Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Леонов С.А. 1 Сорокина В.В. 1 Мокашева Ек.Н. 1 Мокашева Евг.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава РФ
Стресс проявляет свое воздействие на все аспекты жизни человека. Не исключение и студенты, которые за время обучения в высшем учебном заведении постоянно подвергаются всевозможным стрессовым факторам, связанными со сдачей экзаменов, зачетов и необходимостью адаптации к новым условиям жизни в общежитии. Студенты-медики в связи с особенностями обучения в медицинском вузе особенно подвержены подобным влияниям, также на них начинают воздействовать дополнительные стрессовые факторы, связанные с началом обучения на клинических базах и постоянным контактом с пациентами, требующими определенного уровня стрессоустойчивости со стороны обучающихся. В исследовании приняло участие 68 студентов 3 курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, которые ответили на вопросы Бостонского теста на стрессоустойчивость и Шкалы оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс. У всех студентов были измерены пульс, артериальное давление, рост, вес, частота дыхательных движений и посчитаны такие физиологические индексы, как коэффициент выносливости, индекс Кердо, ударный объем сердца, индекс Хильдебрандта, тип саморегуляции кровообращения, коэффициент экономичности кровообращения. Все испытуемые поделены на 5 групп в зависимости от уровня коэффициента выносливости. При анализе по группам наихудшие показатели по физиологическим индексам определялись в группе IV и V, уровень коэффициента выносливости в которых был от 21 и выше. Также в данных группах был выше уровень стресса и предрасположенность к развитию заболеваний согласно опросникам. Можно предположить, что полученные результаты связаны с более низким потенциалом адаптации среди этих двух исследуемых групп.
стресс
стрессоустойчивость
функциональные пробы
антропометрия
бостонский тест
студенты
медицинский вуз
1. Бушма Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6. C 22-26.
2. Дробышева О.М. Оценка повышения стрессоустойчивости студентов / О.М Дробышева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. C. 1-21.
3. Сергиенко А.В. Изучение динамики функционального состояния студентов в ходе учебной деятельности и поиск способов нелекарственной коррекции / А.В. Сергиенко, В.В. Сорокина, М.А. Юдина // Агаджаняновские Чтения. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российский университет дружбы народов. 2020. С 203-205.
4. Мокашева Ев.Н. Оценка воздействия стресса на степень адаптации сердечно-сосудистой системы и формирование невротических расстройств у студентов / Ев.Н. Мокашева, Ек.Н. Мокашева, А.В. Макеева // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 1. С. 223-225.
5. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
6. Клиническая психометрика: учебное пособие / В.А. Солдаткин [и др.]. Ростов н/Д.: РостГМУ, 2018. 339 с.
7. Александров И.А. Особенности развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков 15-17 лет: выпускная квалификационная работа / И.А. Александров; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Ин-т гуманитар. и соц.-экон. образования, Каф. теории и методики физ. культуры. Екатеринбург, 2016. 56 с.
8. Влияние вегетативного статуса на адаптационный потенциал и распространенность хронических заболеваний / А.А. Умеренко [и др.] // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 1. С. 223-225.
9. Классина С.Я. Индекс Хильдебрандта как прогностический критерий отказа от интенсивной физической нагрузки / С.Я. Классина // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. № 2. С. 68-73.
10. Мельник С.Н. Особенности показателей сердечно-сосудистой системы студентов с различными типами саморегуляции кровообращения / С.Н. Мельник, В.В. Мельник // Проблемы здоровья и экологии. 2019. № 2. С. 80-85.
11. Рожкова С.В. Биоинформационный анализ морфофункциональных характеристик студентов северного вуза с разным уровнем физической активности: дис. ... канд. биол. наук: 03.01.09 / С.В. Рожкова; Сургутский государственный университет. Сургут, 2015. 125 с.
12. Хвостова С.А. Психофизиология стрессовых состояний при травмах опорно-двигательной системы / С.А. Хвостова. М.: Акад. естествознания, 2012. 179 с.

