Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЧИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЛИГОНЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Демидова О.Н. 1 Северова М.О. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
Повышение эффективности деятельности прочих видов деятельности железных дорог, является важным и перспективным направлением деятельности крупнейшей транспортной компании. Исследование факторов, влияющих на рентабельность компании, поможет управлять издержками и повысить эффективность, не ухудшая качества оказываемых услуг. Материалом исследования работы является управленческая отчетность результатов прочих видов деятельности региональных дирекций и структурных подразделений железной дороги. Для решения поставленных задач используются методы экономического анализа. В работе анализируется структура финансового результата от оказания прочих услуг на полигоне железной дороги и вклад функциональных региональных дирекции. Для анализа финансового результата и рентабельности используются данные из Автоматизированной системы планирования прочих видов деятельности. Оценка полученных показателей деятельности позволяет выявить «барьерные места» развития потенциала и направить усилия на повышение эффективности функционирования региональных дирекций и полигона железной дороги в целом. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что отказ от убыточных видов деятельности не решит проблем повышения эффективности прочих видов услуг, так как в большей степени, они связаны с социальной направленностью деятельности компании. Таким образом, следует сосредоточить свое внимание на тех услугах, которые имеют невысокую рентабельность и есть механизмы для ее улучшения.
эффективность
виды деятельности
железные дороги
финансовый результат
рентабельность
1. Приказ Министерства транспорта РФ от 12.08.2014 г. № 225 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70727166/ (дата обращения: 20.01.2022).
2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.04.2014г. № 1039р «О повышении эффективности бюджетного управления прочими видами деятельности ОАО «РЖД»». [Электронный ресурс]. URL: https://jd-doc.ru/2014/aprel-2014/14147-rasporyazhenie-oao-rzhd-ot-28-04-2014-n-1039r (дата обращения: 20.01.2022).
3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2007. 424 с.
4. Костенец И.А., Шкурина Л.В. Экономика железнодорожного транспорта. Планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности. Том I. М., 2016. 197 с.
5. Костенец И.А., Шкурина Л.В. Экономика железнодорожного транспорта. Планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности. Том II. М., 2016. 345 с.

Рентабельность предприятия – один из основных экономических показателей, который способен показать прибыльность компании от своей деятельности.

Нужно понимать, что в экономической деятельности компании задействовано очень много разных ресурсов – трудовые, экономические, финансовые, природные и использование каждого из них должно быть обосновано с точки зрения экономической целесообразности. То есть все они должны приносить доход, или результат, который приведёт к увеличению дохода. Оценивая рентабельность, можно понять, использование каких ресурсов не приносит нужного результата и принять решение об их использовании .

Проанализировав работу компании за отчетный период (месяц, квартал, год) мы не только получим информацию о текущем состоянии производственно-экономической деятельности, но и сможем наиболее достоверно и полноценно провести планирование бюджета на последующие периоды. Оценка полученных показателей деятельности позволит выявить «барьерные места» развития потенциала и направить усилия на повышение эффективности функционирования.

Исследование факторов, влияющих на рентабельность компании поможет управлять издержками и повысить эффективность деятельности, не ухудшая качества оказываемых услуг [1].

Цель исследования – поиск направлений повышения эффективности прочих видов деятельности на полигоне железной дороги, за счет снижения объема убыточных услуг.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования работы является управленческая отчетность результатов прочих видов деятельности региональных дирекций и структурных подразделений железной дороги.

Для решения вопроса повышения уровня рентабельности услуг на полигоне железной дороги необходимо определить факторы, из-за воздействия которых не состоялось безусловное выполнение утвержденных плановых параметров и подготовить предложения по их устранению, в т.ч. за счет разработки дополнительных мероприятий по повышению эффективности деятельности.

Для реализации поставленных задач используются методы сравнительного, факторного, ретроспективного анализа. Исследовав отчетные данные финансово-экономической деятельности железой дороги в динамике, необходимо произвести оценку их выполнения относительно установленных плановых параметров и относительно друг друга и найти пояснения полученным отклонениям.

Основным методом оценки эффективности деятельности в работе является горизонтальный (временной) анализ, т.е. есть сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом посредствам построения нескольких (или одной) аналитических таблиц. Данный анализ позволяет оценить не только изменения в отдельных показателях, но и спрогнозировать их значение. Кроме того, использование факторного анализа поможет оценить влияние отдельных факторов (причин) на результирующий показатель.

Результаты исследования и их обсуждение

На полигонах железных дорог в рамках выполняемого функционала осуществляют свою деятельность региональные дирекции транспортно-логистического блока, блока пассажирских перевозок, блока инфраструктуры, транспортного строительства, а также социального блока [2].

Ведение управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов в региональных дирекциях осуществляется строго в соответствии с правилами ведения раздельного учета доходов, расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета. Раздельный учет осуществляется на основе номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» [3].

В соответствии с классификатором доходов номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» доходы и расходы региональных дирекций полигона железной дороги сгруппированы по статьям и видам деятельности.

Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

В зависимости от видов деятельности доходы сгруппированы по подгруппам, в целях группировки доходов определение подгрупп зависит от вида деятельности.

В соответствии с действующей номенклатурой доходов и расходов услуги при отражении в учете классифицированы по соответствующим статьям. При постатейном анализе показателей за период мы можем делать выводы о рентабельности отдельных услуг как в целом по полигону железной дороги так внутри самой региональной дирекции.

