Научный журнал
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семерня М.М. 1 Савватеева О.А. 1
1 ГБОУ ВО Московской области «Университет «Дубна» (государственный университет «Дубна»)
В настоящее время экологические проблемы в мире и в частности в нашей стране стоят довольно остро. Сложившиеся экологическая ситуация обуславливает необходимость формирования у всех слоёв населения высокого уровня экологической культуры. Высокий уровень экологической культуры людей может быть сформирован при условии закладывании экологических основ во время образовательного процесса. Установлено, что чем младше возрастная группа обучающихся, тем эффективнее процесс обучения, следовательно, обучать основам экологии следует детей с ранних лет. Экологическое образование – это процесс обучения, который должен начинаться с самого раннего возраста, ведь он способствует развитию и воспитанию личности, формирует навыки природоохранной деятельности, развивает экологические представления и воспитывает в человеке бережное экологичное отношение к природе. Работа посвящена исследованиям материалов по основам педагогики, представлены традиционные и современные методы обучения, изучены различные образовательные технологии, формы, способы и средства обучения и воспитания обучающихся, использующиеся в экообразовании. Кроме того, представлены результаты применения различных методов и технологий обучения при работе с детьми различных возрастных групп в г. Дубна Московской области.
экология
природопользование
экологическое воспитание
экологическое образование
экологическое просвещение
экологическая культура
современные методы обучения
традиционные методы обучения
экологические занятия
1. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика – теоретическая основа уральской научной школы экологического образования // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 12. – С. 76-82.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
3. Педагогика. Методы обучения. – URL: https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php#25. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 18.12.2019.
4. Акбаров А.А. Традиционные и инновационные методы обучения: применение методов активного обучения в учебном процессе // Жизненное обучение. – 2015. – № 13. – С. 48-53.
5. Иванова В.В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. – 2018. – № 4. – С. 17-19.
6. Васильева А.Ю., Тупицына И.Н. Методика преподавания в вузе. – М.: РГСУ, 2016. – 257 с.
7. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. Медведевских О.В. Демонстрация как метод обучения. – URL: https://si-sv.com/publ/1/14-1-0-245. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 17.12.2019.
8. Мультфильм от Почемушкина // Откуда семечко знает, куда ему расти? – URL: https://www.youtube.com/watch?v=O6p4libGbcw&feature=emb_logo. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.10.2019.
9. Мультфильм от Почемушкина // Про одуванчик – URL: https://www.youtube.com/watch?v=8LHj_wkrckc&feature=emb_logo. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
10. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
11. Климкина В.М., Кондратьева Г.А. Современные методы обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса в вузе // Огарёв-Online. – 2016. – № 10 (75). – С. 1-8.
12. Головятенко Т.А. Метод проектов в новой концепции обучения студентов – будущих педагогов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 8. – С. 59-63.

Образовательная педагогическая деятельность для экологов весьма актуальна и обусловлена острой необходимостью формирования экологической культуры у различных слоёв населения, подготовкой высококвалифицированных кадров в области экологии для образовательных учреждений.

В настоящее время под экологической культурой понимают использование окружающей среды, в основе которой понимание естественных законов развития природы, при учёте ближайших и будущих последствий изменения природной среды под влиянием антропогенного фактора, формирование экологической культуры общества невозможно без просветительской деятельности педагогов в этой области. Экологическая педагогика – это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности формирования личности, которые в свою очередь характеризуются экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой. [1] Объектом экологической педагогики является сам процесс экологического образования. Предмет экологической педагогики – факты, механизмы, закономерности формирования личности, которая обладает экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе взаимодействия человека и изменяемой им природной среды.

Цель исследования состоит в изучении материалов и методов по педагогике в сфере экологического образования различных авторов для проведения экологических занятий с детьми по некоторым экологическим аспектам с целью развития их экологической культуры.