Стресс без сомнений на сегодняшний день присутствует в любом аспекте жизни человека. Не обходит он стороной и подрастающее поколение, особенно студенческое сообщество, которое из-за своих особенностей вынуждено постоянно сталкиваться с большим количеством стрессовых ситуаций в университетской жизни. Стресс как условие интеллектуального труда студентов связан с колоссальными стандартами обучения в вузах, требующими изучения огромного количества теоритических знаний, освоения в полном объеме необходимых практических навыков и приспособления к быстро сменяющимся учебной и социальной средам [1].

Обучение в университетах и институтах является интенсивной работой для любого человека. Недостаток ресурсов организма вместе с ограничением временных ресурсов, неправильным питанием и несоблюдением режима дня ведет к отрицательным эмоциям во время занятий, к подрыву стрессоустойчивости, что в свою очередь приводит к сбою в сферах эмоций, мотивации и поведения [2].

Особенно большие учебные нагрузки испытывают студенты-медики. Обучение в медицинском вузе обладает рядом особенностей, отличающих его от других: насыщенность программы, необходимость передвижения между клиническими базами, которые могут находиться в разных районах города, общение с пациентами во время самостоятельной курации на занятиях, необходимость обработки большого количества визуальной, слуховой, тактильной информации при осмотре пациента для последующих выводов и постановки диагнозов. Все это требует большого напряжения в работе высшей нервной деятельности, что со временем без должной коррекции может вызывать снижение работоспособности. Среди медиков подавляющее большинство имеет признаки дезадаптации. При этом ярче наблюдаются проявления срыва адаптаций и ухудшения работоспособности. Этому способствует хроническая эмоциональная нагрузка и повышенная ответственность [3]. Данные негативные факторы отрицательно влияют на здоровье и общее самочувствие студентов, способствуя снижению уровня посещаемости очных занятий среди студентов, что пагубно влияет на уровень знаний и успеваемость среди обучающихся.

Проблема стрессоустойчивости современных студентов-медиков является важной не только для педагогики в высшей медицинской школе, но и для будущего медицины в целом. Поэтому на данном этапе развития клинической и профилактической медицины изучение влияния стресса на сердечно-сосудистую систему обучающихся является важной тематикой. Ряд исследований позволяет выявить отрицательное воздействие стресса на физиологические показатели сердечно-сосудистой системы, что является важной темой для будущих исследований, так как может помочь в развитии профилактики патологии органов сердца и сосудов подрастающего поколения студентов уже на этапе обучения в высшем учебном заведении и стать основой для различных спортивных и просветительских программ [4]. Важность данной проблемы трудно переоценить, так как будущие врачи будут сталкиваться в своей клинической практике со всевозможными трудностями, требующими от них хорошего уровня адаптации. Важно сохранить имеющийся в молодом возрасте адаптационный потенциал обучающихся во время обучения в медицинском вузе, который пригодится им уже на этапе работы в практическом здравоохранении.

Целью исследования является изучение влияния уровня коэффициента выносливости на адаптационный потенциал, уровень стрессоустойчивости и выраженность психофизиологической реакции на стресс у студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие 68 человек – студенты 3 курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, средний возраст которых составил 19,9 ± 0,99 лет. Было проведено анкетирование испытуемых с помощью Бостонского теста на стрессоустойчивость и Шкалы оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс [5, 6]. У студентов были измерены такие антропометрические показатели, как длина и масса тела, а также частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхательных движений. На основании выше перечисленных показателей были рассчитаны следующие индексы, являющиеся критериями адаптационного потенциала: вегетативный индекс Кердо, ударный объем сердца (УОС), индекс Хильдебрандта, тип саморегуляции кровообращения (ТСК) и коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) и коэффициент выносливости.

