Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

Северова М.О. 1 Кондакова И.Ю. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
Авторами в статье рассмотрен один из ключевых факторов по снижению расхода потребления топливно-энергетических ресурсов в ОАО «Российские железные дороги» – энергосбережение. Определены основные показатели результативности энергосбережения и требования, установленные к нему на законодательном уровне. Рассмотрена «Энергетическая стратегия ОАО «Российские железные дороги» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года», выделены основные направления формирования мероприятий по развитию энергетического комплекса ОАО «Российские железные дороги» по итогам проведенного анализ. Проведена аналитическая работа с ежегодными отчетами реализации организационно-технических мероприятий по достижению целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в дирекции по энергообеспечении, сформированными в автоматизированной информационной системе «Энергоэффективность», разработанной для постоянного мониторинга за расходом топливно-энергетических ресурсов в ОАО «Российские железные дороги». По итогам проведенного анализа определены и рассмотрены два направления по снижению расходов топливно-энергетических ресурсов: повышение энергетической эффективности перевозочного процесса и повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды процесса. Определено процентное соотношение доли затрат для реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и доля экономии топливно-энергетического ресурса от реализованного мероприятия.
энергосбережение
стратегия
ОАО «РЖД»
дирекция по энергообеспечению
топливно-энергетический ресурсы
1. Федеральный закон РФ от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
2. Байтасов Р.Р. Основы энергосбережения. Конспект лекций. [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/sci-/science/680419-5-r-bajtasov-osnovy-energosberezheniya-konspekt-lekcij.html#book (дата обращения: 22.11.2022).
3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 31.03.2011 г. № 685р “Об утверждении документов по энергетическому обследованию объектов ОАО «РЖД»”.
4. «Энергетическая стратегия «ОАО РЖД» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года». М., 2022.
5. Гапанович В.А., Авилов В.Д., Аржанников Б.А. Энергосбережение на железнодорожном транспорте: учебник. М.: Изд. Дом МИСиС, 2012. 690 с.
6. Встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с главой РЖД О.В. Белозеровым. [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/catalog/persons/470/events/70453 (дата обращения: 07.02.2023).
7. Отчет о реализации плана организационно-технических мероприятий по достижению целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности для «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД» за 12 месяцев 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://10.23.250.151:8080 (дата обращения: 24.11.2022).

Для повышения рентабельности ОАО «Российским железным дорогам» (далее ОАО «РЖД») необходимо применять энергосбережение, так как потребление топливно-энергетических ресурсов (далее ТЭР) железнодорожным транспортом для оказания услуг по перевозке грузов или пассажиров менее затратное, в сравнении с потреблением топливно-энергетических ресурсов при использовании автомобильного или авиационного транспорта.

На основании федерального закона №28-ФЗ «Об энергосбережении», основным показателем энергосбережения является снижение удельных расходов ТЭР на единицу продукции [1]. А если рассматривать само понятие ТЭР – это совокупность всех природных или преобразованных видов топлива и энергии, используемых человеком [2].

Продукцией ОАО «РЖД» является перевозочный процесс пассажиров или грузов, а в удельном исчислении – это работа, которую совершает компания для перевозки одной тонны груза или одного пассажира на расстояние 1 километр.

Железнодорожный транспорт на тягу поездов расходует 40,7 млрд кВтч, что примерно составляет около 4% от общего объема производства электроэнергии в стране (1054, 8 млрд кВтч) [3].

На протяжении не одного десятилетия в ОАО «РЖД» разрабатываются и проводятся мероприятия по снижению расходов ТЭР для сохранения лидирующих позиций в мире в области качества, эффективности и безопасности услуг инфраструктуры. Расходы ТЭР являются одной из основных статей затрат ОАО «РЖД», причём рост перевозочной работы в перспективе до 2035 г. может привести к увеличению доли энергоресурсов в структуре затрат компании. В связи с этим снижение энергоёмкости и расходов на ТЭР является не менее важным приоритетом компании [4], а энергетическая эффективность (далее ЭФ) позволит в современных условиях повысить конкурентоспособность ОАО «РЖД» не только внутри страны, но и на международном рынке транспортных услуг [5].

На рисунке представлены основные направления развития и стратегические инициативы ОАО «РЖД», оказывающие существенное влияние на уровень потребления и эффективности использования ТЭР.

В феврале 2023 г. состоялась встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Валентиновича Белозерова с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, в ходе, которой были озвучены итоги работы в сфере грузовых и пассажирский перевозок за 2022 г. [6]:

- объем перевезенных грузов на Восток, впервые за историю экономики железных дорог, превысил объема перевезенных грузов на Запад и составил 80 миллионов.