Материалы и методы исследования

В основе исследования лежит изучение трудов различных авторов как по общей педагогике, так и в сфере экологического образования. Представлен опыт самостоятельной педагогической деятельности авторов в общеобразовательных учреждениях г. Дубна Московской области в 2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Были проведены занятия в различных образовательных учреждениях и Библиотеке семейного чтения г. Дубны. Возрастной диапазон обучающихся широко варьировался от дошкольников 5 лет до учеников средней школы 6 класса. Основными задачами было изучение методов педагогики, применяемых на практике на сегодняшний день, проведение занятий по темам: «Растительный мир Дубны» и «Биоразнообразие. Сохранение редких видов животных и растений», следует отметить, что занятие по освещению растительного мира в каждом учреждении и по возрастным группам отличается, ввиду своей специфики. В каждом учреждение присутствовала комплексность применяемых методов обучения (сочетание традиционных и современных методов).

Методы обучения в современной педагогике пестрят своим разнообразием, многие из них уже надёжно закрепились в сфере преподавания во многих дисциплинах, некоторые только начинают активно использоваться. [2] Методы обучения рассматривают как взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности педагога и обучающихся. Под методами обучения подразумевают чередование способов взаимодействия преподавателя и обучающихся, которые последовательны и направлены на достижение характерной дидактической цели. Все методы обучения ориентированы на какую-то конечную цель – например, освоение знаний по дисциплине, также метод включает в себя предполагаемые средства обучения и систему действий.

Экологическое образование, включает в себя различное сочетание самых разнообразных методов обучения, в нём единой классификации методов не существует. Чаще всего в экологическом воспитании дошкольников и школьников младшей возрастной группы обширно используется следующая классификация методов (наглядные, словесные, практические). Объекты, природные процессы, которые познаёт и должен познать ребенок, требуют использования самых разнообразных методов, для того чтобы ребёнок многогранно познал окружающей его мир. [1]

Наглядные методы во всей своей полноте, чаще всего используются для обучения детей дошкольного возраста, так как они полностью соответствуют возможности их познавательной деятельности, позволяют сформировать у них чёткие представления о природе многих естественных процессов в окружающей среде. Практические методы как правило всегда подразумевают под собой игровую деятельность в той или иной форме, детям могут быть представлены элементарные химические опыты и моделирование. Словесные методы – это взаимное сочетание рассказа, беседы педагога и детей, могут включать в себя чтение художественных произведений о живой природе и её основных составляющих. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и их обобщения. Словесные методы благодаря понятной языковой форме способствуют формированию у детей эмоционально-положительного отношения к природе и её объектам. [3]

В экологическом образовании и воспитании для достижения высокого уровня знаний необходимо система различных методов. Комплексность методов должна присутствовать при обучении всех групп возрастов. В настоящий момент существуют две основные группы методов: традиционные и современные, но многие исследователи считают приоритетным смешанный метод (использование современных и проверенных временем – классических, методов).

Традиционные методы обучения имеют одну общую цель: это передача обучающимся новых знаний и доведение до них актуальной информации, для достижения максимального результата. Для того, чтобы результат был успешен у обучающегося должна быть хорошо развита ассоциативная память, ведь знания преподносят в готовом виде. В основе таких методов лежит информативно-иллюстративного деятельность, которая включает в себя различные формы рассказа, беседы или показа со стороны педагога и деятельности репродуктивного характера со стороны обучающегося. [4] Классические методы обучения используются на протяжении многих веков и присутствуют в современной педагогической практике, но у них есть ряд недостатков главным, из которых является то, что обучающиеся получают знания-шаблоны. Установлено, что информационно-репродуктивное обучение не является развивающим. Традиционные (классические) методы вопреки своим недостаткам используются на протяжении десятилетий и продолжают использоваться в современном процессе обучения, традиционные методы ещё долго будут находить себе применение в образовательной сфере, благодаря своей надёжности. Среди традиционных методов обучения выделяют: лекцию, рассказ, объяснение, беседу, учебную дискуссию, работу с книгой, демонстрацию, упражнения, взаимообучение, лабораторную работу, практику и самостоятельную работу. Все из них применяются в современной педагогической практике [2]. В качестве примеров, будут рассмотрены те методы обучения, которые были использованы на практических занятиях в г. Дубна в 2019 г в проекте «Экознания».

