В настоящее время музыка окружает нас повсюду: в кинотеатрах, в рекламах, в общественном транспорте, в торговых центрах и так далее. С одной стороны, она служит источником вдохновения или просто необходима для полноценного отдыха, с другой – способна привести к зависимости, что в дальнейшем может негативно сказаться на здоровье человека. Действительно, музыка настолько важна для человеческого существования, что немецкий философ Фридрих Ницше, как известно, заявил: «Без музыки жизнь была бы ошибкой» [1].
Многие исследователи отмечают существенное влияние музыки на все системы и функции организма [2]. Органы слуха воспринимают стимул и запускают сложные нейрогормональные реакции. Кожа воспринимает акустические поля своими рецепторами и передает энергию механических колебаний внутренним органам. В свою очередь, органы и клетки меняют активность по принципу резонансных откликов на воздействия акустической энергией [3]. Возникающие в головном мозге реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное состояние человека. Эмоции, в свою очередь, влияют на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и другие [2]. Это подтверждается тем, что, например, люди, слушающие одну и ту же музыку, как правило, синхронизируют не только свои движения, но и свое дыхание, а также ритм сердца [1].
Особенно чувствителен к музыке детский организм. В силу лабильности психоэмоционального состояния они легко поддаются музыкальному воздействию, которое ощущается на бессознательном уровне [4]. Так, Мария Селеста Фазано в своей работе по влиянию оркестровой музыки на гиперактивность и тормозной контроль детей школьного возраста подтвердила, что инновационная интенсивная трехмесячная оркестровая программа в Италии для детей в возрасте от 8 до 10 лет была особенно полезна в снижении гиперактивности, невнимательности и импульсивности, одновременно усиливая тормозной контроль [5].
Кроме того, тысячи проведенных исследований подтверждают утверждение о том, что музыка изменяет когнитивные способности человека. Известно, что у детей, посещающих учреждения культуры дополнительного музыкального образования, уровень IQ выше по сравнению с детьми, не занимающихся по данному направлению.
В связи с этим возникает немало вопросов. Как воздействуют различные музыкальные жанры на функционирование органов, систем и организма в целом? Действительно ли музыка способна оказывать воздействие на когнитивные функции головного мозга? Данная работа посвящена изучению отдельных аспектов этой проблемы.
Цель исследования: изучение влияния музыкальных композиций разных жанров на внимание и некоторые физиологические функции у детей школьного возраста.
Материалы и методы исследования
В исследовании участвовало 76 учащихся МБОУ «ОСОШ №1 имени героя РФ В.П. Брюхова» в возрасте 13, 16 и 17 лет, среди которых 37 человек женского пола и 39 человек мужского пола. На момент тестирования отклонений в физическом развитии учащиеся не имели, соматические заболевания отсутствовали, во время беседы нарушений со стороны психической деятельности также не было выявлено.
Исследование включало в себя однократное прослушивание музыкальных композиций разных жанров с оценкой физиологических показателей (частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, уровня артериального давления) до и после музыкального воздействия. Для определения преобладающего типа вегетативной нервной системы на основании данных частоты сердечных сокращений и уровня диастолического артериального давления производился расчет вегетативного индекса Кердо (ВИК). Нормальными значениями для ВИК является диапазон от -15 до +15; о парасимпатикотонии свидетельствует значения менее -15, о симпатикотонии – более +15. Также был рассчитан коэффициент Хильдебрандта – показатель кардиореспираторных взаимоотношений (референсный интервал 2,8 – 4,8). Отклонение от нормы свидетельствует о межсистемном рассогласовании. Для расчета данного показателя использовались такие характеристики функционирования организма, как частота сердечных сокращений и частота дыхания.
С целью исследования влияния музыкальных композиций на высшую нервную деятельность человека использовалась корректурная проба Бурдона, позволяющая оценить концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания. Кроме того, была проведена оценка скорости арифметического счета, характеризующая процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Для этого учащимся было предложено решение 15 математических примеров на сложение и вычитание двузначных чисел в течение 2 минут.
В соответствии с музыкальным жанром учащиеся были разделены на 4 группы (рок, китайская традиционная музыка, классическая музыка и поп-музыка). Музыкальное воздействие проводилось в течение 20 минут.
При статистической обработке данных оценивали среднюю величину (М), стандартное отклонение (SD) и t-критерий Стьюдента. Различия между выборками считали значимыми при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
У учащихся, которым для прослушивания была предложена рок-музыка, в ходе исследования корректурная проба Бурдона показала следующие статистически значимые изменения: снижение устойчивости внимания как на первой минуте (исходные данные соответствовали значениям 5,81±1,64, после музыкального воздействия – 8,64±3,05 (р=0,001)), так и на второй минуте тестирования (исходные значения – 6,42±1,31, после музыкального воздействия – 8,82±3,26 (р=0,007)) (таблица 1).
