Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

THREE QUARTERS OF A CENTURY FOR THE GLORY OF RUSSIA: ACADEMICIAN S.I. RESNYANSKY: (TO THE 75TH ANNIVERSARY)

Kosorukova M.I. 1 Kopylova V.N. 2
1 Plekhanov Russian University of Economics
2 Moscow state regional University
In this article for the first time the scientific analysis of life and scientific activity of the outstanding academician of RAEN, the doctor of historical Sciences Resnyansky Sergey Ivanovich is carried out. The author of the article emphasizes the scientific achievements, discoveries of this outstanding scientist, his personal qualities. This article is dedicated to the anniversary, the 75th anniversary of academician S.I. Resnyansky, the scientific novelty of the article lies in the fact that it is the first to conduct a comprehensive study of the ideas and achievements of the above-named academician, and consider the main achievements and stages of his life. The authors emphasize the reflection of the views of this outstanding scientist, his influence on the work of other scientists and striking works of representatives of the creative elite, such as the action-packed, patriotic novel about youth «Children of Perestroika. Warning «by Mary Magdalene,» Planet Athos. Virgin Mary «by Miguel Severo, as well as personal qualities, which gives the whole picture. The dissertation of S. I. Resnyansky, his teaching aids and monographs are especially considered in the article. The article considers the worldview of academician Resnyansky, his contribution to modern historical science. This article is a complete research work; the research materials can be used in the practice of scientific and teaching activities.
s.i. resnyansky
academician resnyansky
rudn
moscow state university
russian idea
history of the church
jubilee
academician of the russian academy of sciences
historian
outstanding scientist
conciliarity
spirituality
continuity
culture
mentality
person

В начале ХХI века необходимо проанализировать не только историю России, но и ее верных исследователей, тех, кто внес особый вклад в сохранение и изучение исторических источников, кто верно нес эстафету и передавал знания молодому поколению. Необходимо подвести итог вкладу в науку каждого из историков и создать галерею их литературных портретов.

Целью данной статьи является анализ жизни и научного творчества одного из тех, кто преумножил славу исторической науки, доктора исторических наук, профессора Сергея Ивановича Реснянского. Научная новизна заключается в том, что впервые в научном историческом исследовании на основе исторических источников, таких как научные работы самого профессора Сергея Ивановича Реснянского, историографические и критические статьи, посвященные его научному творчеству, так и работы (книги и статьи), на которых оказал влияние этот профессор, дается цельный образ жизни и творчества этого известного ученого.

Материалы и методы исследования

Актуальность статьи связана с широким празднованием юбилея (75-летия) С.И. Реснянского, потому структура данной статьи подразумевает первоначально знакомство с биографией профессора Реснянского. После чего будет предпринят анализ его научных концепций и мировоззрения.

Реснянский Сергей Иванович родился 26 сентября 1944 года в Воронеже. Еще с детства он был воспитан в духе уважения к своим родителям, особенно к матери, которую звали Ириной. Так, до настоящего времени он участвует в Ирининских чтениях в память о ней. Его мать – участница Великой Отечественной войны, медсестра в медсанбате и эвакогоспитале два года находилась в действующей армии, награждена медалями и орденом Отечественной войны. Отец – Бурмистров Иван Капитонович, майор, командир батальона, погиб под Кенигсбергом в марте 1945 года.

После прохождения срочной службы в армии (служба на Дальнем Востоке на советско-китайской границе), в 1969 году поступил, а в 1975 году закончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Больше 9 лет, с 1975 по 1984 гг. работал на кафедре истории в качестве старшего преподавателя, доцента во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. В 1981 году в МГУ им. М.В. Ломоносова после окончания аспирантуры защитил под руководством И.Е. Горелова кандидатскую диссертацию на тему: «Большевики Центрального промышленного района в борьбе за рабочие массы в период спада Первой русской революции: 1906 – июнь 1907 гг.». После в должности доцента проработал в ряде вузов, таких как МИНХ им. Г.В. Плеханова (1984 –1988), Московская высшая партийная школа в 1988 –1991 гг. (сейчас это РГСУ, Российский Государственный Социальный Университет), Российской академии сферы быта и услуг (1991–2000 гг.). В 2001 году с блеском защитил докторскую диссертацию на тему: «Российская историография взаимоотношений государства и церкви в период петровских преобразований» [1]. С.И. Реснянский продолжал научные и творческие исследования, переходя из вуза в вуз в поисках коллектива единомышленников: в 2000 – 2003 гг. был директором Института социального туризма, профессором кафедры Отечественной истории РГСУ; в 2003–2013 гг. – заведовал кафедрой культурологии и философии в Российском государственном университете туризма и сервиса.

Достижения и заслуги профессора С.И. Реснянского признаны в российской и международной научной общественности. Профессор С.И. Реснянский – член Союза журналистов России; член Диссертационного совета РУДН (Исторические науки и археология), член Диссертационного совета МГОУ по историческим наукам, член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; академик Российской академии естественных наук (член бюро секции «Российские энциклопедии»), член Императорского православного палестинского общества.