Все полученные результаты были обработаны при помощи стандартных методов статистики с использованием пакета прикладных программ STATISTICA version 6.0 и Microsoft Office Excel 2011. Результаты анализа считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Принявшие участие в исследовании 68 студентов были поделены на 5 групп в зависимости от значений коэффициента выносливости (КВ): группа I со значением КВ ниже 12, в которую вошли 5 исследуемых (7,2 %); группа II со значением КВ от 13 до 15, в которую было включено 6 студентов (8,6 %); группа III со значениями КВ от 16 до 20, в которую вошли 27 студентов (39,1 %); группа IV со значениями КВ от 21 до 25, в которую были включены 13 исследуемых (18,8 %); группа V со значениям КВ более 26, в которую вошли 17 студентов (24,6 %) [7]. Обращает на себя внимание тот факт, что в группы I и II с наилучшими показателями КВ попало наименьшее количество студентов, а наибольшую по объему составила группа III со средними значениями КВ. В группах IV и V, в которых КВ отражает наихудшие показатели выносливости и требует отказа от силовых нагрузок, в суммарном количестве попало 30 исследуемых, что в процентах составило 43 % от общего числа исследуемых студентов (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Процентное распределение студентов в зависимости от уровня коэффициента выносливости

При сравнении показателей индекса Кердо, который отвечает за вегетативный статус, в группе I с КВ до 12 у обследуемых студентов показатель 0,97 ± 0,04 наиболее приближен к 0, то есть нормотонии, когда парасимпатическая и симпатическая нервные системы находятся в равновесии, что в наименьшей степени способствует развитии хронической патологии [8]. В то же время в группе IV с КВ в границе от 21 до 25 индекс Кердо равен 15,38 ± 0,76, а в группе V, где КВ от 26 и выше, средние значения индекса Кердо составили 10,93 ± 0,54. Данные показатели говорят о преобладании симпатических влияний в вегетативной нервной системе, что в свою очередь может способствовать развитию соответствующей патологии (таблица).

Изменение физиологических индексов среди исследуемых групп

Индексы

Индекс Кердо

УОС

Индекс Хильдебрандта

ТСК

КЭК

группа I

0,97 ± 0,04

74,12 ± 3,70

4,16 ± 0,20

99,02 ± 4,95

3961,0 ± 198,05

группа II

5,68 ± 0,28

68,14 ± 3,40

4,69 ± 0,09

94,31 ± 4,71

4063,83 ± 203,19

группа III

-3,58 ± 0,17

58,06 ± 2,90

4,82 ± 0,24

103,58 ± 5,17

2913,96 ± 145,69

группа IV

15,38 ± 0,76

59,56 ± 2,97

5,03 ± 0,25

84,61 ± 4,23

3056,69 ± 152,84

группа V

10,93 ± 0,54

51,53 ± 2,57

5,18 ± 0,25

89,06 ± 4,45

2087,05 ± 104,35

При сравнении показателей ударного объема сердца, наилучшие показатели отмечаются в группе I – 74,14 ± 3,70. Наихудшие значения УОК выявлены в группе V – 51,53 ± 2,57. Для исследуемых из данной группы показатели ударного объема сердца находятся на нижней границе нормы, которая находится в диапазоне от 50 до 75 мл, что говорит о необходимости дополнительных обследований среди студентов, вошедших в данную группу.

Индекс Хильдебрандта отображает межсистемные взаимодействия в кардиореспираторной системе. Нормальные значения данного индекса находятся в границах от 2,8 до 4,9 [9]. В группах I, II и III данный индекс находится в границах нормы: 4,16 ± 0,20; 4,69 ± 0,09 и 4,82 ± 0,24 соответственно. В группах IV и V средние значения индекса Хильдебрандта выходят за показатели нормы: 5,03 ± 0,25 и 5,180,25. Подобные показатели говорят о рассогласовании в деятельности сердечной и дыхательной систем и необходимости дополнительных обследований.