Для анализа финансового результата используются данные из Автоматизированной системы планирования прочих видов деятельности и прочих доходов и расходов (далее АС ППВД) [2,4]. В данной системе филиалы ОАО «РЖД» формируют плановые бюджетные параметры на год, квартал, месяц, а также по итогам формирования отчетности в систему подгружаются отчетные данные из других автоматизированных систем – Сводная бухгалтерская отчетность, и Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами ОАО «РЖД» (таблица).

Данная организация процессов бюджетирования и формирования отчетов позволяет оперативно и максимально достоверно получать информацию в различных вариантах: в разрезе статей доходов и расходов, в разрезе региональных дирекций и за необходимый период. Кроме того, плановые и отчётные данные группируются по бизнес-блокам:

- Ремонт грузовых вагонов;

- Реализация металлолома;

- Услуги по передаче электроэнергии сторонним потребителям»;

- Услуги пригородным пассажирским компаниям;

- Услуги по передаче в аренду ОАО «ФПК» локомотивов парка ОАО «РЖД»;

- Услуги жилищно-коммунального хозяйства ОАО «РЖД»;

- Услуги в социальной сфере ОАО «РЖД»;

- Аренда имущества ОАО «РЖД»;

- Дополнительные услуги клиентуре ОАО «РЖД»;

- Прочие услуги ОАО «РЖД»;

- Строительство инфраструктуры.

Проанализировав работу железной дороги за три года, мы не только получаем информацию о финансовом результате прочих видов деятельности, сложившемся на полигоне, но видим динамику формирования показателя (рисунок). Для более полноценного анализа необходимо детальнее рассмотреть причины и факторы, повлиявшие на итоги работы, как по услугам, так и отдельно по дирекциям. Кроме того, важно произвести оценку данных показателей относительно плановых параметров, что позволит оценить полноту калькулирования услуг и возможно выявит факторы не позволившие достигнуть более высоких показателей [5].

Показатели финансового результата по прочим видам деятельности железной дороги (услов. ден. ед)

Статья сводного управленческого бюджета

1 год

2 год

3 год

Ремонт подвижного состава

52 130

37 055

31 518

Строительство

   

-66 192

Предоставление услуг соц.сферы

-169 072

-198 285

-236 273

Услуги ППК

-37 301

-38 044

-5 718

Услуги ФПК

125 942

-93 907

263 140

Передача э/энергии

21 085

15 891

22 540

Сдача в аренду имущества

290 597

270 135

290 748

Дополнительные услуги клиентуре

173 210

158 554

159 883

Реализация металлолома

200 285

137 058

143 237

Прочие услуги

-6 829

10 325

11 642

Товары реализованные

34 549

21 958

10 799

missing image file

Динамика финансового результата по ПВД за 3 года

Таким образом, мы видим, что на формирование финансового результата на полигоне железной дороги оказывают услуги как с положительным финансовым результатом (с прибылью), так и отрицательным (с убытком).

Блоки «Ремонт подвижного состава», «Передача электроэнергии сторонним потребителям», «Сдача имущества в аренду», «Дополнительные услуги клиентуре», «Реализация металлолома», «Товары реализованные» на протяжении всех рассматриваемых периодов являлись прибыльными, финансовый результат сложился с положительным значением. При этом на протяжении всех анализируемых годов блок «Услуги ППК» и «Услуги социальной сферы» формировались с отрицательным значением, что свидетельствовало о превалирующей доле расходов над полученными доходами. Убыточность данных блоков связана с их важной социальной направленностью, позволяющей обеспечить потребность населения в перемещении на близкие расстояния и на удовлетворения духовно-культурных потребностей работников компании и членов их семей. Учитывая тот значительный ресурс, который ОАО «РЖД» ежегодно направляет в данные услуги, при низкой платежеспособности населения и регионов, финансовый результат от деятельности складывается для компании с отрицательным значением.

Оценка полученных показателей деятельности позволяет выявить «барьерные места» развития потенциала и направить усилия на повышение эффективности функционирования региональных дирекций и полигона железной дороги в целом.

Заключение

Повышение эффективности деятельности со стороны территориальных подразделений на местах железных дорог, не связанных с выполнением непосредственного перевозочного процесса, является важным и перспективным направлением работы. Представляет собой один из показателей качества корпоративного управления и направлен преимущественно на реализацию социально ориентированных проектов, развитие и поддержку науки, культуры, искусства, образования и просвещения, содействие духовному и патриотическому воспитанию личности.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что отказ от убыточных видов деятельности не решит проблем повышения эффективности прочих видов услуг, так как в большей степени, они связаны с социальной направленностью деятельности компании. Таким образом, следует сосредоточить свое внимание на тех услугах, которые имеют невысокую рентабельность и есть механизмы для ее улучшения (транзит электроэнергии, дополнительные услуги клиентуре и пр.). Именно этому будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Принимая во внимание важность своевременного восполнения затраченных материально-технических ресурсов, необходимых для надлежащего содержания объектов инфраструктуры и выполнения приоритетной задачи обеспечения безопасности движения поездов, повышение эффективности работы подсобно-вспомогательного комплекса, позволит использовать дополнительные средства компании на социальное направление работы, в том числе поддержание социальной стабильности в коллективах.


Библиографическая ссылка

Демидова О.Н., Северова М.О. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЧИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЛИГОНЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ // European Journal of Natural History. – 2022. – № 1. – С. 119-122;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34246 (дата обращения: 03.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674