Scientific journal
European Journal of Natural History
ISSN 2073-4972
ИФ РИНЦ = 0,301

PERSON-CENTERED APPROACH IN THE WORK OF AN EDUCATION PSYCHOLOGIST WITH ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Krivova Yu.E. 1 Pshenichnova I.V. 1
1 Ivanovo State University Shuya branch
The article discusses approaches to defining the concept of «deviant behavior» and its relationship to the norm of behavior. The characteristic of the varieties of its manifestation in adolescents is given, the reasons for the surge of deviant behavior in adolescence are highlighted. The author emphasizes the role of a person-centered approach to the prevention and overcoming of deviant behavior in adolescents, which allows creating conditions for meeting the needs of adolescents in self-realization. The analysis of the results of diagnostic work allowed us to identify the following problems of adolescents: a tendency to addictive behavior, a tendency to self-destructive and self-damaging behavior, high rates of verbal and physical aggression, hostile behavior towards peers and teachers, a tendency to overcome norms and rules of behavior. Based on the results of the diagnostics, the main directions of psychological and pedagogical work with deviant adolescents were determined: elimination of aggression and propensity to hostile behavior, development of trust in people, including adults; formation of positive personal qualities and behavioral responses; development of adequate ways to respond in a conflict situation; formation of the need for social recognition and self-affirmation; formation of stable motives for maintaining a healthy lifestyle; creation of a system of awareness of parents about the results of the analysis of the state of health and correctional work in school for the health improvement of children.
person-centered approach
adolescence
deviant behavior
aggressive behavior
conflict

Девиантное поведение подростков – одна из проблем сегодняшнего общества, в котором заметно «молодеют» такие явления, как табакокурение, наркомания, правонарушения. Увеличение числа девиантного поведения среди подростков неблагоприятно сказываются не только на благополучии всего общества, но и на самих подростках, оказывая негативное влияние на их психическое и физическое здоровье. Среди причин возникновения девиантного поведения ученые отмечают социальную нестабильность, разрушение традиционных институтов социализации детей и подростков, деформацию привычных способов их самореализации, коммерциализацию сфер досуга, изменение ценностей семейного воспитания и другие факторы. Все эти изменения показывают необходимость обновления сложившихся в образовании форм воспитания и развития подрастающего поколения.

Цель исследования

Цель нашего исследования заключается в выявлении эффективных подходов и направлений работы школьного педагога-психолога с подростками с девиантным поведением.

Материалы и методы исследования

В широком плане исследования проблемы девиантного поведения сводятся к исследованию факторов проявления гармонии между личностью и обществом, оптимизации их взаимодействия и развития. Для того, чтобы дать качественную характеристику девиантного поведения, его следует соотнести с понятием «норма». Нормой поведения считается общепризнанный универсальный образец поведения в определенном социуме. Л.С. Выготский выделил ряд характеристик поведения: мотивированность, адаптивность, аутентичность, продуктивность, адекватность [1].

Ю.А. Простакишина в качестве основного признака нормы поведения выделяет институциональность, которую рассматривает как «систему общепринятых, наиболее известных стереотипов поведения в различных сферах жизнедеятельности человека, что придает им важное и весомое социальное значение и свойство, так как они условно стабильны, постоянны, а на законодательном уровне носят общеобязательный характер» [2]. Эти характеристики можно экстраполировать и понятие девиантного поведения, т.к. оно также вызывается личностными особенностями человека и его способностью выстраивать отношения с окружающей социальной средой (так, как умеет, как получается). Отталкиваясь от понятия нормы поведения, Ю.А. Простакишина определяет девиантное поведение как «нарушение социальных норм поведения независимо от того, соответствует ли данная норма требованиям социальной реальности или нет».

И.А. Кедрова отмечает, что «основополагающим в генезисе девиантности является процесс социализации, в ходе которого индивид принимает социальный опыт и воспроизводит систему социальных связей за счет своей активности» [3]. При этом человек становится частью определенного общества. Особое место в процессе социализации занимает подростковый возраст. Подросток стремится доказать окружающим и, в первую очередь, самому себе свою самоценность и самостоятельность, что, с одной стороны, помогает ему в индивидуализации и развитии собственной личности, а с другой – осложняет отношения с обществом. Л.С. Выготский показал, что особенности проявления девиантного поведения подростков связаны с конкретными социальными обстоятельствами: изменением отношения к миру взрослых и их ценностям, изменением позиции подростка во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. И.А. Кедрова подчеркивает, что почвой для девиантного поведения подростков становится их стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в ближайшем окружении. Н.В. Федорова и Е.А. Черкевич, изучая девиантное поведение подростков, выявили, что такое поведение наблюдается преимущественно в кругу общения, в школьной среде [4]. Поведение подростков носит агрессивно-насильственный характер, что свидетельствует о «социально-психологической личностной деформации». Агрессивно-насильственные действия подростков являются как способом достижения какой-либо значимой цели, так и способом психологической разрядки. Диапазон мотивов их возникновения очень широк – от обиды и неприязни до снобизма и стремления к превосходству. Кроме насильственно-агрессивных действий среди современных подростков в возрасте 14-17 лет распространены школьные прогулы, сквернословие, табакокурение, грубое поведение в конфликтных ситуациях со сверстниками и педагогами, употребление алкогольных напитков. Н.В. Федорова и Е.А. Черкевич обращают внимание на то, что девиантные формы поведения привлекательны для подростков, так как рассматриваются ими как возможность поднять статус в группе за счет проявления своей силы, ловкости, смелости. Кроме этого они могут сопровождаться возникновением чувства удовольствия от причинения вреда, особенно если их причинами являются озлобленность или банальная скука.

