Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ НА ВНИМАНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полыгалова Н.Л. 1 Ярошенко А.А. 1 Гуляева И.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «ПГМУ им. Академика Е. А. Вагнера» Минздрава России
В настоящее время музыка окружает нас повсюду: в кинотеатрах, в рекламах, в общественном транспорте, в торговых центрах и так далее. Многие исследователи отмечают ее существенное влияние на все системы и функции организма. Возникающие в головном мозге реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное состояние человека. Эмоции, в свою очередь, влияют на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга. Дети в силу лабильности своего психоэмоционального состояния легко поддаются музыкальному воздействию, которое воспринимается на бессознательном уровне. В результате чего меняются их поведенческие реакции и когнитивные способности. В связи с этим было проведено исследование, которое включало в себя однократное прослушивание музыкальных композиций разных жанров с оценкой физиологических показателей (частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, уровня артериального давления) до и после музыкального воздействия. Также был произведен расчет индекса Кердо, определяющий преобладающий тип вегетативной нервной системы, и коэффициента Хильдебрандта, отражающего кардиореспираторные взаимоотношения. Кроме этого, была проведена корректурная проба Бурдона, позволяющая оценить внимание детей школьного возраста, и оценка скорости арифметического счета, характеризующая процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. По результатам проведенного исследования однократное прослушивание рок- и поп-музыки, классической и китайской традиционной музыки снижает концентрацию и устойчивость внимания, предрасполагает к возникновению трудностей с переключаемостью. Рок-музыка, в отличие от классической, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений. Классическая и китайская традиционная музыка оказывают седативный эффект и способствуют релаксации, рок-музыка обладает возбуждающим действием. Поп-музыка существенно не влияет на поведение учащихся, что, возможно, связано с наиболее частым ее прослушиванием.
музыкальное воздействие
когнитивные способности
внимание
физиологические показатели
вегетативная нервная система
корректурная проба Бурдона
1.Terry P.C., Karageorghis C.I., Curran M.L., Martin O.V., Parsons-Smith R.L. Effects of music in exercise and sport: a meta-analytic review. Psychological Bulletin. 2020. Vol. 146. No. 2. P. 91-117. DOI: 10.1037/bul0000216.
2.Лусточкина А.П. Концепция музыкальной терапии // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: матер. 25-й Междунар. науч.-практич. конф. г. Екатеринбург. 7-8 апреля 2020. Т. 2. С. 233-238.
3.Шушарджан С.В. Эволюция, достижения и перспективы музыкальной терапии // Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции г. Москва. 22-23 марта 2019. С. 6-8.
4.Waheed A., Kossor D., Collins W., Camie A. Effect of specific music on psychoneuroimmunological responses. International Journal of Oncology Research. 2018. Vol. 1. No. 2. P. 1-16. DOI: 10.23937/ijor-2017/1710011.
5. Welch G.F., Biasutti M., MacRitchie J., McPherson G.E., Himonides E., editorial: The impact of music on human development and well-being. Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01246

В настоящее время музыка окружает нас повсюду: в кинотеатрах, в рекламах, в общественном транспорте, в торговых центрах и так далее. С одной стороны, она служит источником вдохновения или просто необходима для полноценного отдыха, с другой – способна привести к зависимости, что в дальнейшем может негативно сказаться на здоровье человека. Действительно, музыка настолько важна для человеческого существования, что немецкий философ Фридрих Ницше, как известно, заявил: «Без музыки жизнь была бы ошибкой» [1].

Многие исследователи отмечают существенное влияние музыки на все системы и функции организма [2]. Органы слуха воспринимают стимул и запускают сложные нейрогормональные реакции. Кожа воспринимает акустические поля своими рецепторами и передает энергию механических колебаний внутренним органам. В свою очередь, органы и клетки меняют активность по принципу резонансных откликов на воздействия акустической энергией [3]. Возникающие в головном мозге реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное состояние человека. Эмоции, в свою очередь, влияют на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и другие [2]. Это подтверждается тем, что, например, люди, слушающие одну и ту же музыку, как правило, синхронизируют не только свои движения, но и свое дыхание, а также ритм сердца [1].

