Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

TREASURY CONTROL AND IT SYSTEMS IN FINANCIAL MANAGEMENT OF A TRANSPORT HOLDING

Галтер В.В. 1 Фомина Н.К. 1
1 Сибирский государственный институт путей сообщения
Финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется сбор и использование денежных средств для выполнения производственных задач. И как экономический инструмент они являются неотъемлемой частью денежных отношений. Можно выделить как наиболее важную из четырех основных функций (распределение, контроль, регулирование, стабилизацию) – функцию финансового контроля. Финансовый контроль обеспечивает динамичное развитие производства, ускоряет научно-технический прогресс, повышает качество работы во всех отраслях народного хозяйства. С момента создания и по сей день Казначейство как инструмент финансового контроля позволило добиться значительных успехов в финансовом регулировании предприятий, повысить эффективность использования средств компаний, усилить контроль над денежными потоками. Появление казначейства в системе управления транспортным холдингом возникло как необходимость, которая помогает улучшить качество распределения финансовых ресурсов. В статье рассматривается казначейский контроль как инструмент системы финансового управления холдинга. Исследуется и анализируется структура казначейства и его роль в холдинге. Определена важность переноса функций казначейства в сторону стратегического управления холдингом и его развитие. Выделены возможные сценарии развития данной структуры и приоритетные направления дальнейшей работы.
холдинг
финансовый контроль
казначейство
капитал
управление
it – система
1. Директива Правительства РФ от 8 августа 2014 года № 5110п-П13.
2. Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m216/.
3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Издательство: Эксмо, 2015. 896 с.
4. Миляков Н.В. Принципы и роль финансов: электронный журнал «PSYERA» [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/6235/principy-i-rol-finansov/
5. Белоглазова Г.Н., Романовский М.В. Финансы и кредит [Текст]: учебник / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. М.: Высшее образование, 2006 575 с.
6. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://be5.biz/pravo/f002/1.html.
7. Роль и задачи казначейства на предприятии /Институт проблем предпринимательства 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=006092.
8. Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.12.2018 № 2873р «О казначейском контроле за движением денежных средств по банковским и прочим счетам ОАО «РЖД».

Со дня образования холдинга ОАО «РЖД» одной из важнейших задач для его руководства является повышение эффективности финансового менеджмента компании. Сегодня в холдинге функционирует структура казначейства, учитывающая особенности деятельности компании, с целью регламентирования управления денежными потоками. Начиная с 2014 года, внедряются элементы службы единого казначейства, обозначенные в директиве Правительства РФ от 8 августа 2014 года № 5110п-П13 [1]. Тем не менее на сегодняшний день вопрос целесообразности существования подобной структуры, выполняемых ею функций, а также степени наделения казначейства соответствующими полномочиями по-прежнему актуален. Дальнейшее совершенствование системы управления финансами транспортного холдинга требует тщательного анализа текущего функционала казначейства, в том числе в области казначейского контроля, и эффективности выполняемых им функций, а так же совершенствование ИТ – систем используемых для осуществления функциональных обязанностей. В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является анализ системы управления финансами транспортного холдинга в рамках функционала казначейства и определение возможных путей ее развития.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с использованием методов анализа и синтеза (в том числе методов сравнительного анализа), методов моделирования. В основе исследования лежат труды отечественных ученых – специалистов по вопросам финансового управления, нормативная документация, регулирующая деятельность казначейства. По результатам проведенного исследования сформировано авторское мнение о проблеме и предложены возможные способы ее решения.

Актуальность данной статьи обусловливается тем, что в работе рассмотрен функционал структуры казначейства и осуществляемый им контроль как относительно новая ступень в процессе непрерывного совершенствования системы управления финансами транспортного холдинга. Появление казначейства в системе управления транспортного холдинга – необходимость, способная повысить качество распределения финансовых ресурсов. В данной публикации исследуется и анализируется структура казначейства и его роль в холдинге. Определена важность смещения функций казначейства в сторону стратегического управления холдинга, рассмотрено развитие технологий при их выполнении. Освещается потенциал для развития данной структуры и приоритетные векторы дальнейшей работы.