Для того чтобы интерпретировать полученные данные об устойчивости внимания, использовались следующие критерии: значение «0-2» – очень высокая, «3-4» – высокая, «5-6» – средняя, «7-8» – низкая, «9-10» – очень низкая.
Таким образом, внимание детей данной группы после прослушивания рок-музыки снизилось, кроме того, в ходе исследования отмечались излишняя гипервозбудимость, неусидчивость и раздражительность.
У учащихся, слушавших поп-музыку, также было отмечено снижение устойчивости внимания на 2-ой минуте тестирования (исходные данные соответствовали значениям 6,06±2,62, конечные – 8,78±2,15 (р=0,003)). Во время прослушивания музыкальных композиций данного жанра ярко выраженных изменений в поведении учащихся не было выявлено.
Классическая музыка, помимо снижения устойчивости внимания на первой минуте (данные до музыкального воздействия – 5,27±1,53, после – 6,19±1,16 (р=0,036)), увеличила переключаемость внимания: значения с 6,32±6,08 возросли до 21,54±24,01 (р=0,008). Для того чтобы оценить полученные данные по переключаемости внимания, были использованы следующие критерии: «0-20%» – очень высокая, «21-40%» – высокая, «41-60%» – средняя, «61-80%» – низкая, «81-100%» – очень низкая. То есть у данной группы детей внимание снизилось аналогично той группе, которой для прослушивания была предложена рок-музыка, но с некоторой особенностью: устойчивость внимания под действием классической музыки на 2-ой минуте тестирования вернулась к исходным значениям. Кроме того, в ходе исследования несколько человек отметили уменьшение головных болей, каждый второй учащийся расслабился, наклонившись на парту. Больше половины исследуемых пожаловались на то, что после музыкального воздействия у них возникли сложности с процессом включения в рабочую деятельность.
Следовательно, классическая музыка обладает седативным эффектом, оказывая тормозящее действие на центры, ответственные за когнитивные функции, также она способствует возникновению трудностей, связанных со сменой вида деятельности.
У учащихся, слушавших китайскую традиционную музыку, корректурная проба Бурдона показала, что концентрация внимания понизилась с значений 43,74±27,32 до 24,36±23,36 (р=0,021), а переключаемость, в свою очередь, стала выше (исходные данные соответствовали значениям 6,65±8,30, после музыкального воздействия – 15,55±12,86 (р=0,013)). Оценка концентрации внимания проводилась согласно следующему принципу: чем больше полученная цифра, тем выше концентрация внимания. Также у данной группы детей были установлены затруднения с процессом сосредоточения на выполнении задач, поставленных перед ними. Кроме того, во время музыкального воздействия у учащихся было отмечено уменьшение раздражительности и волнения.
В ходе работы было установлено, что ни один из используемых в исследовании музыкальных жанров не оказал статистически значимого влияния на такие физиологические показатели организма, как частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, уровень систолического и диастолического артериального давления, а также на индекс Кердо и коэффициент Хильдебрандта (р>0,05) (таблица 2).
Был произведен расчет разницы между значениями, отражающими состояние функций сердечно-сосудистой системы до и после прослушивания музыкальных композиций разных жанров (Δ) (таблица 3). У групп, прослушавших рок- и классическую музыку, статистически значимо отличается Δ частоты сердечных сокращений (4,61±11,44 и -2,43±9,01, соответственно; p=0,038). Это позволяет сделать вывод о том, что рок-музыка, в отличие от классической, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений. Значимых изменений разницы между систолическим и диастолическим артериальном давлением между группами не наблюдалось.
Проба с арифметическим счетом позволила сделать вывод о том, что кратковременное музыкальное воздействие оказывает недостаточное влияние на когнитивные процессы, происходящие на более сложном уровне, требующем большее количество ассоциативных связей и навыков (при сравнении групп во всех случаях р>0,05) (таблица 4).
Таблица 1
Влияние разных музыкальных жанров на результаты корректурной пробы Бурдона
Показатели |
1 группа Рок-музыка (n=18) |
2 группа Поп-музыка (n=17) |
3 группа Классическая музыка (n=21) |
4 группа Китайская традиционная музыка (n=20) |
||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
Концентрация внимания |
40,07±27,45 |
27,77±29,26 |
49,08±28,97 |
52,58±25,44 |
45,75±28,83 |
30,30±28,92 |
43,74±27,32 |
*24,36±23,36 |
Переключаемость внимания, % |
8,48±10,83 |
18,20±19,25 |
6,02±6,58 |
5,07±7,23 |
6,32±6,08 |
*21,54±24,01 |
6,65±8,30 |
*15,55±12,86 |
Устойчивость внимания на 1-ой минуте |
5,81±1,64 |
*8,64±3,05 |
5,07±1,67 |
8,40±1,01 |
5,27±1,53 |
*6,19±1,16 |
5,88±1,12 |
6,00±1,38 |
Устойчивость внимания на 2-ой минуте |
6,42±1,31 |
*8,82±3,26 |
6,06±2,62 |
*8,78±2,15 |
5,88±2,57 |
5,62±1,45 |
6,15±1,98 |
6,15±1,98 |
Примечание: * – различия статистически значимы в сравнении с исходным фоном.
