибольший жизненный смысл в настоящее время.

Когда человек ставит перед собой задачу, сознательно вырабатывая программу действий для ее решения возникает произвольное внимание. Решение этой задачи требует определенных волевых усилий для «погружения» в работу и выполнения ее действий. Активное регулирование психических процессов – это основная функция произвольного внимания, благодаря ему человек активно, избирательно «извлекает» из памяти нужные сведения, выделяет главное, существенное и принимает правильные решения.

После произвольного внимания возникает послепроизвольное внимание, которое возникает, когда человека «затягивает» работа, а затем он выполняет ее без волевых усилий (например, конспектирование текста). С ним связывают наибольшую интенсивность и плодотворность учебной и трудовой деятельности, а также высокую сосредоточенность на каком-либо предмете.

Три вида внимания, рассмотренные выше, переплетаются между собой и опираются друг на друга.

Свойства внимания, характеризующиеся разными качественными проявлениями, имеют некую взаимосвязь, в которой индивидуальное внимание человека приобретает очень сложную функциональную структуру. Выделяют такие свойства, как

- устойчивость внимания – способность сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание в течение длительного времени. Определяться по отношению к какому-либо одному объекту это свойство внимания не может. Человек может переключаться между предметами или же видами деятельности, тем не менее общее направление и смысл должны оставаться постоянными. Если человек на протяжении определенного периода времени занимается одной или несколькими видами деятельности для достижения конкретной цели, то можно говорить о хорошей устойчивости его внимания.

- сосредоточенность внимания, (противоположное качество – рассеянность), проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность могут называть концентрацией внимания, а эти понятия рассматривать как синонимы [5].

- переключаемость внимания – это перемещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действия), которое происходит сознательно и осмысленно. Переключение может определяться требованиями деятельности или необходимостью включения в новую работу, а может быть и в целях отдыха.

- распределение внимания – рассредоточение внимания в значительном пространстве, одновременное выполнение несколько видов работы или совершение нескольких различных действий.

- объем внимания – это количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято человеком в довольно короткий период времени. Объем внимания зависит от особенностей материала, который воспринимается кем-то, от умения субъекта его анализировать и систематизировать, устанавливать в нем логические связи. По мере дальнейшего развития таких умений, а также в процессе взросления объем внимания расширяется [4].

У детей с нарушениями слуха большое значение имеет зрительное восприятие, поскольку большая нагрузка при обучении ложится на зрительный анализатор. Особенности внимания детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом [6].

- Сниженный объем внимания из-за восприятия в один момент меньшего количества элементов.

- Трудности переключения внимания из-за большого времени на «врабатывание», что может привести к сниженной скорости выполняемой деятельности и, следовательно, увеличенному числу ошибок.

- Продуктивность внимания зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала, из-за чего дети усваивают информационные признаки, делают меньше ошибок.

- Меньшая устойчивость внимания, сочетающаяся с большой утомляемостью из-за восприятия информации через слуховой и зрительный анализаторы. У детей с нарушениями слуха при чтении и при объяснении материала не происходит «замена» анализаторов с ведущего зрительного на слуховой, поэтому у них постоянно задействованы оба анализатора.

- Трудности в распределении внимания, из-за сложностей в том, чтобы одновременно слушать и писать.

Целью исследования стало изучение свойств внимания у детей с нарушениями слуха.

Задачи исследования:

- Раскрыть внимание как психический процесс личности и его свойства.

- Выявить специфические особенности устойчивости и продуктивности внимания у школьников с нарушениями слуха.

- Провести исследование для определения уровня продуктивности и устойчивости внимания школьников с нарушениями слуха.

- Проинтерпретировать полученные результаты методик.

- Провести анализ и сделать вывод по результатам методик.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретический обзор научной литературы по теме исследования, обобщение и сравнительных анализ результатов исследования, тестирование, метод интерпретации.

В исследовании приняли участие школьники 6 класса с нарушениями слуха в составе 10 человек: 7 мальчиков и 3 девочек в возрасте 13-16 лет, обучающиеся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат I вида г. Владивостока. Предварительно у родителей было получено согласие на участие их детей в исследовании.

Для реализации цели исследования были выбраны две методики: корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» и методика «Шифровка» (Д. Векслер).

