Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

ОСОБЕННОСТИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лаврешина Г.В. 1 Гуремина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
Исследование посвящено изучению особенностей зависимого поведения у сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте в зависимости от вида трудовой деятельности. Теоретическим объектом исследования является зависимое поведение как психологический феномен, предметом исследования – особенности зависимого поведения сил обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте в зависимости от вида деятельности. В задачи исследования входило: подбор диагностического инструментария для изучения зависимого (аддиктивного) поведения, формирование выборки для исследования из разных категорий сотрудников, анализ результатов исследования. На первом этапе был проведен теоретический анализ понятия аддикции и зависимого поведения. На втором этапе исследования для выявления общей склонности к зависимости была выбрана методика «Тест на зависимость (аддикцию)» Г.В. Лозовой. Проведенный анализ показал, что у сотрудников с разными типами деятельности преобладают разные зависимости: у руководителей в большей степени сформирована трудовая зависимость, у сотрудников службы досмотра чаще встречается зависимость от курения, у сотрудников, работающих с техническими средствами, чаще всего высокий уровень компьютерной, игровой и любовной зависимости. Таким образом, аддиктивное поведение у сотрудников разных категорий сил обеспечения транспортной безопасности отличаются в зависимости от типа детальности, и поставленная гипотеза о том, что зависимости обусловлены типом деятельности, подтвердилась.
аддикция
зависимое поведение
силы обеспечения транспортной безопасности
трудовая деятельность
1. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения. Минск: ГИУСИ БГУ, 2019. 164 с.
2. Завалихина Р.С. Девиантное поведение как психологический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2004. №3. С. 138-143.
3. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 288 с.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2013. 160 с.
5. Мандель Б.Р. Аддиктология: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 334 с.
6. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / Под общ. ред. Иониной О.В. Тула: ГУ ТО «Развитие», 2019. 39 с.

Силы обеспечения транспортной безопасности (далее – силы ОТБ) – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве.

На государственном уровне существуют разработанные требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, а также личностных (психофизиологических) качеств. Но и у них, как и у любого человека могут существовать зависимые типы поведения.

Большинство исследователей зависимого поведения, основанного на чрезмерной привязанности к кому или чему-либо, отмечают распространенность этого явления в повседневной жизни. Зависимое поведение является разновидностью девиаций, которая проявляется как болезненная для личности привязанность к чему-либо, достаточно сильно выраженная и недопустимая с точки зрения общественных норм, угрожающая здоровью или причиняющая психические страдания самому зависимому [1].

Основными видами зависимости являются зависимости от вещей, людей, секса, событий и явлений. Однако, список аддикций можно дополнить такими поведенческими зависимостями, как фанатизм, парасуицидальное поведение (патологическое увлечение экстремальными видами спорта), паранойя здоровья (спортивная аддикция) и другие, приводящие к социальной дезадаптации, но не вошедшие в классификацию зависимых расстройств [2].

По мнению Е.В. Змановской [3], условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. В некоторых случаях наблюдаются нарушения нормальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к другим людям. Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные симбиотические отношения, или зависимое поведение. Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей [4].

Б.Р. Мандель выделяет следующие формы аддикции: алкогольная, наркотические, токсикомания, лекарственные, табакокурение, игровые, трудоголизм, компьютерные, сексуальные, пищевые, другие (например, шопоголизм, избегание, созависимость). В жизнедеятельности человека зависимость проявляется как утрата контроля за своими привычками, которые становятся незаменимыми [5].

Целью данного исследования послужило изучение особенностей аддиктивного поведения в зависимости от вида деятельности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте.

Объект исследования: зависимое поведение как психологический феномен.

Предмет исследования: особенности зависимого поведения сил ОТБ в зависимости от вида деятельности.

Для достижения цели исследования был поставлен ряд задач:

1. Подобрать диагностический инструментарий для исследования зависимого (аддиктивного) поведения.

2. Сформировать выборку для исследования из разных категорий сил обеспечения транспортной безопасности.

3. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.

Гипотеза: аддиктивное поведение у сотрудников разных категорий сил обеспечения транспортной безопасности будут иметь отличия в зависимости от типа детальности.

Материалы и методы исследования

Для исследования аддиктивного поведения была выбрана методика «Тест на зависимость (аддикцию)», автором которой является Г.В. Лозовая [6]. Даная методика направлена на исследование общей склонности к зависимости, а также 13 видов зависимости: алкогольную, интернет и компьютерную зависимость, любовную, наркотическую, игровую, никотиновую, пищевую, зависимость от межполовых отношений, трудоголизм, телевизионную, религиозную, лекарственную, зависимость от здорового образа жизни. Аддиктивное (зависимое) поведение представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.

Выбранная методика состоит из 70 вопросов, на которые нужно дать ответ по 5-бальной шкале, где ответу «нет» соответствует 1 балл, а ответу «да» – 5 баллов. Каждому типу зависимости отводится 5 вопросов, минимальный балл по каждой шкале 5, максимальный – 25. В зависимости от количества баллов разделяют три выраженности аддиктивного поведения: низкая (5-11 баллов), умеренная (12-18 баллов), высокая (19-25 баллов).