Рассказ – устное изложение учебной информации в повествовательной форме. Данный метод активно используется педагогами на всех этапах обучения, изменению подвергается лишь характер, объем и продолжительность рассказа. Рассказ должен излагаться понятным и доступным языком, иметь конкретную цель, логику изложения и эмоциональную окраску.

Метод рассказа активно применялся в образовательных дошкольных учреждениях г. Дубны, а также во время занятия со школьниками средней возрастной группы. В ходе проведения занятий, установлено, что рассказ ученики воспринимают более полно, запоминают больший объём информации, нежели при чтении. Обучающиеся активнее воспринимают слова в форме рассказа в повествовательной форме, так как здесь можно перейти на более понятные для них формы языка. С помощью рассказа детям была представлена информация по Красной книге Московской области, описаны меры охраны и защиты леса, растения, которые встречаются на городских ландшафтах. Следовательно, у детей сформировались навыки природоохранной деятельности.

Рассказы различаются по целям: вступительный, повествовательный, заключительный: все три формы использовались в сочетании с иллюстрацией (презентацией) и обсуждением. Метод оказался весьма полезен для обучения дошкольников, он позволяет установить контакт с детьми.

Беседа осуществляется посредством диалога и имеет вопросно-ответную форму изложения передачи информации собеседнику для её закрепления. Беседа относится к одним из самых древних методов обучения, она использовалась на практике ещё древнегреческими философами, в частности Сократом. [5] Применение бесед на практике показало, что этот процесс эффективнее проходит при условии того, что педагог тщательно продумывает систему вопросов и тем самым подводит обучающихся к понимаю и усвоению нового материала, при помощи этого метода также можно проверить усвоение предыдущего материала. Посредством беседы педагог может мотивировать учащихся к рассуждению, тем самых развивая их мышление, впоследствии обучающиеся начинают сравнивать и сопоставлять фактический материал, прибегают к творческому анализу своего опыта или уже полученных знаний. В ходе беседы можно более точно узнать уровень знаний детей, что в экологии особенно важно, понять, что им нравится на занятиях, и что бы им хотелось узнать.

На практике метод беседы применялся довольно часто, посредством диалога ставились вопросы, если ответы были не совсем корректны, размышления перенаправлялись в другом направлении, тем самым беседа переводилась в контрольно-коррекционную форму. Путём метода беседы выявлено, что дети хорошо знакомы с основными представителями лекарственных растений. С помощью беседы удалось выяснить, с какими аспектами охраны окружающей среды дети знакомы, и на какие нужно обратить внимание, чтобы сформировать у детей основные экологические знания.

Метод объяснения применяют на практике для того, чтобы изложить природу какого-либо явления, факта или процесса обучающимся, объяснение чаще всего используют при изучении теоретического материалы. Объяснение, как правило, проходит в форме монолога, где педагог раскрывает причинно-следственные связи и отношения какого-либо процесса. Объяснение, как метод на практике применяют с учащимися различных возрастных групп, но наибольшая эффективность и актуальность метода проявляется при обучении в школе. Метод объяснения весьма актуален и для дошкольников. Это объясняется тем, что дети ещё только познают окружающей их мир и все явления в нём, которые вызывают у них много вопросов, начиная от формы листьев деревьев и заканчивая природными процессами, поэтому очень важно чётко и в доступной форме объяснять детям всё то, что у них вызывает интерес, а также подтолкнуть их к тому, чтобы он усиливался. Во время занятий метод объяснения способствовал более быстрому усвоению материалы детьми, с помощью него удалось показать детям разницу между особо охраняемыми природными территориями РФ, объяснить про статус редкости вида в Красной книге, и какая категория ему присваивается. [5, 6]