Результаты исследования и их обсуждение

На основании результатов корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» мы получили следующие данные: низкие результаты по уровню продуктивности и устойчивости внимания отмечены у 4 школьников с нарушениями слуха. Это говорит о том, что темп выполнения работы был низкий, и ошибок, допущенных в работе было очень много. Можно предположить, что на этот процесс влияет истощаемость внимания, которая при изначально высокой сосредоточенности является прогрессирующим ослаблением интенсивности внимания в процессе выполнения какой-либо деятельности, из-за этого ребенок не погружается в работу, что, соответственно ведет к его низкой продуктивности. Также могла повлиять рассеянность внимания из-за неспособности удерживать внимание на одном виде деятельности.

У 6 человек из группы отмечен средний результат, который свидетельствует о средней продуктивности и устойчивости внимания. Это говорит о быстром темпе выполнения работы с наименьшим числом ошибок, или наоборот.

По результатам методики «Шифровка» (Д. Векслер) зафиксировано, что у 6 школьников с нарушениями слуха высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, у троих – средний уровень, у одного школьника – низкий.

Низкое и средние значения говорят о низкой зрительно-моторной координации. На это повлияло выполнение школьником задания «на скорость», а не «на качество», мешающее переключать внимание и концентрироваться на символах.

После обработки результатов группы мы изучили динамику результатов группы детей с нарушениями слуха по корректурной пробе «Кольца Э. Ландольта» и методике «Шифровка» (Д. Векслер). По рекомендациям психолога, первую в исследовании мы использовали корректурную пробу «Кольца Э. Ландольта», требующую высокой концентрации внимания. Общее время выполнения методики – 5 минут.

Между тестированиями у детей была возможность отдохнуть и восстановить свою работоспособность. После, они выполнили методику «Шифровка» (Д. Векслера). Общее время выполнения методики – 2 минуты.

Динамика результатов группы по двум методикам представлена в таблице.

Таким образом, мы отметили, что у 6 испытуемых результаты улучшились, у 3 не изменились, а у одного испытуемого ухудшились. Причины такой динамики могут быть разными, но одним их самых главных являются:

1. Визуальные отличия методик. Корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» визуально выглядит сложнее, что может повлиять на эмоциональное состояние испытуемого. В бланке очень много колец маленького размера, близко расположенных друг к другу, что мешает выбирать кольца с определенным разрывом. Более того, испытуемые путали разрыв на 9 часов с разрывами на 9 и 10 часов. А в методике «Шифровка» (Д. Векслер) символы нужно вписывать строго под цифрами, что не путает тестируемого и не отвлекает его.

2. Время выполнения методик. Сложность корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» сочетается с довольно длительным временем выполнения, которое составляет 5 минут, в то время как в методике «Шифровка» (Д. Векслер) 2 минуты. За 5 минут испытуемые уставали, поэтому результат ухудшался с каждой минутой. В свою очередь методика «Шифровка» (Д. Векслер) визуально не сложная и времени на ее выполнение немного, то результаты у многих улучшились.

Динамика результатов группы по корректурной пробе «Кольца Э. Ландольта» и методике «Шифровка» (Д. Векслера)

Номера испытуемых

Уровень устойчивости и продуктивности внимания по результатам корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта»

Уровень устойчивости и продуктивности внимания по результатам методики «Шифровка» (Д. Векслер)

Динамика результатов школьников с нарушениями слуха по двум методикам

1

Средний

Средний

Не изменился

2

Низкий

Высокий

Улучшился

3

Высокий

Высокий

Не изменился

4

Средний

Средний

Не изменился

5

Средний

Высокий

Улучшился

6

Средний

Высокий

Улучшился

7

Средний

Низкий

Ухудшился

8

Низкий

Средний

Улучшился

9

Низкий

Высокий

Улучшился

10

Низкий

Высокий

Улучшился

3. Врабатывание испытуемых. При наблюдении за каждым ребенком из группы мы отметили, что после первой методики школьники смогли «включиться» в работу и лучше выполнить следующую.

Выводы

На основании полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:

- Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания может соответствовать протеканию мыслительных процессов с большей скоростью. Также эти особенности внимания будут способствовать успешной деятельности детей в будущих профессиональных сферах, где фактор скорости является решающим.

- Школьники со средними показателями устойчивости и продуктивности внимания с работой на скорость справляются хуже, что приводит к неуспеваемости в школе. Им необходим индивидуальный темп учебной деятельности.

- Испытуемые с низкими показателями продуктивности и устойчивости внимания могут проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) в своем нейрофизиологическом темпе, который соответствует особенностям детей с нарушениями слуха.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в практической деятельности со школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


Библиографическая ссылка

Цыплакова А.О, Бойко А.В. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ У УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // European Journal of Natural History. – 2023. – № 2. – С. 59-62;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34339 (дата обращения: 04.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674