Результаты исследования и их обсуждение

Выборку решено было сформировать из 45 человек по трем категориям сил ОТБ (по 15 человек каждой категории):

Категория 3. Работники субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.

Категория 5. Работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

Категория 7. Работники подразделения транспортной безопасности, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

missing image file

Рис. 1. Распределение по возрасту сотрудников разных категорий

missing image file

Рис. 2. Выраженность зависимости сотрудников 3 категории по уровням

Распределение респондентов по возрасту в зависимости от категории отражено на рисунке 1.

Выборку составили 45 мужчин в возрасте от 32 до 58 лет, распределение по возрасту в зависимости от категории следующее:

− Категория 3: 1 человек в возрасте до 40 лет, 9 человек в возрасте от 40 до 50 лет, 5 человек в возрасте выше 50 лет;

− Категория 5: 5 человек в возрасте до 40 лет, 9 человек в возрасте от 40 до 50 лет, 1 человек в возрасте выше 50 лет;

− Категория 7: 7 человек в возрасте до 40 лет, 7 человек в возрасте от 40 до 50 лет, 1 человек в возрасте выше 50 лет.

Как видно из рисунка 1, наиболее молодые сотрудники составляют категорию 7 (средний возраст 40,2 года), наиболее старшие по возрасту – сотрудники 3 категории (средний возраст 43,7 лет).

Респондентам, работающим по данным категориям сил ОТБ, предлагалось в добровольном порядке заполнить тест, после чего данные заносились в сводную таблицу по каждой категории.

Исследование зависимостей сил ОТБ категории 3 по уровням выраженности отражено на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, у большинства сотрудников категории 3 низкий и средний уровень по всем зависимостям, высокий уровень трудовой зависимости у 9 человек и высокий уровень зависимости от курения – у 6 человек. Никто из опрошенных не подвержен наркотической зависимости.

Исследование зависимостей сотрудников категории 5 отражено на рисунке 3.

missing image file

Рис. 3. Выраженность зависимости сотрудников 5 категории по уровням

missing image file

Рис. 4. Выраженность зависимости сотрудников категории 7 по уровням

missing image file

Рис. 5. Профиль выраженности зависимостей у сотрудников с разными категориями

Как видно по рисунку 3, по большинству зависимостей сотрудники категории 5 имеют низкий и средний уровень. Высокий уровень зависимости от курения у 8 человек, от здорового образа жизни – у 6 человек, от алкоголя – у 6 человек, от любви – у 4 человек, высокая общая зависимость – у 3 человек. Также среди сотрудников с 5 категорией больше тех, кто обладает высокой зависимостью по сравнению с сотрудниками 3 категории. Не было выявлено сотрудников с пищевой, наркотической и игровой зависимостью.

Исследование зависимостей сотрудников категории 7 по уровням выраженности отражено на рисунке 4.

Итак, сотрудники категории 7 имеют высокий уровень следующих зависимостей: пищевая (у 3 человек), компьютерная (у 10 человек), от курения (у 3 человек), от здорового образа жизни (у 1 человека), от алкоголя (у 6 человек), от телевизора (у 1 человека), от любви (у 7 человек), от игры (у 7 человек), общая зависимость высокого уровня – у 6 человек.

Проведенный анализ показал, что у сотрудников с разными типами деятельности преобладают разные зависимости: у руководителей в большей степени сформирована трудовая зависимость, у сотрудников службы досмотра чаще встречается зависимость от курения, у сотрудников, работающих с техническими средствами, чаще всего высокий уровень компьютерной, игровой и любовной зависимости.

По результатам исследования был рассчитан средний балл для того, чтобы выделить отличия по видам зависимости у разных категорий сил ОТБ, и построены профили зависимостей (рис. 5).

Значения ниже 11 показывают низкий уровень выраженности зависимости, а от 18 и выше баллов показывают высокий уровень зависимости. Как видно по рисунку 5:

– у типичного представителя сотрудников 3 категории высокий уровень трудовой зависимости, низкий уровень религиозной, компьютерной, наркотической и игровой зависимости;

– у типичного представителя сотрудников 5 категории высокий уровень никотиновой зависимости, низкий уровень пищевой, религиозной, трудовой, лекарственной, компьютерной, наркотической, телевизионной, игровой зависимостями и зависимостью от межполовых отношений;

– у типичного представителя сотрудников 7 категории высокий уровень выраженности компьютерной и игровой зависимостью, низкий уровень религиозной, лекарственной, наркотической зависимостями и зависимостью от межполовых отношений.

Таким образом, у сотрудников с разным типом деятельности преобладают разные типы зависимости, то есть поставленная гипотеза подтвердилась: зависимости обусловлены типом деятельности.


Библиографическая ссылка

Лаврешина Г.В., Гуремина Н.В. ОСОБЕННОСТИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // European Journal of Natural History. – 2023. – № 2. – С. 53-58;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34338 (дата обращения: 07.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674