Т.А. Фролова, автор учебника «Финансы и кредит» указывает, что исторически термин финансы понимался, как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств [2].

Такая позиция определяла деньги как материальную основу существования и функционирования финансов, государство в финансовых отношениях обладает особыми полномочиями, в процессе финансовых отношений формируется бюджет, который в свою очередь обеспечивался нормативно – принудительным характером обязательных платежей (налоги, сборы), что в свою очередь спровоцировало появление фискального аппарата.

В.И. Даль в «Толковом словаре» [3] определял термин «финансы» как: «все, что касается прихода и расхода государства». В этом понимании В.И. Даль максимально близко подошел к современной трактовке понятия «финансы».

В широком смысле слова, финансы – это отношения по:

– созданию и использованию денежных фондов государства, предприятия;

– дифференциации и распределению ресурсов (общественных благ) путем использования бюджета;

– объединению и распределению фондов предприятий.

Данный термин включает в себя как государственные финансы, так и финансы организаций и корпораций.

Таким образом, финансы – это отношения по созданию и перераспределению общественных благ и средств предприятия.

Финансы как система, объединяющая экономические отношения, возникшие при распределении, формировании и использовании денежных ресурсов, развиваются по специфическим принципам.

Таковыми принципами финансов являются [4]:

– единство в части форм финансовой отчетности и документации, законодательной и нормативно-правовой базы, унифицированность расчетов и платежей, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины;

– направленность, которая подразумевает ориентацию на: повышение рентабельности производства и производительности труда, извлечение прибыли, достаточность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечение устойчивого положения компании на рынке;

– диверсификация источников и направлений финансирования, а так же вложений средств. Компании следует заимствовать денежные средства у нескольких кредиторов, в той же равной мере осуществлять вложения денежных средств в разные направления.

Итак, финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов, выполняющих распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизирующую функции. Финансы строятся на принципах унификации, целевой направленности, диверсификации источников финансирования и направлений вложения средств.

Финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется сбор и использование денежных средств для осуществления производственных задач. И как экономический инструмент являются неотъемлемой частью денежных отношений.

Как любой инструмент, финансы имеют свою специфику и выполняют определенное назначение, соответственно выполняют определенные функции.

Представителями Санкт-Петербургской школы финансов М.В. Романовский и Г.Н. Белоглазова выделяются три функции финансов [5]. Функции финансов представлены на рис. 1.

missing image file

Рис. 1. Функции финансов

missing image file

Рис. 2. Основные функции системы управления финансами

Эриашвили Н.Д. [6] в работе «Финансовое право» выделяет как важнейшую из 4 основных функции (распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизационная) – функцию финансового контроля. Финансовый контроль обеспечивает динамичное развитие производства, ускоряет научно-технический прогресс, улучшение качество работы во всех отраслях народного хозяйства. Ключевые функции управления финансами в транспортном холдинге представлены их на рис. 2.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [6].

Нас же интересует финансовый контроль в системе управления финансами транспортного холдинга, который осуществляется казначейством.

Можно выделить две основные формы организации казначейства в рамках компаний:

– Централизованное казначейство;

– Децентрализованное казначейство.

Централизованное казначейство характерно для небольших компаний, где служба казначейства способна контролировать все финансовые потоки. Относительно холдингов, крупных корпораций, то здесь вопрос о децентрализации или централизации казначейства стоит остро, так как крайне важен эффективный контроль над денежными потоками.

Холдинги с демократической структурой управления, отлаженными бизнес – процессами, жесткой системой контроллинга, выбирают децентрализованные структуры казначейства.

Децентрализованные модели казначейства обладают большей гибкостью, их динамичность, позволяет снизить сроки согласования платежей, повышает скорость решения оперативных задач, позволяет повысить компетентность сотрудников в структурных подразделениях и дочерних компаниях. Слабость данной модели заключается в том, что холдинг утрачивает свое преимущество в использовании внутренних резервов для оптимизации и в значительной степени начинает зависеть от квалификации управленческого персонала в структурных подразделениях и дочерних компаниях. Следовательно, указанный вариант подходит для холдингов, состоящих из независимых компаний с надежной и грамотно выстроенной управленческой структурой.