При анализе средних значений показателя типа саморегуляции кровообращения в группах I, II и III определяются следующие показатели: 99,02 ± 4,95; 94,31 ± 4,71 и 103,58 ± 5,17 соответственно. Данные значения ТСК соответствуют смешанному типу регуляции или сердечно-сосудистому, который отражает наиболее сбалансированный тип саморегуляции кровообращения. В группах IV и V средние значения ТСК 84,61 ± 4,23 и 89,06 ± 4,45. Данные значения соответствуют сердечному типу саморегуляции кровообращения, который связан с напряженностью функционирования сердечно-сосудистой системы и возможностью адаптации к кратковременным воздействиям внешней среды [10].

Значения нормы коэффициента экономичности кровообращения находятся в пределах от 2500 до 3000 [11]. В группе V значения КЭК 2087,05 ± 104,35, что говорит о необходимости дополнительного обследования, так как средние значения данного коэффициента значительно ниже нормы. В остальных группах данный показатель находится либо в границах нормы, либо превышает ее, что свидетельствует об экономичном расходовании резервов сердечно-сосудистой системы [12].

При анализе уровня стрессоустойчивости по исследуемым группам в группах I, II и III средние значения по Бостонскому тесту на стрессоустойчивость равняются 23,0 ± 1,15; 22,0 ± 1,10 и 28,5 ± 1,42 соответственно (рис. 2). Все три показателя находятся в диапазоне от 10 до 30, поэтому уровень стресса в первых трех группах можно интерпретировать как нормальный. В группе IV и V средние значения по опроснику равны 34,1 ± 1,70 и 33,8 ± 1,69, что свидетельствует об повышенном уровне стресса среди данных групп исследуемых студентов [5].

missing image file

Рис. 2. Распределение средних значений по Бостонскому тесту на стрессоустойчивость и Шкале оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс среди исследуемых групп

Подобная закономерность наблюдается и при анализе средних значений Шкалы оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс. В группах I, II и III показатели по данной шале находятся в пределах от 40 до 75 и равняются 63,2 ± 3,16; 63,3 ± 3,16 и 64,2 ± 3,21 соответственно. Полученные результаты можно интерпретировать как минимальную вероятность развития заболеваний среди первых трех исследуемых групп [6]. Средние значения в группах IV и V равняются 80,8 ± 4,04 и 85,3 ± 4,26 соответственно и находятся в границах от 76 до 100, что говорит о небольшой вероятности развития заболеваний среди данной группы студентов.

Следует отметить, что наихудшие показатели по уровню стресса и вероятности развития различной патологии отмечены среди групп IV и V, коэффициент выносливости которых находился в диапазоне от 21 и выше. Также в этих двух группах среди исследуемых студентов выявлены наибольшие отклонения по рассчитанным физиологическим индексам. Стоит обратить внимание на то, что в общем к данным двум группам относятся 30 человек из 68 учащихся, что соответствует 43 % и является весьма весомой частью от общей выборки.

Выводы

Из всего выше сказанного можно сделать предположение, что у исследуемых с коэффициентом выносливости от 21 и более вероятность развития заболеваний выше, стрессоустойчивость ниже, а физиологические показатели кровообращения хуже, чем у студентов с КВ ниже 20. Это может быть связано с более низким адаптивным потенциалом среди данной группы респондентов, что в свою очередь требует более внимательного отношения к студентам с подобными показателями коэффициента выносливости. Полученные результаты исследования можно использовать для подготовки различных программ по профилактике развития и коррекции возможной патологии среди учащихся уже на этапе обучения в вузе.

 


Библиографическая ссылка

Леонов С.А., Сорокина В.В., Мокашева Ек.Н., Мокашева Евг.Н. КОЭФФИЦИЕНТ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // European Journal of Natural History. – 2021. – № 2. – С. 58-62;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34166 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674