Таблица 2
Влияние разных музыкальных жанров на некоторые физиологические функции
Показатели |
1 группа Рок-музыка (n=18) |
2 группа Поп-музыка (n=17) |
3 группа Классическая музыка (n=21) |
4 группа Китайская традиционная музыка (n=20) |
||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
ЧД, дыхательных движений/мин |
19,72±4,43 |
19,94±4,39 |
17,35±3,99 |
16,67±4,07 |
17,10±4,23 |
16,43±5,07 |
18,55±3,51 |
17,00±2,57 |
ЧСС, уд/мин |
70,61±11,32 |
75,22±9,50 |
77,53±15,32 |
78,76±14,85 |
81,05±14,79 |
78,62±16,32 |
70,30±10,86 |
72,15±11,19 |
САД, мм рт ст |
111,83±15,19 |
107,50±11,89 |
122,65±12,84 |
122,88±11,08 |
119,33±13,15 |
113,43±10,79 |
113,50±12,35 |
110,00±19,53 |
ДАД, мм рт ст |
71,33±11,96 |
68,65±8,25 |
73,65±9,44 |
72,24±8,68 |
73,33±10,07 |
72,05±8,79 |
73,15±10,36 |
67,95±11,09 |
Индекс Кердо |
-3,46±22,48 |
7,28±17,47 |
3,14±14,36 |
6,24±15,68 |
7,55±16,87 |
4,95±21,54 |
-5,97±20,67 |
4,05±19,62 |
Коэффициент Хильдебрандта |
3,74±0,93 |
3,96±1,05 |
4,68±1,54 |
4,95±1,65 |
5,06±1,75 |
5,18±1,83 |
3,95±0,84 |
4,36±1,09 |
Таблица 3
Сравнительная характеристика разницы показателей сердечно-сосудистой системы (Δ) в группах при прослушивании музыки разных жанров
Показатели |
1 группа Рок-музыка (n=18) |
2 группа Поп-музыка (n=17) |
3 группа Классическая музыка (n=21) |
4 группа Китайская традиционная музыка (n=20) |
p1-p2 |
p1-p3 |
p1-p4 |
p2-p3 |
p2-p4 |
p3-p4 |
ЧСС, уд/мин |
4,61±11,44 |
1,24±10,84 |
-2,43±9,01 |
1,85±12,67 |
0,48 |
*0,03 |
0,37 |
0,21 |
0,87 |
0,26 |
САД, мм рт. ст. |
-4,33±9,14 |
-9,76±16,35 |
-5,90±9,15 |
-3,50±18,98 |
0,86 |
0,59 |
0,23 |
0,60 |
0,29 |
0,36 |
ДАД, мм рт. ст. |
-2,78±10,22 |
-1,41±8,15 |
-1,29±7,72 |
-5,20±12,80 |
0,52 |
0,60 |
0,66 |
0,24 |
0,30 |
0,96 |
Примечание: р – значимость различий, * – различия статистически значимы в группах 1 и 3.
Таблица 4
Влияние разных музыкальных жанров на арифметический счет
Показатели |
1 группа Рок-музыка (n=18) |
2 группа Поп-музыка (n=17) |
3 группа Классическая музыка (n=21) |
4 группа Китайская традиционная музыка (n=20) |
||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
Количество ошибок, шт |
1,22±1,17 |
1,44±1,20 |
1,00±1,58 |
0,82±1,67 |
0,67±1,11 |
1,00±1,61 |
2,15±2,39 |
2,20±2,57 |
Скорость, пример/сек |
6,93±2,88 |
7,63±8,19 |
7,17±4,33 |
6,76±3,56 |
6,36±2,15 |
6,16±2,50 |
7,33±2,17 |
6,45±2,13 |
Заключение
Однократное прослушивание рок- и поп-музыки, классической и китайской традиционной музыки снижает концентрацию и устойчивость внимания, предрасполагает к возникновению трудностей с переключаемостью. Рок-музыка, в отличие от классической, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений. Классическая и китайская традиционная музыка оказывают седативный эффект и способствуют релаксации, рок-музыка обладает возбуждающим действием. Поп-музыка существенно не влияет на поведение учащихся, что, возможно, связано с наиболее частым ее прослушиванием.
Библиографическая ссылка
Полыгалова Н.Л., Ярошенко А.А., Гуляева И.Л. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ НА ВНИМАНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // European Journal of Natural History. – 2022. – № 2. – С. 60-64;URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34260 (дата обращения: 22.11.2024).