Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF PROCUREMENT ACTIVITIES IN THE TRANSPORT CORPORATION

Surikova Е.А. 1 Yunickii I.I. 1
1 Siberian State University of Railway Transport
Conducting procurement activities in the modern realities of the market economy of the Russian Federation is one of the most important components of the effective functioning of enterprises. This process is aimed at meeting the needs of enterprises for the necessary goods, works, services that are necessary for conducting economic activities. In nationalized, state, municipal and large private companies, such a tool as conducting competitive procurement methods using the functionality of trade and procurement platforms is used to optimize the procurement process. Within the framework of this article, the issues of conducting procurement activities in a transport corporation are considered, including its goals and objectives, efficiency analysis, identification of problems in the procurement of goods, works, services from third-party suppliers and ways to solve them. The purpose of the scientific article is to form a general concept of the economic efficiency of procurement activities and directions for improving the system of indicators characterizing the quality of the procurement process. The article describes the conduct of procurement activities in a transport corporation; describes the indicators used in assessing the quality of procurement activities; provides a quantitative assessment of the effectiveness of procurement activities in a transport corporation; suggests possible ways to improve the efficiency of procurement activities in a transport corporation.
competitive procurement
enterprise need
goods
work
service
transport corporation
regional procurement organization center
procurement performance indicators.

В современной системе ведения хозяйственной деятельности предприятий в Российской Федерации одну из ключевых позиций занимает организация закупочной деятельности и эффективность ее ведения.

Закупочная деятельность в транспортной корпорации – это процесс, целью которого является удовлетворение потребности подразделений компании (далее – заказчики) в товарах, работах, услугах необходимых для эффективного ведения производственной деятельности. В ходе проведения процедур закупок определяются характеристики, объем поставляемых товаров, работ, услуг, сроки поставки этих товаров или сроки выполнения работ, услуг, а также определяется наиболее выгодная стоимость приобретения товаров, работ, услуг. Закупочная деятельность является целостным, системным процессом эффективность которого можно определить и оценить.

В ходе ведения закупочной деятельности в транспортной корпорации применяется такой механизм, как организация и проведение различных видов конкурентных закупок, осуществляемых на государственных торгово-закупочных площадках. Целью таких процедур является создание конкурентной среды в различных хозяйствующих отраслях, которая позволяет предприятию, в чьих интересах проводится закупка, выбрать наиболее выгодного для себя поставщика или подрядчика. К конкурентным способам закупок относятся, например, проведение открытого аукциона, куда для участия может заявиться любой участник рынка, или аукцион с ограниченным участием, куда может заявится только тот участник, который прошел предварительный квалификационный отбор, проводимый специально для конкретной процедуры закупки. Связующим звеном между заказчиком и потенциальным поставщиком или подрядчиком выступает региональный центра организации закупок (далее – организатор), который обеспечивает правильное и своевременное размещение заказов на торгово-закупочных площадках, а также курирует вопросы в части оценки заявок участников конкурентных закупок и выборе победителей, заключении договоров.

Для оценки эффективности закупочной деятельности в транспортной корпорации стоит, прежде всего, ответить на вопрос: что же представляет собой понятие экономической эффективности? Итак, экономическая эффективность – это соотношение, как правило в количественном выражении, затрат на ведение определенной хозяйственной деятельности на ее результат (например, чистую прибыль) [1, 2]. В свою очередь понятие эффективности закупочной деятельности несколько отличается от основного понятия.

Эффективность закупочной деятельности определяется, прежде всего, удовлетворением потребностей предприятия в необходимых производственных и вспомогательных ресурсах. Также важным аспектом эффективности закупок является рациональное и экономное расходование бюджета компании в части материального обеспечения [3].

В отношении рассматриваемой транспортной корпорации стоит также отметить и тот факт, что, являясь компанией со стопроцентным государственным участием, транспортная корпорация должно строго соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе в сфере государственных закупок, так как в компании проводятся процедуры размещения заказов на торгово-закупочных площадках. К нормативным актам этой правовой отрасли относятся:

• Федеральный закон «О защите конкуренции» [4];

• Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [5];

• Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [6].

Соблюдение всех необходимых правовых норм в сфере закупок также свидетельствует об эффективности ведения закупочной деятельности в транспортной корпорации.