На наш взгляд, коррекция девиантного поведения подростков обязательно должна проходить с учетом личностных особенностей каждого из девиантов и быть направлена на уточнение имеющихся мотиваций, установок, формирование нравственных ценностей и поведения подростка [5, 6]. Наш опыт работы показывает, что построение психолого-педагогического взаимодействия на основе личностно-ориентированного подхода позволяет учесть специфику индивидуальности личности каждого подростка [7]. Суть личностно-ориентированного подхода И.С. Якиманская видит в «признании ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса» [8, с. 15]. При этом она подчеркивает, что ученик не становится субъектом обучения и воспитания, а является им изначально со своим субъектным (индивидуальным, житейским) опытом, со своими способностями, развивать которые призвана личностно-ориентированная система обучения.

Главная особенность личностно-ориентированного подхода – ориентация на саморазвитие и самореализацию подростка в конкретной деятельности. Личностно-ориентированный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры. Личность здесь рассматривается как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности психолого-педагогического взаимодействия. Такое взаимодействие строится с опорой на уникальность личности и ее актуальные возможности. Поэтому основная задача педагога-психолога в работе с подростками-девиантами – это создание условий для удовлетворения потребности подростков в самореализации и развитии их творческого потенциала [9].

Выявлению подростков, склонных к девиантному поведению, способствовала диагностическая работа. Мы провели диагностику обучающихся 7 и 8 классов (объем выборочной совокупности – 47 человек) с использованием следующих методов:

1) анализ документов (изучение личных дел подростков). Цель: выявить основные причины постановки подростков на внутришкольный учет и/или на учет в органах КДН;

2) метод экспертной оценки. Цель: выявить подростков, склонных к девиантному поведению, и распределить их по группам разного уровня проявления девиантных проявлений;

3) тестирование:

а) методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Цель: выявить готовность (склонность) обучающихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения;

б) методика «Личностный опросник агрессивности» А. Басса – М. Перри. Цель: выявить уровень проявления агрессивных и враждебных реакций человека.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ личных дел подростков позволил выявить 19 обучающихся (40,4 %), состоящих на внутришкольном учете. Основными причинами постановки являются следующие (расположены по уменьшению частоты проявления):

– пропуск занятий без уважительных причин (57,9 %);

– проявление агрессии (издевательство над младшими учащимися) (42,1 %);

– постановка на учет в органах КДН (31,6 %).

Также в личных делах подростков отражены причины их постановки на учет в органах КДН) (таких обучающихся шестеро):

– употребление алкогольных напитков;

– употребление психотропных и наркотически средств.

При этом у подростков может быть несколько причин постановки на учет, например употребление алкоголя и пропуск занятий; употребление ПАВ и совершение проступков и т.д.

Анализ личных дел так же показал, что 9 подростков (47,4 %) воспитываются в полных и внешне благополучных семьях (родители работают, сотрудничают с педагогами школы). Еще двое подростков (10,5 %) воспитываются в многодетных семьях, которые можно отнести к «группе риска» (в семьях один родитель, воспитанию старших детей не уделяется должного внимания, все внимание направлено только на младших детей). Остальные 8 подростков (42,1 %) воспитываются в неблагополучных семьях (встречается алкоголизм одного или обоих родителей, бродяжничество родителей, безработные родители).

В качестве экспертов были отобраны 12 педагогов и заместитель директора по воспитательной работе, работающие с испытуемыми, которые могли объективно оценить каждого из стоящих на внутришкольном учете подростков по уровню взаимоотношений и степени конфликтности со сверстниками. Анализ результатов применения метода экспертной оценки показал, что 6 подростков, которые поставлены на учет из-за проявления агрессии и участия в конфликтах отмечены как «сильно конфликтные». Педагоги характеризовали данных подростков как несдержанных, расчетливых, стремящихся словом или делом как-то задеть сверстников, пытающихся во что бы то ни стало доминировать над ними. Данные подростки нетерпимы к чужому мнению.

Двое подростков, по словам, педагогов «слабо конфликтны». На учет поставлены из-за пропуска занятий без уважительных причин. В то же время у этих подростков получается контролировать своё поведение в процессе взаимодействия со сверстниками.