- в дружественные страны объем перевозок вырос на 23%, в недружественные страны снизился почти на 40 % (с 365 к 210 миллионов тонн), при этом наблюдается дальнейшая тенденция снижения перевозок;

- за счет увеличения тяжеловесного движения поездов в два раза (до 7100 тонн), компания произвела соединение контейнерных поездов, что позволило организовать движение по одной нитке графика.

missing image file

Основные направления развития и стратегические инициативы ОАО «РЖД»

- внедрена и применяется на сети дорог перевозка соединенных тяжеловесных поездов, масса одного такого поезда – 14200 тн., длина поезда больше 2 км.;

- количество контейнеров в перевозке достигло рекордных значений – 5 800 000 единиц, при этом появились флекситанки, лайнербэги, контейнеры опентопы, была выполнена перевозка угля в контейнерах;

- инвестиционная поддержка Правительства Российской Федерации составила 467 миллиардов рублей (250 миллиардов рублей за счет средств ФНБ – прежде всего закупка пассажирских вагонов Восточного полигона, 217 миллиардов – снижение задолженности по кредитам). Объем инвестиций составил 883 миллиардов рублей;

- снизился процент импортных составляющих запчастей с 7 до 3 процентов.

- в 2023 г. ОАО «РЖД» планирует обновить подвижной состав по Восточному полигону, закончить ряд направлений по Центральному транспортному узлу, открыть рабочее движение в Мурманском транспортном узле – новый порт «Лавна».

Решение поставленных задач должно сопровождаться повышением операционной эффективности работы железнодорожного транспорта в целом и снижением энергоемкости транспортных услуг в частности. В связи с этим в работе рассматриваются актуальные вопросы реализации программы энергоэффективности на примере функционального филиала компании.

Целю исследования является определение основных мероприятий по снижению расходов ТЭР в дирекции по энергообеспечению.

Материал и методы исследования

Главным документом, определяющим цели, задачи и основные направления по повышению энергетической эффективности стала «Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года» (далее ЭС-2035). В ней прогнозируется два сценария развития стратегии:

1. базовый – ориентирован на программу долгосрочного развития компании до 2025 г., а в дальнейшем, до окончания периода реализации ЭС-2035, и предусматривает, что развитие инфраструктуры, энергетического комплекса компании для удовлетворения спроса на услуги ОАО «РЖД» будет минимальным. Стоит отметить, что в базовом сценарии объём перевозок растет сравнительно невысокими среднегодовыми темпами (около 0,8% в год), а так же предусмотрены факторы риска: ужесточение климатической политики, санкционные ограничения, кризисные явления в экономике России, изменение государственной тарифной и ценовой политики, технологические изменения;

2. оптимистичный – ориентирован на полное удовлетворение возросшего спроса на грузовые перевозки, динамичный рост пассажирских перевозок, в результате чего объём перевозок в период до 2035 г. увеличивается более высокими темпами (около 2,0% в год). Оптимистический сценарий предусматривает незначительную реализацию факторов рисков, указанных в разделе 9, и/или эффективную реализацию мероприятий по диверсификации рисков. Оптимистический сценарий предусматривает, что даже наиболее инновационные и/или капиталоёмкие направления ЭС-2035 будут реализованы в первоначально определённые сроки.

В указанный срок планируется провести ряд процедур по развитию энергетического комплекса [4]:

- обновление, модернизация и электрификация действующей инфраструктуры, стоить отметить важность проведения электрификации, так как в последние годы вопрос климата играет важную роль, как в мировом, так и в российской сообществе (относительно низки уровень углеродного выброса в окружающую среду от железнодорожного транспорта в сравнении с другими видами транспорта подтверждается научными исследованиями);

- внедрение передовых и инновационных технологий, в том числе развитие альтернативных видов тяги и возобновляемой энергетики;

- цифровизация, внедрение систем интеллектуального управления в сфере энергопотребления.

Для постоянного мониторинга за расходом ТЭР в ОАО «РЖД» была разработана и внедрена автоматизированная информационная система «Энергоэффективность». В данной программе содержится вся нормативно-правовая база, в нее заносятся все запланированные и реализованные мероприятия по снижению расходов ТЭР, сопутствующие к ним расчёты документы как по филиалу и инфраструктуре в целом, так и по структурным подразделениям.

Результаты исследования и их обсуждение

Все мероприятия Трансэнерго по снижению расходов ТЭР в автоматизированной информационной системе «Энергоэффективность» разделены на два направления [7].

Эффективность и значимость расходов на реализацию мероприятий по энергоэффективности (нетяговые нужды)

Наименование подраздела раздела 2 мероприятий по снижению расходов ТЭР

Структура

затрат, проц.

Структура экономии ТЭР, проц.

Повышение ЭФ объектов системы теплоснабжения, теплогенерации (повышение эффективности котельного оборудования и тепловых сетей, оптимизация работы теплогенерирующего оборудования, оптимизация режимов работы систем отопления зданий и сооружений)

1

3

Повышение ЭФ сооружений и зданий (утепление зданий, сооружений, замена входных групп, дверей, утепление крыш, окон и т.п.)

3

4

Повышение ЭФ автотракторной и специальной техники, специального подвижного состава (оптимизация режимов работы и обновление специального подвижного состава и автотракторной техники, модернизация автотранспорта)

1

16

Повышение ЭФ систем освещения (внедрение экономичных светильников систем внутреннего и наружного освещения, оптимизация уровня освещенности или режимов работы систем внутреннего или наружного освещения, внедрение светодиодных систем и высокомачтовых осветительных установок и т.д.)