Академик С.И. Реснянский известен во всем мире, доказательством тому одноименная статья в Википедии. Его труды изучают во многих университетах за пределами России Необходимо отметить, что это признание и уважение заслуженно тем многолетним трудом, многочисленными исследованиями вышеназванного академика. Широкий кругозор, эрудиция, логическое мышление, введение в научный оборот новых источников и всестороннее, скрупулезное их изучение сделали имя академика С.И. Реснянского незыблемым, непререкаемым авторитетом в научном мире.

С 2003 г. по настоящее время С.И. Реснянский преподает в Российском университете дружбы народов, сначала, с 2003 по 2008 г. – в Центре антропологических исследований, с 2008 г. и до текущего момента он профессор кафедры истории России РУДН. Одновременно, с 2013 г. по настоящее время он совмещает преподавание в РУДН с чтением лекций на кафедре истории средних веков и нового времени МГОУ (Московский Государственный областной университет).

Под руководством профессора Сергея Ивановича Реснянского были подготовлены 15 кандидатских и 8 докторских диссертаций по отечественной истории. Сфера научных интересов профессора Реснянского широка и многообразна: это и история Русской Православной церкви [2], и историография России [3], и творчество Сальвадора Дали [4], историография, взаимоотношения государства и церкви, источниковедение, русская идея, аксиология, соборность, история религии. историческая психология, русский религиозный раскол, геополитика, история России [5].

Академика С.И. Реснянского можно назвать основоположником научной школы, он воспитал целую плеяду высокопрофессиональных ученых, которые в свою очередь передали его опыт, знания и мастерство многочисленным ученикам. Вместе с тем, научные разработки академика С.И. Реснянского являются лучшими образцами и продолжением научной исторической традиций дореволюционной школы. Свидетельством этому постоянное обращение к научному наследию философа ХIХ века Константина Леонтьева «Византизм и славянство».

Профессор С.И. Реснянский автор ряда популярных учебников и учебных пособий, таких как «Отечественная история IX–XIX вв.» (в соавторстве) [6], «История общественной мысли России. XI–XX вв.» (в соавторстве) [7] и др.

Среди научных исследований профессора С.И. Реснянского особый интерес представляют лекции по интеллектуальной истории России XI–XXI вв. [8] В книге подчеркиваются и освещаются недостаточно изученные в отечественной исторической учебной литературе и историографии вопросы о воздействии текста Библии на мировоззрение древнерусского летописца, о влиянии исторической структуры киевского «Синопсиса» на русскую литературу и общественное сознание XVIII–XX вв., о возникновении 2 типов исторического знания: научного и социально ориентированного (на примере исторических текстов М.В. Ломоносова и Г.Ф. Миллера), а также политики памяти, которую пыталась пропагандировать посредством своих исторических произведений Екатерина II.

Среди самых ярких идей, составляющих сущность оригинального мировоззрения доктора исторических наук С.И. Реснянского, кроме изучения аксиологии, русской идеи и соборности выделяется мысль, что триада «Москва – Третий Рим» суть потенциал мессианской устремлённости в будущее России её православного архетипа. Эта идея, как считает С.И. Реснянский, кардинально определила направление русской духовной жизни в целом и деятельности Русской Православной Церкви.

Необходимо отметить, что академик С.И. Реснянский стал изучать историю церкви еще в советское время официального атеизма, что говорит об отсутствии конъюнктуры и неподдельном научном интересе к истории православия и церкви в России этого ученого. Изучение истории Русской православной церкви он продолжает и до настоящего времени, что позволяет многогранно изучить проблему при рассекречивании и извлечении из архивов новых, научных документов по истории церкви.

Академик С.И. Реснянский пользуется заслуженным уважением и авторитетом, как у профессиональных историков [9, с. 129], которые занимаются изучением проблем в самых различных областях, вопросах истории эмиграции [10, с. 607], вопросах гендерных и изучения педагогики и поведения молодежи [11, с. 2], вопросах исследования национальной идеи [12, с. 121], истории церкви и ХХ века [13, с. 15].

Результаты исследования и их обсуждение

Публикация его статей всегда вызывает широкий общественный резонанс. Так, например, исследователи В.Ю. Дашевский и С.А. Чарный подчеркивают, что в статье «Поиски «масонского заговора» и кризис правой идеологии в предреволюционной России», опубликованной в журнале «Вопросы истории» 2017 г. № 9, историки В.Э. Багдасарян и С.И. Реснянский «камня на камне не оставили от „масонских» конспирологических теорий» [14, с. 316].

Научное творчество и идеи профессора С.И. Реснянского оказали влияние не только на формирование научной школы, но и уже нашли отражение в популярных художественных произведениях (Мария Магдалинова антиутопия. «Дети перестройки. Предупреждение». [15] https://www.labirint.ru/books/622491/, Severo Мигель. Планета Афон. Дева Мария [16] и др.).