Особенно чувствителен к музыке детский организм. В силу лабильности психоэмоционального состояния они легко поддаются музыкальному воздействию, которое ощущается на бессознательном уровне [4]. Так, Мария Селеста Фазано в своей работе по влиянию оркестровой музыки на гиперактивность и тормозной контроль детей школьного возраста подтвердила, что инновационная интенсивная трехмесячная оркестровая программа в Италии для детей в возрасте от 8 до 10 лет была особенно полезна в снижении гиперактивности, невнимательности и импульсивности, одновременно усиливая тормозной контроль [5].

Кроме того, тысячи проведенных исследований подтверждают утверждение о том, что музыка изменяет когнитивные способности человека. Известно, что у детей, посещающих учреждения культуры дополнительного музыкального образования, уровень IQ выше по сравнению с детьми, не занимающихся по данному направлению.

В связи с этим возникает немало вопросов. Как воздействуют различные музыкальные жанры на функционирование органов, систем и организма в целом? Действительно ли музыка способна оказывать воздействие на когнитивные функции головного мозга? Данная работа посвящена изучению отдельных аспектов этой проблемы.

Цель исследования: изучение влияния музыкальных композиций разных жанров на внимание и некоторые физиологические функции у детей школьного возраста.

Материалы и методы исследования

В исследовании участвовало 76 учащихся МБОУ «ОСОШ №1 имени героя РФ В.П. Брюхова» в возрасте 13, 16 и 17 лет, среди которых 37 человек женского пола и 39 человек мужского пола. На момент тестирования отклонений в физическом развитии учащиеся не имели, соматические заболевания отсутствовали, во время беседы нарушений со стороны психической деятельности также не было выявлено.

Исследование включало в себя однократное прослушивание музыкальных композиций разных жанров с оценкой физиологических показателей (частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, уровня артериального давления) до и после музыкального воздействия. Для определения преобладающего типа вегетативной нервной системы на основании данных частоты сердечных сокращений и уровня диастолического артериального давления производился расчет вегетативного индекса Кердо (ВИК). Нормальными значениями для ВИК является диапазон от -15 до +15; о парасимпатикотонии свидетельствует значения менее -15, о симпатикотонии – более +15. Также был рассчитан коэффициент Хильдебрандта – показатель кардиореспираторных взаимоотношений (референсный интервал 2,8 – 4,8). Отклонение от нормы свидетельствует о межсистемном рассогласовании. Для расчета данного показателя использовались такие характеристики функционирования организма, как частота сердечных сокращений и частота дыхания.

С целью исследования влияния музыкальных композиций на высшую нервную деятельность человека использовалась корректурная проба Бурдона, позволяющая оценить концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания. Кроме того, была проведена оценка скорости арифметического счета, характеризующая процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Для этого учащимся было предложено решение 15 математических примеров на сложение и вычитание двузначных чисел в течение 2 минут.

В соответствии с музыкальным жанром учащиеся были разделены на 4 группы (рок, китайская традиционная музыка, классическая музыка и поп-музыка). Музыкальное воздействие проводилось в течение 20 минут.

При статистической обработке данных оценивали среднюю величину (М), стандартное отклонение (SD) и t-критерий Стьюдента. Различия между выборками считали значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

У учащихся, которым для прослушивания была предложена рок-музыка, в ходе исследования корректурная проба Бурдона показала следующие статистически значимые изменения: снижение устойчивости внимания как на первой минуте (исходные данные соответствовали значениям 5,81±1,64, после музыкального воздействия – 8,64±3,05 (р=0,001)), так и на второй минуте тестирования (исходные значения – 6,42±1,31, после музыкального воздействия – 8,82±3,26 (р=0,007)) (таблица 1).

Для того чтобы интерпретировать полученные данные об устойчивости внимания, использовались следующие критерии: значение «0-2» – очень высокая, «3-4» – высокая, «5-6» – средняя, «7-8» – низкая, «9-10» – очень низкая.

Таким образом, внимание детей данной группы после прослушивания рок-музыки снизилось, кроме того, в ходе исследования отмечались излишняя гипервозбудимость, неусидчивость и раздражительность.

У учащихся, слушавших поп-музыку, также было отмечено снижение устойчивости внимания на 2-ой минуте тестирования (исходные данные соответствовали значениям 6,06±2,62, конечные – 8,78±2,15 (р=0,003)). Во время прослушивания музыкальных композиций данного жанра ярко выраженных изменений в поведении учащихся не было выявлено.