Централизованное казначейство отличается жесткой централизацией финансового управления организации. В большинстве случаев, структурные подразделения и дочерние компании лишены права проведения платежей. Все платежи производит головная организация. При данных условиях полностью исключатся проведение платежей структурными подразделениями или дочерними компаниями, а головная компания использует все финансовые ресурсы холдинга. Это приводит к увеличению нагрузки на специалистов головной компании, а манёвренность и самостоятельность структурных подразделений и дочерних компаний уменьшается. Данная модель подходит лишь небольшим холдингам. Жёсткость централизованной модели казначейства оправдывается снижением возможных финансовых рисков. Это связано с тем, что планирование потребностей в денежных средствах обычно осуществляется Холдингом централизованно, путем формирования платёжного календаря. При этом собираются и принимаются во внимание заявки всех структурных подразделений и ДЗО (дочерних и зависимых обществ). Кроме того, аккумулируются все поступления, что дает возможность перераспределения финансовых ресурсов между участниками Холдинга согласно их потребностям, не прибегая к привлечению внешних средств. Дополнительным бонусом централизованной модели является возможность размещения свободных денежных средств с целью получения более высоких доходов. Кроме того, централизация казначейства при территориальной разобщенности разнопрофильных структурных подразделений рассматривается как один из инструментов координации и интеграции деятельности Холдинга.

Допустимы смешанные формы организации казначейства. Подобные структуры объединяют в себе признаки как централизованной, так и децентрализованной модели [7].

Казначейский контроль – это деятельность по формированию и организации финансового контроля на всех уровнях финансовой системы транспортного холдинга в соответствии с бюджетом, регламентирующей документацией, так же законодательством РФ и нормативно – правовыми актами самого предприятия.

В таком холдинге как ОАО «РЖД» задачи по реализации казначейского контроля в процессе исполнения расходных обязательств, а так же корректности отражения доходных поступлений находиться в ведении Департамента корпоративных финансов в состав, которого входит Управление «Казначейство». Департамент имеет в своем непосредственном ведении региональные центры «Казначейство» – структурные подразделения ОАО «РЖД» [8].

Основными стратегическими задачами казначейства в холдинге являются: обеспечение ликвидности холдинга, выполнение внутрихолдинговых расчетов, повышение доходности от управления денежными средствами, снижение операционных затрат на осуществление финансовых операций, внутренний контроль осуществления платежей и обеспечение эффективной контрольной среды, контроль использования средств по источникам финансирования и проектам, а так же строительного комплекса.

Важнейшими функциями казначейства транспортного холдинга, исполнение которых необходимо для решения основных задач, являются:

– формирование такой системы взаимоотношений с банками, которая позволит минимизировать затраты на операционные расходы и проценты по кредитам с максимальной выгодой для холдинга;

– оперативное управление и оптимизация денежных потоков, остатков на банковских счетах структурных подразделений транспортного холдинга;

– контроллинг – проверка исполнения платежного календаря и бюджета движения денежных средств на соответствие установленных лимитов, контроль корректности отражения проведённых платежей, полноту и своевременность отражения поступлений, непрерывный мониторинг и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;

– управление рисками – выявление возможных проблемных мест в финансовой системе транспортного холдинга и разработка мероприятий по минимизации финансовых рисков.

В части контроля Управление «Казначейство» и региональные центры «Казначейство» координируют: целостность и своевременность зачисления доходов на счета структурных подразделений холдинга, обоснованность и рациональность использования поступивших средств (и средств финансирования), эффективность проведения операций со средствами в соответствии с распорядительными документами.

Контроль над движением денежных средств, в части исполнения расходных обязательств холдинга осуществляется путем проведения:

1) проверки оснований для исполнения платежей условиям действующих договоров и проведения расчетов;

2) анализа исполнения плановых показателей;

3) контроля перечислений денежных средств на центральный расчетный счет холдинга с банковских счетов структурных подразделений в размере поступившей выручки.