Таким образом, эффективность закупочной деятельности в транспортной корпорации – это результат ее ведения, при котором компания снабжается необходимыми товарами, работами и услугами, а также обеспечивается экономия бюджетных средств и соблюдение законодательства Российской Федерации.

В рассматриваемой транспортной корпорации принято распоряжение «Об утверждении Методики оценки эффективности закупочной деятельности», на основании которого проводится качественная и количественная оценка эффективности закупочной деятельности.

Оценка закупочной деятельности подразделений транспортной корпорации осуществляется в соответствии с показателями эффективности закупочной деятельности в целом, с учетом функциональных особенностей и специфики закупок товаров, работ, услуг различных групп подразделений в транспортной корпорации.

Эффективность закупочной деятельности формируется в процессе совместной деятельности организаторов и заказчиков, которая направлена на достижение общих результатов:

• Обеспечение транспортной корпорации необходимыми товарами, работами, услугами;

• Соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов, принятых в рассматриваемой транспортной корпорации;

• Своевременное выполнение программ и планов транспортной корпорации;

• Обеспечение единообразного подхода к организации и проведению процедур размещения заказов для транспортной корпорации.

Оценка эффективности деятельности подразделений транспортной корпорации в области закупочной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

• Стратегическая направленность;

• Целесообразность;

• Управляемость.

В таблице представлены целевые (контрольные) значения показателей эффективности закупочной деятельности, на основании принятой методики в рассматриваемой транспортной компании [7].

Целевые (контрольные) значения показателей эффективности закупочной деятельности

Группа показателей

Целевой (контрольный) показатель/ целевая/тенденция/диапазон

Исполнение плана закупок

70%

Объем изменений плана закупок

не более показателя прошлого года (в%)

Соответствие бюджетным параметрам

100%

Экономия расходования средств

от 2% до 5%

Конкурентные закупки

65%

Закупки в электронной форме

50% аукционы в электронной форме – рост по сравнению с показателем прошлого года (В%)

Закупки у субъектов МСП

18%; спецторги – 10%; инновации – рост на 5%

Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции

рост на 10%

Закупки продукции российского производства (импортозамещение)

рост по сравнению с показателем прошлого года (В%)

Своевременность реализации процедур закупочной деятельности

не более показателя прошлого года (в %)

Качество реализации процедур закупочной деятельности

не более показателя прошлого года (в %)

На основании данных таблицы, а также проведенном исследовании с использованием метода экспертных оценок определен можно сделать следующие выводы:

• Наиболее важными показателями являются «Исполнение плана закупок» и «Соответствие бюджетным параметрам» так как неисполнение контрольного значения этих показателей влечет за собой всевозможную должностную ответственность (дисциплинарные взыскания с должностных лиц, привлечение к административной и уголовной ответственности (в случаях если нарушение исполнения плана закупок влечет за собой нарушение графика движения поездов) и так далее);

• С точки зрения непосредственно эффективности ведения закупочной деятельности важнейшим показателем является «Экономия расходования средств», так как основной задачей конкурентных способов закупки является обеспечение потребности в качественных товарах, работах, услугах на наиболее выгодных условиях;

• Такие показатели как «Закупки в электронной форме», «Закупки у субъектов МСП», «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции» и «Закупки продукции российского производства (импортозамещение)» регулируются нормативными актами правительства Российской Федерации, однако их выполнение зависит непосредственно от потребностей подразделений-заказчиков;

• Стоит отметить, что согласно данным показателям, доля конкурентных закупок должна составлять не менее 65 % из общего числа заключаемых договоров, направленных на обеспечение потребностей подразделений-заказчиков. Это обусловлено тем, что достичь максимальной экономии расходования средств можно только путем проведения торгов среди потенциальных поставщиков и исполнителей для создания здоровой рыночной конкуренции.

Однако, критический анализ системы показателей продемонстрировал недостаточную их объективность.