Классическая музыка, помимо снижения устойчивости внимания на первой минуте (данные до музыкального воздействия – 5,27±1,53, после – 6,19±1,16 (р=0,036)), увеличила переключаемость внимания: значения с 6,32±6,08 возросли до 21,54±24,01 (р=0,008). Для того чтобы оценить полученные данные по переключаемости внимания, были использованы следующие критерии: «0-20%» – очень высокая, «21-40%» – высокая, «41-60%» – средняя, «61-80%» – низкая, «81-100%» – очень низкая. То есть у данной группы детей внимание снизилось аналогично той группе, которой для прослушивания была предложена рок-музыка, но с некоторой особенностью: устойчивость внимания под действием классической музыки на 2-ой минуте тестирования вернулась к исходным значениям. Кроме того, в ходе исследования несколько человек отметили уменьшение головных болей, каждый второй учащийся расслабился, наклонившись на парту. Больше половины исследуемых пожаловались на то, что после музыкального воздействия у них возникли сложности с процессом включения в рабочую деятельность.

Следовательно, классическая музыка обладает седативным эффектом, оказывая тормозящее действие на центры, ответственные за когнитивные функции, также она способствует возникновению трудностей, связанных со сменой вида деятельности.

У учащихся, слушавших китайскую традиционную музыку, корректурная проба Бурдона показала, что концентрация внимания понизилась с значений 43,74±27,32 до 24,36±23,36 (р=0,021), а переключаемость, в свою очередь, стала выше (исходные данные соответствовали значениям 6,65±8,30, после музыкального воздействия – 15,55±12,86 (р=0,013)). Оценка концентрации внимания проводилась согласно следующему принципу: чем больше полученная цифра, тем выше концентрация внимания. Также у данной группы детей были установлены затруднения с процессом сосредоточения на выполнении задач, поставленных перед ними. Кроме того, во время музыкального воздействия у учащихся было отмечено уменьшение раздражительности и волнения.

В ходе работы было установлено, что ни один из используемых в исследовании музыкальных жанров не оказал статистически значимого влияния на такие физиологические показатели организма, как частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, уровень систолического и диастолического артериального давления, а также на индекс Кердо и коэффициент Хильдебрандта (р>0,05) (таблица 2).

Был произведен расчет разницы между значениями, отражающими состояние функций сердечно-сосудистой системы до и после прослушивания музыкальных композиций разных жанров (Δ) (таблица 3). У групп, прослушавших рок- и классическую музыку, статистически значимо отличается Δ частоты сердечных сокращений (4,61±11,44 и -2,43±9,01, соответственно; p=0,038). Это позволяет сделать вывод о том, что рок-музыка, в отличие от классической, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений. Значимых изменений разницы между систолическим и диастолическим артериальном давлением между группами не наблюдалось.

Проба с арифметическим счетом позволила сделать вывод о том, что кратковременное музыкальное воздействие оказывает недостаточное влияние на когнитивные процессы, происходящие на более сложном уровне, требующем большее количество ассоциативных связей и навыков (при сравнении групп во всех случаях р>0,05) (таблица 4).

Таблица 1

Влияние разных музыкальных жанров на результаты корректурной пробы Бурдона

Показатели

1 группа

Рок-музыка

(n=18)

2 группа

Поп-музыка

(n=17)

3 группа

Классическая музыка

(n=21)

4 группа

Китайская традиционная музыка (n=20)

До

После

До

После

До

После

До

После

Концентрация внимания

40,07±27,45

27,77±29,26

49,08±28,97

52,58±25,44

45,75±28,83

30,30±28,92

43,74±27,32

*24,36±23,36

Переключаемость внимания, %

8,48±10,83

18,20±19,25

6,02±6,58

5,07±7,23

6,32±6,08

*21,54±24,01

6,65±8,30

*15,55±12,86

Устойчивость внимания на 1-ой минуте

5,81±1,64

*8,64±3,05

5,07±1,67

8,40±1,01

5,27±1,53

*6,19±1,16

5,88±1,12

6,00±1,38

Устойчивость внимания на 2-ой минуте

6,42±1,31

*8,82±3,26

6,06±2,62

*8,78±2,15

5,88±2,57

5,62±1,45

6,15±1,98

6,15±1,98

Примечание: * – различия статистически значимы в сравнении с исходным фоном.