Для решения вышеперечисленных задач и реализации функций используются различные информационные системы, в том числе: ERP-системы, а именно ЕК АСУФР (Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами), ЕК АСУД (Единая корпоративная автоматизированная система управления документами), ERD (Единый реестр договоров) и систему 1С. ОАО «РЖД» ведет активную деятельность по внедрению цифровых технологий в рамках реализации проекта «Цифровое казначейство» и достигло значительных успехов в финансовом регулировании, повысило эффективность использования средств компании, усилило контроль над денежными потоками, ускорился процесс их движения до конечных потребителей. Нововведения и автоматизация в структуре казначейства уже сделало более эффективным управление временно свободными денежными средствами холдинга, ускорило вовлечение в использование выручки, сократило расходы на обслуживание внешнего финансирования, повысило финансовую дисциплину. За счёт автоматизации бизнес-процессов ускорились внутригрупповые платежи.

Все мероприятия, реализуемые в рамках проекта «Цифровое казначейство» позволяют холдингу ОАО «РЖД» выйти на новый, более качественный уровень управления, а также осуществлять строгий контроль целевого использования выделяемых холдингом средств целевого финансирования в рамках реализации крупных инфраструктурных проектов.

Отдельно остановимся на предприятиях холдинга использующих систему 1С в своей деятельности. Опыт работы и анализ сложившейся ситуации позволяет говорить о том, что в предприятиях холдинга использующих 1С, возникают сложности. В таких предприятиях казначейский контроль осуществляется на бумажных носителях, а отчетность сводиться вручную в таблицах, что ведет за собой вероятность потери информации, ошибочные начисления и несанкционированные платежи, низкую оперативность получения данных и их использования для принятия управленческих решений, возрастает вероятность двойного ввода информации и снижена информационная безопасность.

Помимо проблем возникающих при использовании ИТ – системы 1С, существуют риски и угрозы, которые влечет за собой внедрение службы Единого казначейства, согласно директивы Правительства РФ:

– территориальная разрозненность структурных подразделений холдинга, что затрудняет оперативное проведение платежей и связанные с ними финансовые риски (предприятия холдинга находятся в 11 часовых поясах);

– ограничение IT – систем в части системных возможностей, что влечет за собой неисполнение обязательств компании (каждая дирекция имеет свой мандант, переход всех предприятий на одну платформу уменьшит быстродействие системы в десятки раз и возникнут неполадки в системе);

– ограничение в законодательной базе;

– ослабление экономической безопасности (увеличилось число киберпреступлений в стране и мире).

Указанные выше проблемы требуют серьезного и комплексного решения. К сожалению, сделать это быстро не удастся, однако постепенные преобразования действующей системы казначейского контроля, создание единого информационного пространства в рамках проекта «Цифровое казначейство» позволят решить возникшие проблемы.

Успешное внедрение технологических новшеств в развитие казначейских функций и построение новых бизнес-процессов позволит дать руководству холдинга исчерпывающую информацию о финансовых потоках в каждом сегменте и позволит осуществлять как краткосрочное, так и стратегическое планирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Векторы развития казначейства:

1. Разработка казначейской политики.

2. Оптимизация управления денежными потоками с помощью механизма «красное сальдо», кэш-пулинга, единого платежного календаря.

2. Внедрение и доработка ИТ-систем.

3. Минимизация остатков денежных средств на счетах компаний холдинга.

4. Максимально оперативное согласование и исполнение платежей.

5. Проведение казначейского контроля во всех дочерних общества холдинга.

Актуальность наличия казначейства как инструмента системы управления финансами незыблема, а его развитие в холдинге ОАО «РЖД, в том числе и автоматизация, внедрение искусственного интеллекта является одним из приоритетных векторов дальнейшей работы. Ведь именно информация, полученная от казначейства, дает возможность оценить оптимальность принятых решений, эффективность размещения денежных средств, сформировать данные о текущих и планируемых платежах. А движение в сторону децентрализации управления финансами и казначейского контроля позволит сделать данную систему гибкой и мобильной, устойчивой к внешним изменениям и кризисам.


Библиографическая ссылка

Галтер В.В., Фомина Н.К. TREASURY CONTROL AND IT SYSTEMS IN FINANCIAL MANAGEMENT OF A TRANSPORT HOLDING // European Journal of Natural History. – 2021. – № 1. – С. 77-82;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34155 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674