Метод демонстрации (метод показа) строится на основе показа обучающимся действия различных химических и физических приборов, аппаратов, учащимся так же могут быть продемонстрированы явления природы, в деталях события жизни, наглядно различного рода производственные и научные процессы. Демонстрацию используют для закрепления материала, она может нести творческий характер. Метод тесно связан с методом иллюстраций, но отличие состоит в том, что обучающимся представляют динамичные изображения, а в методе иллюстраций, наглядность статична. [7] Два этих метода в основном применяются вместе с друг другом во взаимосвязи, в свою очередь один метод дополняет другой и усиливает его действие. В ситуации, когда демонстрируемый процесс или явление должно восприниматься целостно, принято использовать собственно демонстрацию. В ситуации, когда нужно раскрыть сущность явления или связь его элементов с другими процессами используют иллюстрацию. В связи с внедрением в педагогический процесс новых визуальных источников подачи информации, а именно компьютеров, проекторов, различного рода видеоустройств, выделен другой метод обучения, именуемый видеометодом.

Видеометод использовался для показа детям увлекательных фактах о растениях и их особенностях. В заключение каждого занятия ребятам демонстрировался мультфильм [8, 9]. В завершении просмотра дети рассказывали, что нового они из него узнали. Стоит рассмотреть возможность проведения занятий в будущем в форме видеороликов, потому что так дети более внимательны и легче воспринимают материал.

В целом метод демонстрации доказал свою эффективность в педагогической деятельности. Обучающиеся гораздо быстрее и качественные запоминают необходимый материал, так как он подкрепляется иллюстративными изображениями: это может быть, как презентация, так и видеоролик по заданной теме. Доказано, что все возрастные группы обучающихся гораздо проще запоминают материал, если он сопровождается презентацией или другим наглядным материалом. При работе с детьми это особенно важно, т.к. их необходимо увлечь и сконцентрировать внимание, а презентация активно способствует этому.

Самостоятельная работа – это метод обучения, который направлен на получение знаний, опыта и навыков с помощью самостоятельного изучения обучающимися теоретического материла, с целью осмысления и запоминания новых знаний. Самостоятельная работа может заключаться в отработке каких-либо действий, приёмов, также осуществляться посредствам просмотров презентаций и видеороликов.

В ходе занятий были показаны видеоролики, направленные на самостоятельное изучение, затем оценивалась степень усвоения материала. В качестве самостоятельной работы детям было предложено выполнить задания на составление пищевых цепочек, для того чтобы они лучше поняли взаимосвязи в экосистеме, насколько они важны и каким образом на это может повлиять человек. На самостоятельную работу выносилось задание, целью которого являлось понять, что полезного даёт природа человечеству, дети писали свои варианты и затем дополняли друг друга. Благодаря выполнению такого рода заданий у детей сформировалось бережное отношение к природе. Стоит отметить, что обучающиеся гораздо эффективнее усваивают материал, если он задание выполняется самостоятельно.

Все описанные выше традиционные методы применяются в учебных заведениях, на различных ступенях образования, каждый в той или иной степени доказал свою эффективность. Сфера образования постоянно развивается, появляются новые инновационные методы обучения, которые облегчают процесс обучения, но традиционные методы доказали свою эффективность проверкой временем.

В последние десятилетия для педагогики актуальным стал поиск новых или преобразование традиционных, хорошо известных педагогической науке методов обучения, которые могут обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. В экологии взаимосвязь функций обучения особенно важна ввиду обширных фундаментальных научных знаний, которые включает в себя эта наука. [10]

Применяемые методы обучения в настоящий момент классифицируют по трем видам: пассивные, активные и интерактивные – каждый из них имеет свою характеристику, а также условия и ситуацию наиболее удобную для применения. Среди наиболее использующихся на сегодняшний день современных методов обучения выделяют следующие: тренинг, модульное обучение, дистанционное обучение, ценностная ориентировка, кейс–стади, коучинг, ролевые игры, деловая игра, действие по образцу, креативные группы, разбор «завалов», работа в парах, метод рефлексии, метод ротаций, метод «Лидер–ведомый», метод «Летучка», мифологемы, обмен опытом, мозговой штурм, тематические обсуждения, консалтинг, участие в официальных мероприятиях, использование информационно-компьютерных технологий образовательные тренажеры, метод синектики [3]. При работе с дошкольниками г. Дубны применение современных методов не такое обширное, как традиционных, но все же они имеют место быть.