Интересно проанализировать влияние и преломление научных концепций академика С.И. Реснянского на художественные произведения современной России, например, на популярную приключенческую антиутопию Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение», написанную о молодежи и для молодежи. Интересно, что в СМИ уже была информация, что «Мария Магдадинова» – псевдоним ученого, историка, кандидата исторических наук, этот псевдоним придумал отец Всеволод (Чаплин). В этой антиутопии в ярком захватывающем повествовании говорится, как в 1999 году в Москву пришел некто, то ли Христос, то ли его антипод, то есть Антихрист. Все события отсылают к Евангелию, события разворачиваются в период Страстной недели. Москва становится Иерусалимом, здесь и Голгофа (перекресток, то есть крест, дом на улице Адама Головлева, Голгофа обозначает голову Адама, где был убит главный герой снайпером по фамилии Лонгинов, что отсылает к копью Лонгина), и количество главных персонажей 13: 12 подростков и лидер, и предатель, Иуда с характерной фамилией «Власов», что намекает на предателя генерала Андрея Власова. И кафе «у колодца», где владелица кормит главного героя (намёк на сцену из Евангелия, где самаритянка поит Христа у колодца). И еще много других деталей, которые доказывают и позволяют сделать следующий вывод: необходимо каждому прочесть занимательную антиутопию Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение», чтобы ясно понять, как, каким образом научные труды академика С.И. Реснянского повлияли даже на современную остросюжетную прозу.

Следует отметить не только научные изыскания, но и личностные качества профессора С.И. Реснянского: доброжелательность, отзывчивость, стремление помочь людям, попавшим в беду, участие в судьбе коллег, терпение, отсутствие высокомерия, что так редко можно встретить в научной среде начала ХХI века [17, с. 41]. Молодые ученые подтверждают, что даже с аспирантами и студентами профессор С.И. Реснянский общается как с равными [18, с. 79]. Реснянский Сергей Иванович считает, что «образование – это, прежде всего, выстраивание личности, ибо восстановление духовного в сегодняшнем человеке — самая главная проблема ХХI столетия» [19].

Профессор С.И. Реснянский подтверждает свои научные идеи о торжестве нравственности всем своим поведением [20, с. 244]. Он не только авторитетный, пользующийся заслуженным уважением историк церкви, но и действительно воцерковленный человек. Он защитил диссертацию по теме истории церкви во время правления Петра I, истинно верующий христианин, соблюдающий посты и прочие церковные ритуалы, постоянный активный участник Рождественских чтений (так, например, в 2018 г. он участвовал сразу в 3 секциях, в том числе и в Храме Христа Спасителя, и на Пречистенке у кандидата в Президенты РФ С.Н. Бабурина) и в РУДН), Ириннинских чтений в церкви св. Ирины г. Москвы на ул. Энгельса под предводительством архиепископа Витебского Дмитрия, является членом Императорского православного палестинского общества.

Профессор С.И. Реснянский не только рассуждает в научных трудах о Православии, но и своей жизнью показывает пример исполнения заповедей Божьих. Так, например, на праздник Крещения профессор С.И. Реснянский купается в проруби, доказывая своим примером правильность христианского пути. Необходимо отметить, что в результате этого он выглядит не по годам здорово, сохраняя военную выправку, гусарскую удаль, бодрую походку, неистощимую энергию и интерес ко всему новому.

Сергей Иванович Реснянский известен и как примерный семьянин (у него двое детей и трое внуков), его отличает любовь к животным, особенно собакам. Его хобби – страсть к путешествиям, не только по миру, но больше по необъятным просторам России и созерцание русских церковных и светских исторических памятников архитектуры.

Выводы

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы. Сегодня в России наблюдается глубокий и всесторонний кризис ценностей и смыслов и только обращение к православию способно вернуть культуре ее духовно-нравственную составляющую.

Сегодня идет война за умы подрастающего поколения, идет война за историю и культуру России. Идет вытеснение культурно-нравственной составляющей Русской идеи и подмены ее утилитарными, потребительскими целями. Можно говорить о навязывании потребительского мировоззрения и подмене духовно-нравственных ценностей материальными.

В настоящее время происходит кризис внутри личности с самим собой. Со своим народом. Утрачивается роль истории, прошлого и места личности в смене поколений.

Происходит снижение планки морально – нравственных требований к личности. В этой связи, профессор С.И. Реснянский выполняет свою важную миссию по воспитания молодого поколения в духе патриотизма и уважения к русской идее, православии и духовно-нравственным идеалам России, повторяя слова И. А. Ильина, что Россию нужно не просто знать, но любить её сердцем. Необходимо взять на вооружение творческие и научные достижения профессора С.И. Реснянского, его поведение, как образец достойного современного ученого.