95

4

Повышение ЭФ объектов инфраструктуры и технологических процессов (оптимизация режимов работы систем вентиляции и кондиционирования производственных, административных и бытовых помещений, технологического оборудования, обновление электрических сетей 0,4 кВ, увеличение сечения проводов и т.п.)

0

72

Повышение ЭФ по прочим мероприятиям (установка приборов учета тепловой энергии, реализация программ установки приборов учета и т.п.).

0

менее 1 %

1. Мероприятия, направленные на повышение в Трансэнерго энергоэффективности (далее ЭФ) перевозочного процесса»:

- принятие мер по совершенствованию технологии управления движением, к данному мероприятиям можно отнести: сокращение времени простоя на промежуточных станциях;

- улучшение показателей электрификации и тягового электроснабжения, которые оказывают влияние на ЭФ, к данным мероприятия можно отнести: усиление контактной сети, замена стального несущего троса, замена изношенного контактного провода, установка дополнительных электрических соединителей на контактной сети.

2. Мероприятия, направленные на повышение качества и эффективности использования энергоресурсов на нетяговые нужды, в стационарной энергетике:

- для повышения ЭФ объектов системы теплоснабжения, теплогенерации (повышение эффективности котельного оборудования и тепловых сетей, оптимизация работы теплогенерирующего оборудования, оптимизация режимов работы систем отопления зданий и сооружений);

- для повышения ЭФ сооружений и зданий (утепление зданий, сооружений, замена входных групп, дверей, утепление крыш, окон и т.п.);

- для повышения ЭФ автотракторной и специальной техники, специального подвижного состава (оптимизация режимов работы и обновление специального подвижного состава и автотракторной техники, модернизация автотранспорта);

- для повышения ЭФ систем освещения (внедрение экономичных светильников систем внутреннего и наружного освещения, оптимизация уровня освещенности или режимов работы систем внутреннего или наружного освещения, внедрение светодиодных систем и высокомачтовых осветительных установок и т.д.);

- для повышения ЭФ объектов инфраструктуры и технологических процессов (оптимизация режимов работы систем вентиляции и кондиционирования производственных, административных и бытовых помещений, технологического оборудования, обновление электрических сетей 0,4 кВ, увеличение сечения проводов и т.п.);

- прочие мероприятий (установка приборов учета тепловой энергии, реализация программ установки приборов учета и т.п.).

Следует отметить, что эффект от реализации мероприятий первого направления конечно является с точки зрения абсолютной величины определяющим. Практически 90% всего расхода на топливно-энергетические нужды расходуется на обеспечение тяги поездов. Конечно, это направление является приоритетным. Для дирекции по энергообеспечению реализация мероприятий этого направления позволит обеспечить существенный эффект в смежных филиалах, прежде всего в дирекции тяги – основном потребителе ТЭР. Анализ реализации этого направления показал, что замена изношенного контактного провода на новый в 2021 г. сформировало в дирекции 68% затрат приходящихся на данное направление, а замена несущего троса на медный, усиление контактной сети, в том числе со сменой контактного провода на провод большего сечения и монтажом усиливающего провода, а также увеличением сечения ошиновки распределительных устройств тяговых подстанций по 14 % соответственно. Оставшиеся расходы были связаны с установкой дополнительных электрических соединителей на контактной сети – 4%.

Второе направление реализуемых мероприятий является менее затратным, однако оно также является важным с точки зрения остальных филиалов, где ТЭР расходуются на нетяговые нужды. В состав этого направления включены мероприятия по повышению ЭФ систем освещения (95 % расходов), мероприятия направленные на повышение ЭФ и зданий и сооружений – 3%; мероприятия направленные на повышение э ЭФ объектов теплогенерации, других объектов системы теплоснабжения – 1 %; мероприятия направленные на повышение ЭФ специального подвижного состава, автотракторной техники – 1%.

Уровень значимости затрат и их эффективность представлены в таблице.

Заключение

Мониторинг реализации мероприятий показывает, что экономия ТЭР в Трансэнерго достигнута благодаря реализации мероприятий по повышению ЭФ объектов инфраструктуры компании, перевозочного процесса. Наибольшее снижение ТЭР получено за счет реализации мероприятий в дистанциях электроснабжения по оптимизации работы систем вентиляций, кондиционирования, режимов работы технологического оборудования, за счет увеличения сечения проводов воздушных линий, а так же обновление оборудования тяговых подстанций (кроме эффектов на тягу поездов) и внедрение элегазовых выключателей. Оценить экономический эффект от мероприятий ЭФ первого направления в рамках рассматриваемой дирекции не представляется возможным, но по оценке экспертов это существенная величина, которая отражается в затратах смежных филиалов.

Дальнейшая реализация программы ЭФ позволит сократить уровень энергоёмкости транспортной услуги, снизить издержки железнодорожного транспорта и возможно транспортного слагаемого в конечной цене перевозимых грузов.


Библиографическая ссылка

Северова М.О., Кондакова И.Ю. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ // European Journal of Natural History. – 2023. – № 2. – С. 67-71;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34341 (дата обращения: 08.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674