Одним из современных методов обучения является работа в парах. Он представляет собой взаимодействие одного обучающегося с другим, они составляют пару друг с другом, таким образом налаживается контакт между ними, проявляется обратная связь и оценка со стороны в процессе освоения новой деятельности. Предполагается, что обе стороны в паре обладают равноценными правами. [11]

В дошкольных образовательных учреждениях этот метод был применён на практике, он хорошо способствовал налаживанию дружеских контактов между детьми, помогал им в развитии коммуникативных способностей. Метод применялся с помощью интерактивного задания, детям было предложено собрать пазлы и разбиться на пары соответственно, в итоге каждая пара должна была назвать тот вид растения, который у них получился на изображении. В ходе его выполнения были подмечены индивидуальные особенности каждого ребёнка. По результатам задания стало ясно, какие растения, произрастающие на территории г. Дубна дети знают, а с какими их ещё предстоит познакомить.

Метод использования информационно-компьютерных технологий используется в педагогической деятельности при помощи современных прогрессивных средств передачи информации к ним относятся: компьютеры, цифровые проекторы, ноутбуки, интерактивные доски и прочее. Информация, которая должна быть усвоена обучающимися во время процесса передачи знаний, сопровождается визуально-образными данными, это могут быть различного рода графики, таблицы и видеоматериалы. Положительным моментом является то, что изучаемое явление или объект познания, как и процесс может быть показан в динамике.

Использование информационно-компьютерных технологий имеет преимущество перед другими методами, благодаря тому, что представление учебного материла может быть динамичным, весь материал или его отдельные элементы могут быть повторены преподавателем или обучающимся самостоятельно, в любое время. Это напрямую или косвенно увеличивает процент остаточных знаний.

Недостатки метода немногочисленны, но они имеют место быть: в процессе использования метода отсутствует учет индивидуальных особенностей обучающихся, хотя современная педагогика обращает на это особое внимание. В большинстве случаев во время процесса передачи знаний отсутствует интерактивная связь, с учащимися, а преподаватель не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на своих подопечных. [12]

Метод применялся на практике во время проведения каждого занятия, при помощи современных средств технического обеспечения: ноутбука и проектора. Информация для обучающихся выводилась на экран как в текстовой, так и в иллюстративной форме. Детям были показаны представители видов болотной, луговой и городской растительности, также были представлены краснокнижные виды, встречающиеся на территории г. Дубна. Посредством метода была проведена интерактивная игра «Своя Игра», которая углубила знания детей по основным представителям современной флоры и фауны.

Методы педагогической практики выделяются своим многообразием, некоторые из них используются только в частных учреждениях, многие надёжно закрепились в системе государственного образования. В экологическом образовании зачастую присутствует сочетание как традиционных, так и современных методов обучения. По результатам исследования установлено, что комплексный подход в выборе методов наиболее оптимален, наиболее приоритетен смешанный метод. [3]

Заключение

В ходе изучения литературных источников установлено, что многие учёные считают экологическую культуру составной частью общей культуры. Сущность экологической культуры может быть рассмотрена как единство экологически развитого сознания, которое с большим успехом будет сформировано при прививании экологических ценностей на ранних этапах жизни человека. В связи с реформами Министерства природных ресурсов РФ очень нужно донести до каждого жителя страны информацию о ключевых экологических проблемах.

По результатам проведённых занятий можно сделать вывод о том, что уровень изложенного материала соответствует возрасту и может быть усложнён, возможно рассмотреть вариант добавления различных углублённых блоков.

По завершению исследования выявлено, что в различных группах сильно различается уровень знания детей по разным экологическим аспектам. Это в свою очередь подчёркивает важность экологического просвещения.

При проведении занятий следует использовать сочетание различных методов экологического образования, воспитания и просвещения.


Библиографическая ссылка

Семерня М.М., Савватеева О.А. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // European Journal of Natural History. – 2020. – № 1. – С. 61-66;
URL: https://world-science.ru/ru/article/view?id=34039 (дата обращения: 25.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674