Например, такие показатели как «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции», «Своевременность реализации процедур закупочной деятельности» и «Качество реализации процедур закупочной деятельности» обладают недостаточной объективностью в оценке эффективности закупочной деятельности, а именно:

• По показателю «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции» установлено нормативное значение «Рост на 10%», однако, в общей доле проводимых процедур закупок доля инновационной и (или) высокотехнологичной продукции довольно мала (порядка 5 %). Это связано с тем, что для удовлетворения потребностей заказчиков в номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг довольно редко встречается необходимость приобретения инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, так как основная масса процедур закупок направлена на обеспечение текущей производственной деятельности (в основном это ремонт техники, зданий, сооружений, поставка канцелярии, продуктов питания, техническое обслуживание машин и механизмов, уборка территории, банковское обслуживание, благоустройство. Реже это поставка компьютерной и специальной техники). Таким образом, исходя из малой доли товаров, работ, услуг в общем количестве проводимых процедур размещения заказов показатель «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции» необъективен и малоэффективен.

• Показатель «Своевременность реализации процедур закупочной деятельности» справедлив только в совокупности с показателем «Исполнение плана закупок», так как своевременность реализации процедур зависит напрямую от заказчика, а именно – от того, на какой период заказчик запланирует закупку того или иного товара, работы, услуги исходя из своих потребностей. Таким образом, «Своевременность реализации процедур закупочной деятельности» год от года изменяется и зависит только от принятого к исполнению плана закупок, а значит, оценка своевременности по отношению, например, к прошлому году будет не совсем корректна.

• Такой показатель как «Качество реализации процедур закупочной деятельности» имеет главный критерий – количество обоснованных жалоб/претензий по реализации закупочной деятельности от внешних и (или) внутренних клиентов. Однако, стоит отметь, что в общем количестве обоснованных жалоб/претензий, принятых Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС), большая их часть появляется из-за неоднозначного трактования одного или нескольких положений документации о закупке. Например, экспертной группой, которая принимает решение о допуске/отклонении участников закупок, на основании положения закупочной документации принимается решение об отклонении заявки участника. Однако, это положение может противоречить другому пункту закупочной документации или Положению о закупке товаров, работ, услуг, принятого в рассматриваемой транспортной корпорации. Таким образом, участник, подавая жалобу в ФАС, находит подтверждение несовершенству в системе организации закупок рассматриваемой компании, и его жалоба признается состоятельной. Таким образом, прежде чем вводить для оценки эффективности закупочной деятельности показатель «Качество реализации процедур закупочной деятельности», необходимо устранить как можно больше изъянов в принятых регламентах и формах.

Для лучшего понимания вопроса об оценке эффективности закупочной деятельности в рассматриваемой транспортной корпорации был проведен количественный анализ на основании исторических статистических данных регионального центра организации закупок по критерию «Экономия расходования средств» за 2019-2021 годы.

Экономия по результатам проведенных конкурентных процедур закупок составила:

• В 2019 году – 5,43 %;

• В 2020 году – 4,98 %;

• В 2021 году – 4,54 %.

Снижение данных показателей к 2021 году объясняется тем, что данный период времени пришелся на мировую пандемию по COVID-19, которая повлекла за собой снижение доли закупок не только в Российской Федерации, но и в мире. Однако, стоит отметить, что экономия бюджетных средств в рассматриваемой транспортной корпорации соответствует нормативным значениям, согласно принятой методике оценки закупочной деятельности.

Для повышения эффективности закупочной деятельности транспортной корпорации предлагается провести следующие мероприятия:

• Проводить на постоянной основе обучающие семинары с рассмотрением текущих особо значимых организационных вопросов закупочной деятельности и вопросов законодательства [8];

• Внести корректировки в существующие формы закупочной документации на предмет исключения неоднозначных трактований ее положений для сведения к минимуму рисков обращения участников закупок с жалобами в ФАС и другие надзирающие органы государственной власти [9];

• Пересмотреть перечень показателей эффективности закупочной деятельности, принятых в транспортной корпорации на предмет исключения из него необъективных критериев (таких, как например, «Закупки инновационной и (или) высокотехнологичной продукции») и их заменой на более информативные и объективные показатели (например, «Подтверждение квалификации специалистов, занятых при организации и проведении закупок конкурентными способами» как для подразделений-заказчиков, так и для организаторов с целевым значением равным 100%).

Так как рассматриваемая транспортная корпорация постоянно совершенствует и модернизирует методологию ведения различных процессов, которые совершаются в хозяйственной деятельности, можно с уверенностью сказать, что процесс ведения закупочной деятельности будет постоянно увеличивать эффективность, учитывая текущее экономическое, политическое и социальное положение в государстве.