Когнитивные функции занимают важное место в жизни каждого человека. Они необходимы для многих процессов для взаимодействия человека с окружающей средой. Эффективно работающая когнитивная деятельность позволяет человеку быстро распознавать информацию, поступающую от органов чувств, лучше запоминать и воспроизводить её в течение жизни, более эффективно приобретать, сохранять и использовать различные двигательные навыки, с легкостью выстраивать коммуникации с другими людьми, ставить цели и успешно их достигать.
Нарушение когнитивных процессов с каждым годом становится все более распространённой проблемой по всему миру, начиная от молодёжи и заканчивая пожилыми людьми. Патологические изменения данной функции влекут за собой ряд полностью меняющих образ жизни человека процессов. К ним относятся ухудшение памяти, концентрации внимания, нарушение восприятия информации.
В настоящие время нарушение когнитивных функций среди населения в результате постоянного роста социального напряжения становится всё более важной проблемой. Особенно она актуальна среди студентов и представителей профессий, которые имеют постоянный контакт с человеческим фактором, таких как медицинские работники.
У людей, перенесших COVID-19, часто развивается острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС), который проявляется ухудшением когнитивных функций головного мозга, что значительно отражается на их повседневной жизни [1]. В течение первого года после заболевания у человека наблюдаются нарушения памяти, внимания, концентрации и скорости мыслительных процессов. В основе данных патологических процессов лежит повреждение сосудов в результате ишемического поражения головного мозга, которое имеет тенденцию к прогрессированию [2,3].
Нейротропизм вируса SARS-CoV-2, лежащий в патогенезе COVID-19, влечет за собой нейрокогнитивные нарушения процессов головного мозга – нарушения высшей нервной деятельности (ВНД) [4]. Когнитивные изменения, происходящие на уровне коры головного мозга, объясняются рядом патофизиологических процессов, протекающих при COVID-19, таких как: гипоксия и гипоперфузия белого вещества головного мозга вследствие гипоксически-ишемических повреждений и образование тромбов в результате диссеминированного внутрисосудистого свертывания, которые закупоривают церебральные артерии [5,6]. Таким образом происходит окклюзия сосудов головного мозга, сопровождаемая нарушением целостности гематоэнцефалического барьера (ГЭБ), нервно-сосудистой дисфункцией и нарушением ауторегуляции [7-9]. Имеющиеся нарушения в деятельности головного мозга являются последствием постинфекционного иммунного повреждения ЦНС в результате заболевания COVID-19.
При сочетании данных патофизиологических процессов развиваются или усугубляются ранее существовавшие неврологические расстройства в деятельности головного мозга [10]. Зачастую различные патологии психологического здоровья человека развиваются в результате нарушения когнитивных функций. Часто у перенесших COVID-19 появляются симптомы депрессии, которые напрямую связаны с нарушением познавательной функции когнитивных процессов [11].
Факторами, которые также способствуют дисфункции когнитивных процессов, являются проявления основных заболеваний, таких как инсульт или инфаркт, хронические состояния. При длительных стрессовых состояниях и переутомлении усугубляются нарушения когнитивных процессов. Такие патологические состояния как депрессия и выраженная астения могут также оказать влияние на когнитивные функции [12].
Некоторые медиаторы, такие как ацетилхолин и дофамин, играют важную роль в обеспечении скорости когнитивных процессов, переключаемости внимания, реализации исполнительных функций. Недостаток этих медиаторов приводит к повышенной отвлекаемости и плохому запоминанию новой информации, нейродинамическим нарушениям и расстройствам исполнительных функций [12].
Студенты испытывают колоссальную нагрузку во время обучения в ВУЗе, что напрямую связано с большими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками [13]. Чрезмерное напряжение умственной сферы у обучающихся значительно отражается на когнитивных функциях, оказывая влияние на кратковременную и долговременную память, внимание, концентрацию, исполнительные функции, способность к абстрактному мышлению, которые необходимо поддерживать на высоком уровне во время учебного процесса [13]. Благодаря молодому возрасту студентов их адаптационные процессы, приспособительные реакции и стрессоустойчивость достаточно эффективно справляются с изменяющимся условиям среды. Ситуацию осложняет ряд других причин, связанных с неудобным расписанием занятий, отсутствием полноценных перерывов для отдыха и восстановления сил, неправильным питанием многих обучающихся, а так же наличие высокого уровня заболеваемости хронической висцеральной патологией среди студенческой молодежи в связи с социально-экономическими, экологическими, алиментарными и организационно-техническими факторами [13].
Зачастую самооценка студентов по поводу своего состояния остается завышенной. Это происходит в результате вытеснения на периферию сознания неприятных ощущений и тревожных симптомов, которые сигнализируют о начале патологического процесса в организме, их значимость уменьшается в системе ценностных приоритетов [13].