Таблица 2

Влияние разных музыкальных жанров на некоторые физиологические функции

Показатели

1 группа

Рок-музыка

(n=18)

2 группа

Поп-музыка

(n=17)

3 группа

Классическая музыка

(n=21)

4 группа

Китайская традиционная музыка (n=20)

До

После

До

После

До

После

До

После

ЧД, дыхательных движений/мин

19,72±4,43

19,94±4,39

17,35±3,99

16,67±4,07

17,10±4,23

16,43±5,07

18,55±3,51

17,00±2,57

ЧСС, уд/мин

70,61±11,32

75,22±9,50

77,53±15,32

78,76±14,85

81,05±14,79

78,62±16,32

70,30±10,86

72,15±11,19

САД, мм рт ст

111,83±15,19

107,50±11,89

122,65±12,84

122,88±11,08

119,33±13,15

113,43±10,79

113,50±12,35

110,00±19,53

ДАД, мм рт ст

71,33±11,96

68,65±8,25

73,65±9,44

72,24±8,68

73,33±10,07

72,05±8,79

73,15±10,36

67,95±11,09

Индекс Кердо

-3,46±22,48

7,28±17,47

3,14±14,36

6,24±15,68

7,55±16,87

4,95±21,54

-5,97±20,67

4,05±19,62

Коэффициент Хильдебрандта

3,74±0,93

3,96±1,05

4,68±1,54

4,95±1,65

5,06±1,75

5,18±1,83

3,95±0,84

4,36±1,09

Таблица 3

Сравнительная характеристика разницы показателей сердечно-сосудистой системы (Δ) в группах при прослушивании музыки разных жанров

Показатели

1 группа

Рок-музыка

(n=18)

2 группа

Поп-музыка

(n=17)

3 группа

Классическая музыка (n=21)

4 группа

Китайская традиционная музыка (n=20)

p1-p2

p1-p3

p1-p4

p2-p3

p2-p4

p3-p4

ЧСС, уд/мин

4,61±11,44

1,24±10,84

-2,43±9,01

1,85±12,67

0,48

*0,03

0,37

0,21

0,87

0,26

САД, мм рт. ст.

-4,33±9,14

-9,76±16,35

-5,90±9,15

-3,50±18,98

0,86

0,59

0,23

0,60

0,29

0,36

ДАД, мм рт. ст.

-2,78±10,22

-1,41±8,15

-1,29±7,72

-5,20±12,80

0,52

0,60

0,66

0,24

0,30

0,96

Примечание: р – значимость различий, * – различия статистически значимы в группах 1 и 3.

Таблица 4

Влияние разных музыкальных жанров на арифметический счет

Показатели

1 группа

Рок-музыка

(n=18)

2 группа

Поп-музыка

(n=17)

3 группа

Классическая музыка (n=21)

4 группа

Китайская традиционная музыка (n=20)

До

После

До

После

До

После

До

После

Количество ошибок, шт

1,22±1,17

1,44±1,20

1,00±1,58

0,82±1,67

0,67±1,11

1,00±1,61

2,15±2,39

2,20±2,57

Скорость, пример/сек

6,93±2,88

7,63±8,19

7,17±4,33

6,76±3,56

6,36±2,15

6,16±2,50

7,33±2,17

6,45±2,13

Заключение

Однократное прослушивание рок- и поп-музыки, классической и китайской традиционной музыки снижает концентрацию и устойчивость внимания, предрасполагает к возникновению трудностей с переключаемостью. Рок-музыка, в отличие от классической, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений. Классическая и китайская традиционная музыка оказывают седативный эффект и способствуют релаксации, рок-музыка обладает возбуждающим действием. Поп-музыка существенно не влияет на поведение учащихся, что, возможно, связано с наиболее частым ее прослушиванием.


Библиографическая ссылка

Полыгалова Н.Л., Ярошенко А.А., Гуляева И.Л. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ НА ВНИМАНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // European Journal of Natural History. – 2022. – № 2. – С. 60-64;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34260 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674