Большинство подростков (11 человек) охарактеризованы как «умеренно конфликтные». Педагоги отмечают их стремление занять ведущую, центральную роль в коллективе. Им важна не защита интересов, а психологическая победа над «противником». Подростки замечены в том, что любят манипулировать сверстниками.

Анализ данных, полученных по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А.Н. Орел), показал следующее: высокая склонность к преодолению норм и правил (шкала 2) отмечается у 31,6 % испытуемых, склонность к аддиктивному поведению (шкала 3) у 10,5 % низкая, у 21,1 % – высокая. Почти половина испытуемых (47,4 %) имеют среднюю склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (шкала 4). Высокая склонность к агрессии и насилию (шкала 5) наблюдается у 52,6 % испытуемых. Низкие баллы по шкале 6 (волевого контроля эмоциональных реакций) свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, это наблюдается у 21,5 % испытуемых. 36,8 % школьников имеют высокую склонность к делинквентному поведению (шкала 7).

Личностный опросник агрессивности А. Басса – М. Перри показал, что высокая склонность к физической агрессии (шкала 2) наблюдается у 42,1 % испытуемых, а низкая – 26,3 %, склонность к проявлению латентной агрессии (шкала 1) на высоком уровне выражена у 38,8 % школьников, склонность к проявлению гнева (шкала 3) у 42,1 % испытуемых высокая. 42,1 % испытуемых имеют высокую склонность к враждебному поведению (шкала 4). Высокая склонность к вербальной агрессии (шкала 5) наблюдается у 57,9 % испытуемых. Среди подростков нами был выявлен большой процент обучающихся, проявляющих агрессивные реакции. Так, выявленные агрессивные реакции касались враждебности, угрозы окружающим, вербальных реплик и прочего. Так же, как и по предыдущей методике, мы выявили недостаточный уровень развития самоконтроля: низкие баллы по шкале волевого контроля (шкала 6) наблюдаются у 26,3 % испытуемых.

Таким образом, диагностическая работа позволила сформулировать следующие проблемы в школе: пропуск занятий без уважительной причины, проявление агрессии, участие в драках, враждебное поведение в отношении сверстников и учителей, преодоление норм и правил поведения. Исследование показало, что для подростков, проживающих в неполных семьях (в нашем случае – с матерью или с бабушкой), характерны такие девиантные формы поведения, как употребление психотропных и наркотически средств, употребление алкогольных напитков, проявления корыстного поведения (мелкие кражи), повышенная агрессивность и грубость. Для поведения обучающихся из опекаемых семей характерны хулиганские действия и поступки, школьные прогулы, курение. По методике СОП у данных подростков были выявлены склонность к аддиктивному поведению, склонность к преодолению норм и правил, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к враждебному поведению.

Поэтому работа педагога-психолога с подростками-девиантами должна быть направлена на:

1) устранение агрессии и склонности к враждебному поведению, развитие доверия к людям, в том числе – взрослым;

2) формирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций;

3) выработку адекватных способов реагирования в конфликтной ситуации;

4) формирование потребности в социальном признании и самоутверждении;

5) формирование устойчивых мотивов к ведению здорового образа жизни;

6) создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и коррекционной работы в школе по оздоровлению детей.

На организационно-мотивационном этапе работы мы познакомили подростков с основными правилами работы в тренинговой группе, с общим содержанием наших встреч. На этом этапе применение личностно-ориентированного подхода позволило обратить их внимание на возможность личностного роста («усовершенствование себя»). Мы выявляли мнение ребят о предпочитаемых формах работы, уровне их самостоятельности; было предложено начать заполнять «Карту личностного роста», в которой подростки фиксировали свои стремления, цели и имеющиеся трудности. В дальнейшем это помогает выстроить работу в группе таким образом, чтобы каждый участник чувствовал личностную значимость выполняемых упражнений и мог видеть своё продвижение к своим же собственным целям.

Заключение

Дальнейшая работа педагога-психолога, выстроенная на основе личностно-ориентированного подхода, должна быть направлена на осознание своей самоценнности и развитие умений утверждать ее социально-одобряемыми способами (творческой, спортивной, социально-активной деятельности). Таким образом у ребят будет формироваться субъектная жизненная позиция, будут расширяться представления о своих собственных возможностях. Использование игровых и интерактивных методов работы, проведение тренингов позволит повысить коммуникативную компетентность подростков, уровень их эмпатии, сформировать эффективные приемы общения с различными собеседниками. Мы предполагаем, что такая активизация взаимодействия подростков друг с другом позволит принять роль взрослеющего человека, свободного от девиации.

Таким образом, построение психолого-педагогической работы с подростками с девиантным поведением на основе личностно-ориентированного подхода позволит запустить активный процесс самоизменения обучающегося, развития его субъектной позиции по отношению к собственной учебной деятельности и межличностному взаимодействию.