У медицинских работников к сопутствующим факторам, вызывающим нарушения когнитивных функций, относят некачественный или недостаточный сон, нарушенный из-за сменной работы или других внешних причин, который приводит к когнитивным и обменным нарушениям [14]. В настоящее время медицинские работники постоянно сталкиваются с внедрением новых компьютерных технологий, огромным количеством информации и частым давлением крайних сроков. Всё это оказывает стрессовое действие на организм медицинского работника. Длительное пребывание за компьютером приводит к нарушению концентрации внимания, рассеянности, усталости, повышенной раздражительности и расстройству сна. Наличие сопутствующих заболеваний хронического характера, нарушения кровообращения, дыхательной системы способствуют нарушению когнитивных процессов [14].
Цель исследования – выявить изменения когнитивных функций у студентов и медицинских работников после перенесенного COVID-19.
Материалы и методы исследования
В анкетировании приняли участие 37 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Из них 26 человек составляли студенты в возрасте от 18 до 23 лет и 11 – медицинские работники в возрасте от 25 до 50 лет. Опрошенным было предложено пройти анкету, состоящую из 13 вопросов, цель которой было распознавание начальных признаков как когнитивных, так и психологических изменений в здоровье участников.
Состояние когнитивных функций после перенесенного COVID-19 изучалось с использованием методики Мюнстерберга, которая позволяет определить уровень избирательности и концентрации внимания человека. Представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, а также об измерении таких возможностей внимания, как особенности произвольного внимания, устойчивость внимания, уровни переключения и распределение внимания, позволяет получить методика Пьерона – Рузера. Результаты исследования были статистически обработаны с помощью стандартного метода расчета средних арифметических с использованием Microsoft Excel 2011.
Результаты исследования и их обсуждения
Все исследуемые был поделены на две группы: в первую были включены 26 студентов-медиков, а во вторую – 11 медицинских работников. При анкетировании у исследуемых второй группы было выявлено, что 72% опрошенных болело до прививки, а 54% – после. Переболевших два раза, то есть до прививки и после оказалось 27%. По данным опроса видно, что после прививки количество случаев заболевания снизилось на 18%.
Среди студентов 69% переболело коронавирусной инфекцией до прививки, а после прививки – лишь 38%. Разница составила 31%, что больше чем у медицинских работников на 13%. Студентов, болевших два раза, оказалось 7%, что меньше на 20%, чем медработников. Это говорит о том, что у студентов иммунитет вырабатывается более эффективно после прививки, что помогает снизить риск повторного заражения. Медицинские работники болеют чаще в результате особенностей своей профессии – им приходится намного чаще контактировать с потенциальными больными, чем студентам. Этим объясняется разница в 3% переболевших до прививки.
Большинство студентов считают, что обучение в ВУЗе связанно с высокой психоэмоциональной нагрузкой, сопровождающейся повышенной умственной нагрузкой и приходящей слабостью во время обучения. 84% студентов указали, что испытывают трудности в анализе полученной информации на фоне переутомления. 76% в свободное время имеют желание пойти на прогулку или пообщаться с друзьями. 73% отметили, что им труднее сдерживать эмоции при повышенной психоэмоциональной нагрузке. 69% студентов утверждают, что на фоне хронического переутомления они стали более забывчивыми, а 53% отмечают, что стали более равнодушно относиться к ранее важным вещам. Такой же процент опрошенных из первой группы ответили, что они чувствуют себя отдохнувшими после сна. 46% студентов имеют сопутствующие хронические заболевания, а 42% заметили изменения в фигуре. Подергивания века отмечаются у 34% студентов, что говорит о длительном нервном напряжении, и только 30% заметили, что они отдалились от окружающих.
Среди студентов имеются начальные признаки депрессии и нарушения когнитивных функций, таких как внимание, концентрация и память, в результате хронического переутомления и перенесенного заболевания.
Медицинские работники в 90% случаях считают, что их работа связана с постоянными психоэмоциональными нагрузками, в результате чего 90% из них испытывают трудности в обработке информации и приходящую слабость во время рабочего процесса на фоне переутомления. В результате каждодневного эмоционального напряжения и стресса у 63% медицинских работников возникают трудности в сдерживании эмоций, они испытывают затруднения в постановке диагноза за короткое время. Это указывает на значительное снижение когнитивных функций на фоне хронического переутомления и стресса.
Данные изменения в когнитивных способностях головного мозга у медицинских работников могут пагубно повлиять на оказание качественной медицинской помощи пациенту. Среди медицинских сотрудников 63% заметили изменения в своей физической форме, Тот же процент обследованных из второй группы (63%) ответили в анкете, что чувствуют себя отдохнувшими после сна, у них присутствует желание в свободное время пообщаться с друзьями и прогуляться, что исключает симптомы начала депрессии, но у 45% наблюдается появление чувства равнодушия к вещам, которые ранее были значимыми. У 54% опрошенных медицинских работников отмечено появление забывчивости на фоне переутомления. Среди исследуемых из второй группы у 36% наблюдаются сопутствующие хронические заболевания, которые могут усугублять нарушения когнитивных функций после перенесённого заболевания. 9 % опрошенных отметили, что ощущают подёргивание века, желание отдалиться от окружающих и побыть наедине с собой.
Полученные данные указывают на значительное нарушение когнитивных функций, чему послужили перенесенное заболевание и тяжелые условия труда, такие как постоянное эмоциональное напряжение и стресс.
При сравнении медицинских работников и студентов можно увидеть, что последние намного больше подвержены повышенной психоэмоциональной нагрузке и тем самым им намного сложнее сдерживать эмоции. Студентам каждый раз приходится усваивать огромные объёмы новой информации, что приводит к переутомлению и снижению анализа полученных данных. Учащиеся медицинского высшего учебного заведения больше, чем медработники, испытывают чувство отдаленности от окружающих, которое также сопровождается потерей интереса ко многим вещам, что беспокоили ранее их ранее, стоит отметить тот факт, что студенты имеют большее количество хронических заболеваний, чем медицинские сотрудники, что может быть связано как с лучшей и более тщательной диагностикой, так и с ухудшением здоровья популяции в общем. Медработники намного чаще замечают изменения в своей физической форме по сравнению со студентами, что может быть связано с их врачебным опытом, так и большей ответственностью к своему здоровью. Также исследуемые из второй группы испытывают трудности в анализе полученной информации, что может быть следствием хронических нарушений из-за патологии сна и стрессовых ситуаций, которые приводят к изменению когнитивных функций.
Студенты, которые переболели два раза, до и после прививки, отмечают, что им труднее сдерживать эмоции, а во время учебного процесса они испытывают повышенную умственную нагрузку и приходящую слабость, из-за чего им труднее усваивать новую информацию. У медицинских работников также были отмечены трудности в анализе полученной информации, слабость во время трудового процесса, сложности в сдерживании своих эмоций. Полученные результаты свительствуют о том, что пациенты, которые переболели коронавирусной инфекцией до и после прививки, имеют значительные нарушения когнитивных функций, из-за чего им сложнее адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях среды.
По результатам теста Пьерона-Рузера было выявлено, что число обработанных фигур у студентов выше, чем у медицинских работников, но при этом они совершали намного больше ошибок. Это связано с тем, что опрошенные медицинские работки после COVID-19 имеют тенденцию к снижению когнитивных процессов (снижение способности быстро переключать и распределять внимание). У студентов наоборот способность формировать новое действие появляется быстрее, но снижен навык переключения внимания с одного вида фигур на другой.
Среди медицинских работников по методике Пьерона-Рузера 46% опрошенных имеют очень низкий уровень концентрации внимания, 9% – низкий, 9% – средний, 27% – высокий и 9% – очень высокий уровень концентрации внимания. У студентов по результатам данного теста в равных соотношениях (в количестве 23%) наблюдается очень высокий, средний и очень низкий уровень концентрации внимания, низким уровнем обладают 19%, а высоким – 12% Полученные результаты во второй группе исследуемых отличаются по своей неравномености по сравнению с первой группой, в которую были включены только учащиеся медицинского учреждения и которая показала более гармоничное распределение опрошенных по подгруппам в зависимости от концентрации внимания. Подобные результаты могут быть связаны с более напряженной работой у медицинских сотрудников и частичным израсходыванием их адаптационных ресурсов.
По результатам теста Мюнстерберга были выявлены следующие показатели: у 37% медицинских работников наблюдается средний уровень избирательности внимания, это говорит о том, что врачам становится сложнее сконцентрировать свое внимание, что может быть следствием перенесенной коронавирусной инфекции и сопутствующей патологии. У 50% студентов преобладает уровень избирательности внимания выше среднего, что связано с лучшими способностями к восстановлению после заболевания у молодого организма. У остальных учащихся уровень избирательности внимания распределился следующим образом: у 27% студентов – высокий уровень, у 19% – средний и всего у 8% – ниже среднего уровня. В то же время у медицинских работников наблюдается следующее распределение процентов по результатам теста Мюнстерберга: у 9% – ниже среднего, у 27% опрошенных – выше среднего уровня, 18% обладают высоким уровнем избирательности памяти и только 9% опрошенных из второй группы дали низкие результаты по данному опроснику. Стоит отметить, что низкие показатели были определены только среди второй группы, в которую входили медицинские работники, среди студентов результатов с подобной интерпретацией получено не было. В то же время среди студентов более высокий процент опрошенных, которые получили по результатам высокий уровень избирательности внимания: 27% против 18% у медицинских работников. Подобное распределение показателей указывает на разные возможности каждого организма к восстановлению после COVID-19 среди молодой и более возрастной группы. Также стоит обращать внимание на наличие сопутствующих хронических заболеваний, которые могут негативно влиять на когнитивные процессы.
Выводы
Более высокие показатели, полученные студентами по результатам опросников по сравнению с медработниками, свидетельсвуют о более хорошем состоянии их когнитивных функций, что является следствием их молодого возраста, лучшей адаптационной способности организма к изменяющимся условиям среды, а также способности лучше переносить заболевания и быстрее восстанавливаться после них.
Библиографическая ссылка
Меркулова М.Д., Королькова Л.Е., Мокашева Ек.Н., Мокашева Евг.Н. КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ СОТРУДНИКОВ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ // European Journal of Natural History. – 2022. – № 6. – С. 37-41;URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34303 (дата обращения: 25.11.2024).